«Песни о Родине»: хрустальный мир православного леса
© Татьяна Ломакина
Истории, которые «могли произойти только в России», — на малой сцене новосибирского «Глобуса» поставили «Песни о Родине». Павел Южаков, Дмитрий Егоров и Алексей Крикливый создали триптих про честного милиционера, православного ежика и юнкеров, охраняющих подступы к Смольному.
В основе спектакля лежат произведения современных авторов: Алексей Крикливый получил «добро» от Виктора Пелевина на постановку «Хрустального мира», Павел Южаков остановился на рассказе о честном милиционере «Благое дело» Дмитрия Глуховского, а выбор Дмитрия Егорова пал на «Современный патерик» Майи Кучерской. Продюссировала проект театральная компания «Гамма» и лично Анастасия Журавлева. Художником-постановщиком выступил Евгений Лемешонок.Премьера триптиха состоялась 5 и 6 февраля, самое активное обсуждение в СМИ и соцсетях вызвала именно работа Егорова, главным героем которой стал православный ежик, решивший покрестить всех обитателей леса. Координатор движения «Русский щит» Алексей Лобов счел постановку «Истории о православном ежике» из «Патерика» оскорбительной для верующих и заявил о намерении ответить режиссеру — в какой форме, пока неизвестно.
Отметим, что похожая реакция небольшой части православной общественности наблюдалась и после выхода в 2005 году сборника историй, рассказов и анекдотов о жизни современной РПЦ Майи Кучерской «Современный патерик» — об этом рассказывала в одном из своих интервью сама писательница.
«Главное обвинение: так писать о церкви — бестактно, бесстыдно. Я устала повторять, что бестактно молчать, бесстыдно жить в душной православной резервации, закрывая глаза на происходящее в мире, и не пытаться откликаться на это с состраданием, а не ожесточенно, обличительно, — объясняла Кучерская. — Стараться греть, греть его, этот мир, греть и любить. Не делать этого — путь духовно бесперспективный. „Патерик“ — именно такое пробивание головой (и она у меня до сих пор болит) стены, стоящей между верующими и неверующими, церковными и нецерковными людьми. Попытка сказать и тем, и другим: „всюду жизнь“».
«Песни о Родине» сыграли артисты сразу трёх театров: «Глобуса», новосибирского «Первого театра» и томского ТЮЗа. По словам Егорова, работавшего с томичами, этот проект — «сугубо художественная акция, не имеющая отношения к политике, злободневности, текущему моменту». Однако в его сценической версии «Сказки о православном ёжике» белочка привлекает внимание миссионера-ежа, заслушавшись песней Personal Jesus в исполнении Мерилина Мэнсона, что не может не отсылать к известным новосибирским событиям лета 2014 года.
Публикации про постановку Егорова не только в региональных, но и федеральных СМИ, приписывающие спектакль именно томскому Театру юного зрителя, вынудили руководство ТЮЗа выступить с официальным заявлением, что театр «не ставил и не имеет намерения реализовать» эту постановку: «Возрастная категория спектакля — 18+. В проекте участвуют артисты нашего театра, на добровольной основе, в свободное от основной работы время, — сказано на сайте театра. — Вопрос о том, будет ли представлен спектакль „Песни о Родине“ на сцене Томского ТЮЗа остаётся открытым, поскольку есть целый ряд трудностей, которые следует разрешить, они касаются, прежде всего, необходимости адаптации спектакля к сценической площадке театра». Отметим, ранее в официальной группе спектакля «Вконтакте» сообщалось, что в Томске спектакль покажут 4 марта.
Незаслуженно мало внимания СМИ уделили двум другим частям триптиха: сдержанному и стильному «Хрустальному миру» Пелевина в постановке Крикливого и несколько неровному, но интересному «Благому делу» Глуховского в постановке Южакова. Рецензий на весь спектакль, а не только тенденциозных новостей в духе «томский ТЮЗ утопил белочку во время крещения», еще не написано. Герои Пелевина-Крикливого, юнкера Юрий Попович (Никита Сарычев) и Николай Муромцев (Никита Зайцев) накануне октябрьского переворота в 1917 году патрулируют улицу Шпалерную, охраняя подходы к Смольному, рассуждая о гибнущей культуре, цивилизационном подходе Шпенглера и нюхая кокаин.
Главный герой Глуховского-Южакова, честный майор полиции Антон Ломакин, расследует дело о гибели рабочего на стройке и выясняет такие факты, что его же собственный начальник дает ему огромную взятку, чтобы капитан замял дело. Но Ломакин отказывается, наплевав на личное счастье, и посылает замешанных в схеме коррупционеров куда подальше ёмким непечатным русским словом. Присутствовавший на премьере министр культуры Новосибирской области Василий Кузин при этом улыбался и аплодировал стоя, что внушает надежду на благополучное будущее спектакля, независимо от того, оставят в нем мат (запрещенный в театрах с 1 июля 2014 года) или нет.
Создатели спектакля не исключают, что к трем уже готовым историям добавятся и другие, а сам проект превратится в театральное движение. Следующий показ состоится в «Глобусе» 1 апреля.
Текст Татьяны Ломакиной и Маргариты Логиновой, фото Татьяны Ломакиной
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522