Политолог: Возвращение силовиков и «казус Толоконского» должны стать примерами для других
© kp.ru. Николай Рогожкин (с ключом)
Директор «Регион Медиа» Игорь Даченков считает, что возвращение Путиным полпредов-силовиков говорит о смещении акцентов в их работе и невостребованности на этих постах харизматичных политиков. А понижение Виктора Толоконского должно стать уроком другим чиновникам, помогающим на выборах оппозиции.
Тайга.инфо публикует мнение политолога о Рогожкине и Толоконском без существенных правок.С назначением двух новых полпредов — Сергея Меликова на Северном Кавказе и Николая Рогожкина в СФО — Владимир Путин фактически совершил «откат» к началу 2000-х годов. Если проанализировать персоны тогдашних полномочных представителей, то большинство из них было выходцами из силовых структур. На тот момент подобные назначения были предсказуемыми и адекватными общей политической ситуации в стране. Путину, только ставшему президентом страны, нужны были свои «легаты», которые смогли бы влиять на ситуацию в регионах, обеспечивать политическую стабильность и выстраивание единой вертикали. При этом особо не зарываться в части собственных политических амбиций.
Вспомним, что тогда, на рубеже столетия, в части регионов губернаторы стали чувствовать себя, мягко говоря, вольготно. Потому и лозунг об «укреплении вертикали власти» в те годы был одним из ключевых. «Буфер» в виде полпредов в свое время сыграл важную роль в решении этой задачи. Если провести аналогию с современностью, то Олег Белавенцев, ставший полпредом в Крымском федеральном округе, как раз будет заниматься тем кругом внутриполитических вопросов, который был актуален для России десять с лишним лет назад. И потому вполне логично, что во главе Крымского полпредства был поставлен именно представитель силовых структур (ВМФ в данном случае, как знаковый для полуострова).
Главком внутренних войск МВД Николай Рогожкин назначен полпредом президента в Сибири
Во-первых, ставка на силовиков означает, что «скамейка запасных» из числа штатских у президента достаточно короткая. Говоря о штатских, имеется в виду тот пул российских политиков, на которых глава государства может всецело положиться. Таковых немного даже в высших эшелонах власти: Шойгу, Рогозин, Лавров — кто еще? Вот и приходиться обращаться к стандартному в нашей стране источнику кадрового резерва, к силовикам. У них есть одно неоспоримое преимущество: исполнительность вкупе с отсутствием серьезных политических амбиций. Исключения, как например, генерал Лебедь — не в счет, учитывая, что и тот поначалу был вполне управляемой фигурой. Зато назначение в конце прошлого года главой Кабардино-Балкарской республики силовика Юрия Кокова выглядит вполне логичным, учитывая местную специфику и серьезные внутриполитические проблемы, сложившиеся за годы руководства регионом Арсеном Каноковым.
Во-вторых, появление полпредов-силовиков говорит о смещение акцентов в их деятельности. Кремлю на этой должности в меньшей степени нужны популярные и харизматичные политики. В большей степени — проводники основных задач, декларируемых в последнее время: борьба с коррупцией, решение вопросов межнациональных отношений, безопасность жизни граждан и тому подобное. На первый план выходят именно внутриполитические, а не экономические вопросы. Конечно, можно рассуждать о том, что новые полпреды из числа силовиков слабы как политики, а точнее — их нельзя отнести к разряду политических тяжеловесов. Однако для решения обозначенных задач быть политиком не столь и обязательно, сколько грамотным и качественным исполнителем, умеющим жестко держать заданный сверху вектор движения.
В-третьих, появление генералов во главе полпредств в лишний раз подчеркивает, насколько сильны позиции министра обороны Сергея Шойгу. Пусть он и последний в списке членов российского правительства (по алфавиту), но много кому даст фору по степени влияния. А также, что не менее важно, доверия со стороны Владимира Путина.
И, наконец, в-четвертых, последние назначения можно считать показательным уроком для других полпредов. В первую очередь это касается понижения сибирского полпреда Виктора Толоконского до должности и.о. губернатора Красноярского края. Именно «понижение», а не смещение или отставка. В этом контексте можно провести параллель с Георгием Полтавченко, который в 2011 году сменил кресло полпреда по ЦФО на должность губернатора Санкт-Петербурга. Однако в случае с Полтавченко, слухи о досрочных выборах в сентябре которого сейчас очень сильны, такую ротацию можно однозначно расценивать как карьерный рост.
Для бывшего губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского это все-таки понижение после статуса полпреда. Безусловно, «казус Толоконского» должен стать для других живым классическим примером того, как не стоит вести себя представителю президента. Известно, что последние годы прошли в его системном противостоянии с теперь уже бывшим главой области Василием Юрченко. Последнего в итоге сняли, да еще и со скандалом. На выборах мэра Новосибирска победил представитель КПРФ Анатолий Локоть, которому, по слухам, помогало полпредство. Впрочем, по экспертным оценкам, Толоконский помогал оппозиции и на выборах в Госдуму в декабре 2011 года. Учитывая совокупность этих фактов, вполне объяснимой и даже ожидаемой оказалась красноярская «ссылка» чиновника. Поэтому для других полпредов это должно стать сигналом: играй в политику, да не заигрывайся.
Игорь Даченков, политический консультант,
генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522