Новосибирцы о претензиях прокуратуры к опере «Тангейзер»: «Кто-то желает показательной порки»

© Татьяна Ломакина. Тимофей Кулябин (справа)
Новосибирцы о претензиях прокуратуры к опере «Тангейзер»: «Кто-то желает показательной порки»
25 Фев 2015, 05:19

Административное преследование создателей оперы «Тангейзер» по жалобе РПЦ связано с необходимостью правоприменения закона и отсутствием общественного диалога, считают известные новосибирцы. Они надеются, что митрополит изменит свою позицию, и советуют не ходить на то, что «коробит».

Тайга.инфо подробно рассказывала о ситуации вокруг спектакля, поставленного Тимофеем Кулябиным в Новосибирском оперном театре. Напомним, прокуратура Новосибирска возбудила дела об административном правонарушении в отношении режиссера и директора театра Бориса Мездрича после жалобы новосибирского митрополита Тихона. В постановке нашли признаки оскорбления чувств верующих.

НГАТОиБ «намерен отстаивать свою профессиональную позицию и художественную политику в рамках действующего законодательства РФ», сообщили в пресс-службе театра.

Тайга.инфо попросила известных новосибирцев, причастных к культурной жизни города, ответить на четыре вопроса: как они оценивают постановку с эстетической точки зрения, считают ли нормальны и приемлемым активное вмешательство «православных активистов» и митрополита в светскую культуру, насколько справедливы претензии Тихона к опере и возможно ли, чтобы новосибирская епархия начала с юмором (чего требует, например, спектакль «Песни о Родине») и пониманием относиться к произведениям, так или иначе затрагивающим вопросы веры?

Петр Белякин, дирижер НГАТОиБ

Предпринята основательная попытка нового осмысления оперы, создания «надстройки», исходящей из логики музыкально-драматического материала. Не могу сказать, что получилось логически безупречно, но вышло главное: получился живой спектакль, а не банальное «осовременивание».

Не могу ответить на второй вопрос, так как не знаю, что такое «нормально». Возможно, происходящее становится для нашего общества нормой. Во многих социумах так и есть. Если мы хотим идти по такому пути — милости просим. Только, чур, потом не жаловаться.

В государстве с отделенной церковью и свободой совести претензии митрополита к опере, конечно, не кажутся оправданными. Но в последнее время у нас есть тенденция к изменению этих принципов. Не вполне понятно, применима ли формула «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение», если какое-либо кощунственное действие происходит по сюжету спектакля и имеет свой контекст. По аналогии: если в фильме про Великую Отечественную войну в кадре появляются люди в форме Вермахта и СС с соответствующими знаменами, можно ли это считать пропагандой фашизма, оскорблением памяти жертв войны и, как следствие, нарушением соответствующего закона? Вопрос риторический. Так что тут не в митрополите дело. А объективно — тоже не кажутся.

Спектакль не пропагандирует какой-то сатанизм или ересь, а «вскрывает язвы», как, собственно, и подобает (иногда) честному искусству. Но, как говорится, каждый понимает в меру своей испорченности. Надеюсь, владыка, будучи неглупым человеком, был не совсем подробно информирован и впоследствии изменит свою позицию.

Сможет ли новосибирская епархия с юмором и пониманием относиться к произведениям, так или иначе затрагивающим «символику церкви»? Очень на это надеюсь и верю. Причем, не столько с юмором (какие уж там шутки, вопросы в спектакле затрагиваются серьезнейшие), а именно с пониманием.

Наталья Ярославцева, экс-министр культуры Новосибирской области

Новая постановка мне понравилась, но сразу было ощущение, что авторы идут по краю дозволенного по закону, а не с точки зрения эстетических запретов. Я очень переживаю за судьбу спектакля и не хочу наказания для ее авторов. Думающие люди понимают, что ничего нового, что не воспроизводились бы нашим телевидением или не было бы описано в классической литературе, там нет. Но есть опасность, что, раз в стране принят закон, он должен иметь правоприменение, и кто-то желает показательной порки.

Церковь в настоящий момент не будет относиться с юмором к таким постановкам по трем причинам: они долго добивались этого закона об оскорблении чувств верующих; митрополит в очередной раз не дождался от властей ответа или общественного обсуждения ситуации; это очень яркий и сразу нашумевший проект оперного театра, известного в стране, чтобы на нем не делать пиар.

В истории уже не раз случалось, что авторы произведений часто были не сразу поняты, освистаны, ноты и произведения «лежали под сукном». Жаль никто не слышит объяснений самого режиссера Тимофея Кулябина, а это очень думающий, глубоко образованный человек и, конечно, не оживляж его привлекал в этой истории. Вспомним про Чашу Грааля у Дэна Брауна.

Выход может быть один — появление официальной площадки для обсуждения, переговоров, споров, защиты позиций с участием деятелей искусства, общественности, в т.ч. представителей РПЦ. В Новосибирске сильная и влиятельная митрополия, с нее берут пример другие регионы, вот она и является инициатором применения закона. Деятелям культуры и искусства и придется это учитывать, это часть гражданского общества. Либо им придется платить штрафы и идти на общественные работы. Надеюсь, до этого не дойдет. Все должны разъяснить свои позиции и что-то смягчить в постановке, оставив ее радовать зрителя.

Оксана Филипс, руководитель Новосибирского клуба зрителей, прихожанка церкви евангельских христиан-баптистов

Сценическую постановку оперы «Тангейзер» ожидала, радуясь такому масштабному полотну на нашей новосибирской сцене. Попав на премьеру, я не знала трактовки либретто режиссером. Однако перед первым актом на большом экране было объяснение режиссерской задумки: это не Тангейзер мечется между совестью и наслаждением, а речь пойдет о якобы потерянных годах Христа, о которых ничего не сказано в Писании.

Меня как человека верующего такие спекуляции на грани провокации всегда коробят. Не могу сказать «оскорбляют», но мне неприятно, когда люди берут то, что является основой жизни моей семьи и спекулируют этим. Это как если бы взяли историю вашей семьи или портреты ваших близких родственников и протащили их по «желтой» прессе, например. Но в то же время я понимаю и ценю то, что живу в свободном светском государстве, которое предполагает свободу слова и мышления всех ее граждан. Того, что, как я знаю, мне будет неприятно, я просто избегаю, но в мордобой за это не полезу. Христос и Петра упрекнул за это, когда тот полез Его защищать в Гефсиманском саду.

Францию упрекают в религиозном экстремизме, и я считаю это неприемлемым, когда в светском государстве мнение какой бы то ни было религиозной группы становится беспрекословным. Очень действенный пример подал нам Ганди, добившись независимости Индии посредством своего движения сатьяграха — ненасильственной борьбы. Хотелось бы, чтобы и в нашем обществе явления, вызывающие неприятие у той или иной общественной группы, могли обсуждаться без оскорблений, изменяться ради общего согласия и иметь право на существование.

Я, как зритель, голосую рублем: не хожу на то, что меня коробит. А как родитель я занимаюсь духовным воспитанием детей, чтобы они сами могли сделать для себя выводы о том, что для них полезно.

Подготовила Маргарита Логинова




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года