«Слова „пива нет“ — самые неприятные и унизительные»: участники сибирского рынка о новых законах об алкоголе
© rosvin.ru
В новосибирском Экспоцентре в рамках «Пивной ярмарки Сибири −2012» прошел круглый стол с участием представителей исполнительной власти, некоммерческих объединений, производителей и продавцов пива из разных регионов. Главной темой обсуждения стали поправки в федеральное законодательство, касающиеся новых стандартов пивоварения и использования тары.
В новосибирском Экспоцентре в рамках «Пивной ярмарки Сибири−2012» прошел круглый стол с участием представителей исполнительной власти, некоммерческих объединений, производителей и продавцов пива из разных регионов.Главной темой обсуждения стали поправки в федеральное законодательство, касающиеся новых стандартов пивоварения и использования тары. Опасения производителей и продавцов пива связаны с изменениями в федеральный закон № 218 от 18 июля 2011 года, которые, в том числе, приравняли пиво к алкогольной продукции. Производители тары обсудили технический регламент для таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», который еще в прошлом году вызвал негативную реакцию у действующих лиц рынка.
«Не знаю, какие регионы здесь представлены, но рада всех видеть, — открыла форум замминистра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова. — Рынок пива в 2011 году вырос на 0,1 %, в основном за счет увеличения производства и усиления маркетинговых стратегий».
Представитель новосибирского правительства отметила, что с тех пор, как крупнейшие пивные компании России совместно стали обсуждать влияние государства на рынок и привлекать к этому средства массовой информации, бизнес смог реально повлиять на законодательные инициативы и остановить введение нового технического регламента для таможенного союза в его первоначальной редакции. Тем не менее, замминистра пожурила присутствующих за несвоевременную реакцию на законодательные перемены.
«Нам иногда приходится самим подталкивать бизнес, — заявила Яркова. — Закон стукнул по голове, и мы начинаем почесываться, хотя было два года на обсуждение. Вы не только должны работать, но и должны встраиваться в законы накануне их постановки».
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Объединение участников пиво-безалкогольного рынка РФ» Камаль Лебедев заметил, что постоянный рост рынка пива, наблюдавшийся с 1994 по 2010 годы, «не прошел для кого-то незамеченным». Также он назвал основные цели государства в этой сфере — деалкоголизацию и рост налоговых поступлений — «противоречащими друг другу». Лебедев сказал, что слова «пива нет» — «самые неприятные и унизительные» для людей.
«В отличие от теневого рынка крепкого алкоголя, пивоварение — прозрачная отрасль, — заявил Лебедев. — Снижение алкоголизма соответствует снижению объемов потребления крепкого алкоголя, значит, пиво на это не влияет».
Появление «напитков на основе пива» отпугнет иностранные кампании, производящие пиво с фруктовыми добавками, например, лимонной цедрой
«Мы два последних года озабочены тем, что происходит на законодательном уровне с нашей отраслью. Все инициативы ведут к её упадку», — начала свой доклад генеральный директор международного исследовательского центра «Пиво и напитки XXI век» Елена Цветкова. Она с иронией сказала о том, что технологическая часть ФЗ №218 и поправки к ФЗ №171 обусловлены «видимо тем, что государство решило напоить граждан качественным пивом».Речь идет о стандартах процентного соотношения солода, зерна, хмеля и сахаросодержащих продуктов в пиве. Согласно им помимо «пива» теперь существуют «напитки на основе пива», что, по мнению Цветковой, отпугнет иностранные кампании, производящие пиво с фруктовыми добавками, например, лимонной цедрой.
«Зачем это, если у нас отсутствуют методы определения нужного соотношения ингредиентов? — спросила у зала Елена Цветкова. — Когда спросила об этом депутатов, мне сказали — „чтобы россияне пили вкусное пиво“. Но вкусное и качественное — разные вещи. Появляется термин „напитки на основе пива“, а значит, исчезают многие производители, в том числе иностранные, к примеру, Hoegaarden (бельгийское пшеничное пиво, производимое компанией InBev, — прим. Тайги.инфо), которые не захотят называться „напитком“».
Вице-президент по развитию и общественным связям Национального тарного союза Петр Бобровский также не выразил благодарности законодателям. По его словам, производителям ПЭТ-тары и пива все-таки удалось внести необходимые изменения в технический регламент таможенного союза, и они ждут лишь его подписания.
Бобровский также затронул тему утилизации тары. ПЭТ-тара, по его мнению, выгодна для сбора, а все слова о захламлении улиц спекулятивны: «Запрет „вторичной“ стеклянной бутылки и ПЭТ для розлива пива увеличат затраты на энергию, необходимую для производства. Надо не пути запрета искать, а пути переработки мусора». Кроме того, эксперт отметил необходимость саморегулирования отрасли, то есть общие стандарты качества продукции должны устанавливаться в ходе сотрудничества производителей, которые в дальнейшем будут требовать их принятия на федеральном уровне и на уровне таможенного союза.
Для 74,2% алкоголиков в период запоя доминирующим напитком стала водка, и только 7,8% употребляли в основном пиво
Завершил круглый стол доктор медицинских наук, заведующий отделением информатики и системных исследований Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава РФ Александр Немцов. Он рассказал об интересном исследовании проблемы алкоголизма в стране, ведь один из пунктов атаки государства на рынок пива — борьба за здоровье населения, и неофициальном термине «пивной алкоголизм».Немцов и его коллеги исследовали 412 алкоголиков из наркологической клиники в Москве на предмет доминирующего напитка «в период запоя». Для 74,2% из них доминирующим напитком стала водка, и только 7,8% употребляли в основном пиво. Любителей вина, коньяка и коктейлей оказалось практически поровну, один человек употреблял спирт, еще один умудрился стать алкоголиком на «почве шампанского».
В ходе второго этапа исследования, когда выбрали по 40 «пивных» и «водочных» алкоголиков, специалисты отследили смену основного напитка в зависимости от возраста. Большинство из них с 14 лет начали употреблять пиво, но с течением жизни перешли на крепкий алкоголь, примечательно, что с наступлением абстинентного синдрома больные практически всегда предпочитали водку.
Ярослав Власов
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522