© Татьяна Ломакина
09 Фев 2015, 15:13
Истории, которые «могли произойти только в России», — на малой сцене новосибирского «Глобуса» поставили «Песни о Родине». Павел Южаков, Дмитрий Егоров и Алексей Крикливый создали триптих про честного милиционера, православного ежика и юнкеров, охраняющих подступы к Смольному.
В основе спектакля лежат произведения современных авторов: Алексей Крикливый получил «добро» от Виктора Пелевина на постановку
«Хрустального мира», Павел Южаков остановился на рассказе о честном милиционере «Благое дело» Дмитрия Глуховского, а выбор Дмитрия Егорова пал на «Современный патерик» Майи Кучерской.
Продюссировала проект театральная компания «Гамма» и лично Анастасия Журавлева. Художником-постановщиком выступил Евгений Лемешонок.
Премьера триптиха состоялась 5 и 6 февраля, самое активное обсуждение в СМИ и соцсетях вызвала именно работа Егорова, главным героем которой стал православный ежик, решивший покрестить всех обитателей леса. Координатор движения «Русский щит» Алексей Лобов счел постановку «Истории о православном ежике» из
«Патерика» оскорбительной для верующих и
заявил о намерении ответить режиссеру — в какой форме, пока неизвестно.
Отметим, что похожая реакция небольшой части православной общественности
наблюдалась и после выхода в 2005 году сборника историй, рассказов и анекдотов о жизни современной РПЦ Майи Кучерской «Современный патерик» — об этом рассказывала в одном из своих интервью сама писательница.
«Главное обвинение: так писать о церкви — бестактно, бесстыдно. Я устала повторять, что бестактно молчать, бесстыдно жить в душной православной резервации, закрывая глаза на происходящее в мире, и не пытаться откликаться на это с состраданием, а не ожесточенно, обличительно, — объясняла Кучерская. — Стараться греть, греть его, этот мир, греть и любить. Не делать этого — путь духовно бесперспективный. „Патерик“ — именно такое пробивание головой (и она у меня до сих пор болит) стены, стоящей между верующими и неверующими, церковными и нецерковными людьми. Попытка сказать и тем, и другим: „всюду жизнь“».
«Песни о Родине» сыграли артисты сразу трёх театров: «Глобуса», новосибирского «Первого театра» и томского ТЮЗа. По словам Егорова, работавшего с томичами, этот проект — «сугубо художественная акция, не имеющая отношения к политике, злободневности, текущему моменту». Однако в его сценической версии «Сказки о православном ёжике» белочка привлекает внимание миссионера-ежа, заслушавшись песней Personal Jesus в исполнении Мерилина Мэнсона, что
не может не отсылать к известным новосибирским событиям лета 2014 года.
.jpg)


Публикации про постановку Егорова не только в региональных, но и
федеральных СМИ,
приписывающие спектакль именно томскому Театру юного зрителя, вынудили руководство ТЮЗа выступить с официальным заявлением, что театр «не ставил и не имеет намерения реализовать» эту постановку: «Возрастная категория спектакля — 18+. В проекте участвуют артисты нашего театра, на добровольной основе, в свободное от основной работы время, —
сказано на сайте театра. — Вопрос о том, будет ли представлен спектакль „Песни о Родине“ на сцене Томского ТЮЗа остаётся открытым, поскольку есть целый ряд трудностей, которые следует разрешить, они касаются, прежде всего, необходимости адаптации спектакля к сценической площадке театра». Отметим, ранее в официальной группе спектакля
«Вконтакте» сообщалось, что в Томске спектакль покажут 4 марта.
Незаслуженно мало внимания СМИ уделили двум другим частям триптиха: сдержанному и стильному «Хрустальному миру» Пелевина в постановке Крикливого и несколько неровному, но интересному «Благому делу» Глуховского в постановке Южакова. Рецензий на весь спектакль, а не только тенденциозных новостей в духе «томский ТЮЗ утопил белочку во время крещения», еще не написано.



Герои Пелевина-Крикливого, юнкера Юрий Попович (Никита Сарычев) и Николай Муромцев (Никита Зайцев) накануне октябрьского переворота в 1917 году патрулируют улицу Шпалерную, охраняя подходы к Смольному, рассуждая о гибнущей культуре, цивилизационном подходе Шпенглера и нюхая кокаин.

.jpg)
.jpg)
Главный герой Глуховского-Южакова, честный майор полиции Антон Ломакин, расследует дело о гибели рабочего на стройке и выясняет такие факты, что его же собственный начальник дает ему огромную взятку, чтобы капитан замял дело. Но Ломакин отказывается, наплевав на личное счастье, и посылает замешанных в схеме коррупционеров куда подальше ёмким непечатным русским словом. Присутствовавший на премьере министр культуры Новосибирской области Василий Кузин при этом улыбался и аплодировал стоя, что внушает надежду на благополучное будущее спектакля, независимо от того, оставят в нем мат (запрещенный в театрах с 1 июля 2014 года) или нет.


Создатели спектакля не исключают, что к трем уже готовым историям добавятся и другие, а сам проект превратится в театральное движение. Следующий показ состоится в «Глобусе» 1 апреля.
Текст Татьяны Ломакиной и Маргариты Логиновой, фото Татьяны Ломакиной