Томский спектакль о двух войнах по прозе Алексиевич покажут в Новосибирске
© Фото Сибирского центра фотографии/tuz-tomsk.ru
Спектакль «Победители» Томского ТЮЗа покажут в новосибирском «Красном факеле» 28 июня. Постановка Дмитрия Егорова основана на книгах белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» о женщинах, вернувшихся с фронта в 1945 году, и афганской кампании СССР.
«Победители» по антивоенным книгам Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» придумали и поставили на сцене Томского ТЮЗа режиссер Дмитрий Егоров (автор спектакля «Довлатов. Анекдоты» и соавтор «Песен о Родине») и художник-постановщик Константин Соловьев. В Новосибирск на гастроли его привозит театральная компания «Гамма».«“В школе нас учили любить смерть”, — цитирует Алексиевич автор рецензии на спектакль в Петербургском театральном журнале. — “Я не хочу больше писать о войне, жить среди философии исчезновения вместо философии жизни”. Эти слова задают режиссерское осмысление темы».
Алексиевич была одной из первых в Советском Союзе, кто заговорил о положении женщин, прошедших Великую Отечественную войну, которых по возвращению с фронта соседи презирали, называя «солдатскими подстилками», а семьи выгоняли из дома. «"У меня было ночное дежурство... Зашла в палату тяжелораненых. Лежит капитан... Врачи предупредили меня перед дежурством, что ночью он умрет… Не дотянет до утра... Спрашиваю его: "Ну, как? Чем тебе помочь?" Никогда не забуду... Он вдруг улыбнулся, такая светлая улыбка на измученном лице: "Расстегни халат... Покажи мне свою грудь... Я давно не видел жену..." Мне стало стыдно, я что-то там ему отвечала. Ушла и вернулась через час. Он лежит мертвый. И та улыбка у него на лице..."», — пишет Алексиевич в книге «У войны не женское лицо».
Цензоры же отзывались о ее прозе так: «Кто пойдет после таких книг воевать? Вы унижаете женщину примитивным натурализмом. Женщину-героиню. Развенчиваете. Делаете ее обыкновенной женщиной. Самкой. А они у нас — святые».
В программке спектакля нет действующих лиц — только исполнители. Они выступают от имени матери, покупающей новое платье для свидания с могилой сына, молодой вдовы, живущей только любовью к погибшему мужу, вчерашней студентки театрального училища, берущей гитлеровцев на прицел, и хирурга, на пятидесятиградусной жаре латающего рану афганской старухе.
Дмитрий Егоров дал всем этим безымянным свидетелям двух войн возможность говорить со сцены. «Бесчисленные монологи, переходящие друг в друга и читаемые навзрыд, при отсутствии действия на сцене держат зал в напряжении весь спектакль. Зрители ловят каждый звук и в какие-то моменты оказываются почти в звенящей тишине, — рассказало о спектакле агентство новостей ТВ-2. — А актрисы на сцене творят невозможное — играют десятки безымянных медсестер и связисток, обрушивая на ошеломленных зрителей все новые подробности из биографий никому не известных героинь, потерявших в войне самих себя. Они победили, но заплатили за это максимальную цену. Без скидки на нежный возраст и принадлежность к прекрасной половине человечества».
«Победители», считают в Томском ТЮЗе, актуальны именно сейчас, «когда мы разобщены и подчас враждебны, чтобы не допустить нового кровавого кошмара, напомнив великую сермяжную правду: война всегда несёт лишь разрушение и скорбь».
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522