Андрей Гудовский уходит из политики: «Всё говорит о том, что мы проигрываем»
© Федор Резник. Андрей Гудовский (справа)
Экс-министр региональной политики Новосибирской области Андрей Гудовский рассказал Тайге.инфо, что заставило его уходить из политики и «Единой России», как закончатся открытые праймериз, в чем он согласен с Илюхиным, почему Юрченко достоин поста губернатора, а выборы Знаткова можно было выиграть.
Тайга.инфо: Мы считали, что вы возвращаетесь в публичную политику после годичного перерыва и пойдете в заксобрание. А вы говорите, что отказываетесь баллотироваться.— Я собирался выдвигаться на округе в Октябрьском районе и целенаправленно к этому шел, встречался с людьми. Но при этом было какое-то сомнение, нужно мне это или нет. В любом случае, я уже 17 лет отработал и, честно говоря, считаю, что есть моменты, в которых я себя хорошо проявил. Как депутат и как политик. Несмотря на то, что заработал себе много врагов, я постоянно «втыкался», это все знают. И я для себя хотел понять, надо ли мне дальше идти воевать. И решил, что нет. У меня есть мама, семья, я лучше буду о них думать. На сегодняшний день я не вижу партнеров, команды. Когда работал в горсовете, в заксобрании, в правительстве, там были парни, на которых я мог опираться. И все заслуги, которые у меня есть (хотя кто-то может сказать, что никаких нет, и я это тоже пойму), они получились не потому, что я такой хороший, а потому, что у нас был коллектив. И мы работали вместе.
Например, в свое время в горсовете, еще до того, как был принят федеральный закон о капитальном ремонте жилья, мы добились, чтобы 300 млн рублей на ремонт было выделено из городского бюджета. Мы переругались со всеми — Слава Илюхин, Игорь Салов, Игорь Кудин, я, [Дмитрий] Асанцев тоже с нами был. А история с «Новосибирскэнерго»? Это вообще! 600 млн хотели забрать у людей, но мы их сохранили. В жесткой форме выступили, столько врагов приобрели! Я этим горжусь совершенно откровенно.
В 2012 году работала комиссия по оптимизации штата мэрии, в ней я был самый ярый... Сотню чиновников уволили. Точнее, оптимизировали. И сотни миллионов в бюджете сохранили. И этим я горжусь. Выступал еще против строительства моста у автовокзала. Но, к сожалению, коллеги нас не поддержали. Сейчас смотрим на этот мост, и все себя спрашиваем, а зачем мы туда ввалили все эти деньги? Другое дело, что сейчас я понял: нужно или идти воевать, или заниматься семьей. И всё.
Тайга.инфо: А воевать с кем?
— С чиновниками. Я ведь сам был чиновником. И сейчас могу сказать, что с ними надо воевать. Я пытался что-то изменить, когда работал в правительстве. Но, во-первых, маленький срок, во-вторых, наверное, я был в другой ситуации и не до конца что-то сделал. Но то, что нужно менять ситуацию — это однозначно. Нельзя быть во власти слишком долго. И это, кстати, тоже один из моментов, почему я ухожу. 17 лет — это много. Глаз зашоривается, сам бронзовеешь. Должны приходить другие люди. Два срока отработал, и нужно уходить. Это касается и исполнительной власти, и депутатства.
Тайга.инфо: Вы сказали, что в правительстве оказались в такой ситуации, что не успели многого сделать. Что это значит?
— Были определенные задачи, которые я выполнял. Мы нормально создали министерство региональной политики. Стали объединять районные газеты в медиахолдинг. И это была правильная идея, это нужно было делать. Потом уже Контрольно-счетная палата показала: у газет, которые оставались в прежнем статусе, была куча проблем, а к газетам, которые вошли в холдинг, никаких претензий не было. Государство должно рассказывать о своей политике, показывать, куда мы идем. Это нормально, когда у него есть свои медиаресурсы. Мне обидно, конечно, что эту тему (объединения районок в холдинг — прим. Тайги.инфо) закрыли, я считаю, она была правильная. И то, что радио «Слово» мы «завели» в ОТС, — это тоже нужно было делать.
Когда мы начинали работать, была тема — привезти уже не действующую подводную лодку «Новосибирск» из города Полярный, где она базировалась, и сделать из нее музей. Я начал разбираться. Эта подводная лодка — этажей пять-шесть, здоровая! Ее сюда привезти почти невозможно. И на это нужно было потратить кучу денег. Но все рассказывали, как это здорово, как привезем ее и «поднимем» патриотическое воспитание. Мы за эти деньги могли в каждом районе города устроить по несколько музеев. Там бюджет перевозки получался под миллиард рублей. Это во-первых. Во-вторых, ее нужно было где-то поставить, нужно было сооружать фундамент и так далее. И, в-третьих, ее же надо было содержать потом. Я всю эту тему зарубил. И мы не потратили бюджетные деньги просто так.
Я в правительство не денег зарабатывать приходил. Я себя хорошо чувствую, у меня нормально с деньгами, мне не нужно было там откаты получать. Мне просто было интересно там поработать. Поработал. И больше никогда в исполнительную власть не пойду. Объясню, почему. Мы можем критиковать губернатора, мэра или еще кого-то, но какой у них режим работы... Я и так это подозревал, а тут через себя пропустил. Очень жесткий режим. И то, что люди так пашут, за это им нужно отдать должное. Я выезжал из дома в 7 утра, в 8 уже был на работе. Уезжал в 8-9 вечера. Жизни нет никакой.
[Экс-губернатор Василий] Юрченко тот же, да он уже в 8 на работе был, а в 10 уходил с работы. Я сам всё это видел. Или [губернатор Владимир] Городецкий. Вот тоже пахарь. С утра до вечера, и в субботу, и в воскресенье. И как они летают постоянно. То в Москву, то еще куда-то.
Тайга.инфо: А вы с Юрченко сейчас поддерживаете отношения?
— Близких дружеских отношений у нас нет, но я звонил и поздравлял с днем рождения, с Новым годом. Честно скажу, его зря убрали. Он человек жесткий, может быть, грубоватый. Но много вещей сделал хороших, и я к нему хорошо отношусь.
Тайга.инфо: Думаете, вы бы с ним выиграли досрочные выборы губернатора?
— Да, выиграли бы, уверен. Мы бы и выборы [Владимира] Знаткова выиграли.
Тайга.инфо: Если бы не сняли Юрченко...
— Там сложилось много всего. Я вообще не понимаю, как можно было снимать губернатора прямо перед выборами. Его ведь, в конце концов, могли бы убрать и через три-четыре недели, в апреле. Провели бы Знаткова, потом бы сняли. Ну не было ничего такого, что нужно было немедленно отправлять Юрченко в отставку. Вон, сахалинский губернатор сколько исполнял обязанности? Его уже посадили, а он всё бумаги подписывал. Ну потерпели бы. Это была чисто политическая игра.
Уволили губернатора, суд снял Знаткова, плюс еще участие в кампании Андрея Ксензова, непонятная для меня история, — всё это наложилось. Я ушел тут же из мэрии, [Виктора] Козодоя отстранили... Считаю, что поражение — результат последних двух недель кампании.
Тайга.инфо: Разве решающую роль сыграла не администрация президента со снятием Юрченко и не умелые действия полпреда?
— То, что они отработали, это точно. Но даже при той ситуации можно было как-то «вывезти». Зачем столько билбордов было развешивать? Я считаю, это была серьезная ошибка.
Тайга.инфо: Делегирование вас в мэрию комиссаром в роли и.о. первого заместителя и.о. мэра Знаткова — это было временное решение? Или вы действительно рассчитывали там остаться?
— Я хотел остаться, да. Остался бы там, и была об этом договоренность с Юрченко. Но не сложилось.
Тайга.инфо: Не успели за полтора месяца прочувствовать все особенности работы в мэрии?
— Нет. Хотя многое тогда хотел «порезать». Считаю, что исторически в мэрии сложилось огромное количество структур, которые вообще не нужны, но потребляют кучу бюджетных денег. И они себя не отрабатывают. Зачем нам, например, департамент по промышленности? У нас даже полномочий таких нет. Чем мы можем промышленности помочь? Ничем. Много говорим, но ничего не делаем. И я, в том числе, виноват в этом. Есть отделы образования в районных администрациях. Чем они занимаются? Ничего не решают, бумаги перекладывают, только школы дергают. Хотел их поубирать, но не успел.
Жаль, что не успели в комиссии по оптимизации отработать второй этап. Надо сокращать все эти муниципальные учреждения — МУП, МКУ и так далее. На них мы тратим огромные деньги, а они вообще не оправдывают себя и отчитываются еще липовыми документами. Это недвижимость, это налоги, это зарплата. Но они ничего не дают. Зачем это? Думал, мы пойдем дальше. Но не сложилось.
Тайга.инфо: А когда вы собирались пойти в депутаты, готовы были окунуться в это снова?
— Когда идешь в определенном ритме, тяжело остановиться. Связи, общение, телевидение... Я шел по инерции. Но в какой-то момент поймал себя на мысли, что пора останавливаться.
Тайга.инфо: После того, как вас убрали из политсовета «Единой России», вы все равно решили идти от этой партии и договаривались о выдвижении?
— Ну, во-первых, меня не убирали, я ушел сам, написав заявление. Сначала уволился из мэрии — 19 марта, на следующий день после снятия губернатора. Посчитал для себя неправильным работать дальше. Через три-четыре дня подал заявление о выходе из политсовета. Только из-за того, что мы с Юрченко были в одной команде. Ну, если ему выразили недоверие, то зачем сидеть?
Поэтому сейчас я нормально приехал договариваться, переговорил с Валерием Ильенко, у нас хорошие отношения. Я сказал: «Валерий Павлович, вы все равно пойдете по списку как лидер партии, потому что лидер просто не может идти не по списку, и у вас округ освобождается. Вы не будете против, если я по нему пойду»? Он ответил: «Андрей, не вопрос». И я пошел.
Тайга.инфо: А что значит «пошел»? Вы собрали штаб, начали агитацию? Видел ваши открытки — поздравления с 8 марта.
— Я сформировал штаб, начал общаться с ТОСами, так как это округ был мне незнаком, он соседний с моим традиционным округом, чуть-чуть они пересекались. Были, правда, люди, которых я знал по общению в Октябрьском районе. Вот встречался, ездил по округу. Обычная кандидатская работа. Но вовремя понял, что надо остановиться.
Тайга.инфо: Но был же, наверное, какой-то толчок? Противоречия в «Единой России», какое-то непонимание с правительством? Формат праймериз?
— Конечно, это тоже влияло. Картина, она же из разных мелочей состоит. Количество переходит в качество. И праймериз тоже сыграли роль. Я, допустим, с Илюхиным полностью согласен. Ни в коем случае не хочу критиковать партию, не хочу говорить ничего про своих однопартийцев. Я просто для себя понял. Но Слава правильно говорит: как могут люди, которые вчера еще критиковали партию, мягко говоря, идти на праймериз? Ну как? Вспомните, кто только не критиковал Знаткова — и КПРФ, и «Справедливая Россия», и «Патриоты России», и «Коммунисты России». А теперь мы их всех приглашаем на праймериз.
Что такое праймериз? Он, конечно, нужен. Но как его проводить? Вот мы с вами, например, члены «Единой России»...
Тайга.инфо: Не дай бог.
— Это уже второй вопрос. Я о процедуре. Вот мы выходим на праймериз, и члены партии решают, что да, Женя лучше, Андрей хуже. И мы выдвигаем Женю от партии. Это нормально.
Тайга.инфо: Как вообще решить, кого и от кого выдвигать после открытых праймериз?
— Так вот я и удивляюсь. Вот, допустим, вы из «Коммунистов России», а я — единоросс. Прошли праймериз, вы выиграли. Хорошо. Кого выдвигаем? И от кого? Коммуниста выдвигаем? Любая партия должна бороться за власть. Это нормальная тема, это правильная тема. А мы сейчас говорим: давайте и те, и эти... Вот это тоже было одной из причин моего решения.
Тайга.инфо: Как повлияет на избирательную кампанию выбор такой модели праймериз?
— Очень плохо, на мой взгляд. Я думаю, что «ЕР» немного просядет. В 2010 году мы проиграли выборы, я считаю. В 2011 году — тоже не очень. Знатков проиграл выборы. Всё говорит о том, что мы проигрываем. И сейчас, думаю, что сентябрьские будут тоже не совсем хорошие.
Тайга.инфо: А почему «Единая Россия» все время проигрывает? Вот секретарь генсовета партии Сергей Неверов в своей последний приезд в Новосибирск говорил, что нужны новые лица, обновление депутатского корпуса. То же самое и вы говорили в начале нашего интервью. Но ведь руководство областного отделения и так меняется после каждых выборов.
— Знаете, я на это просто смотрю. Дело не в людях. Нормальные люди были. Алексей Акимович Беспаликов — просто мастодонт был. Человек, перед которым можно преклоняться. Витя Игнатов — молодец, я его знаю с 1997 года. Саня Морозов — то же самое. Ну и так далее. Дело не в этом. Дело в том, что федералы сами давят. Правильно Слава Илюхин сказал, опять к нему возвращаемся: они приезжают с готовым решением. Говорят — вот так будет и всё. И никак по-другому. Единственный вариант — встать в позу и сказать: слушайте, идите лесом. Но не все это могут, к сожалению. Не могут.
Тайга.инфо: А вы членом партии вообще остаетесь?
— Я выйду из партии точно.
Тайга.инфо: И вообще с политикой закончите?
— Пока — да. А там посмотрим.
Тайга.инфо: Но вы же понимаете, что в нашем городе, где на один намек — пять интерпретаций, все равно никто не поверит, что вы дистанцируетесь, когда ваш соратник Виктор Козодой новый сайт запускает.
— Мы с Виктором Ивановичем большие друзья, и я везде могу сказать, что мы — кенты. Что бы там не говорили про него, кто там его не любит... Я его друг. В 2005 году я избрался в горсовет Новосибирска и приобрел двух друзей — Виктора Козодоя и Игоря Кудина. Я благодарен судьбе за это. На этих людей я могу рассчитывать, мне они нравятся, мне с ними интересно. Ну, создал он [Козодой] сайт и создал. Может быть, я там как журналист выступлю, что-нибудь напишу.
Беседовал Евгений Мездриков
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522