«Здесь ты нафиг не нужен»: почему украинских беженок с детьми лишают приюта в Новосибирске
© Анастасия Кораблёва
Матери-одиночки, бежавшие с детьми от войны на Украине, оказались на грани выселения из временного жилья в Новосибирске — правительство России уже не дает на них денег. Решение возмутило даже православных активистов, а власти региона предлагают женщинам «самоопределяться». Репортаж Тайги.инфо.
Новосибирские общественники вступились за«Причина такой меры в том, что в 2016 году финансирование беженцев, прибывших из территорий, подконтрольных киевской власти (города Славянск, Мариуполь, Краматорск, Лисичанск и других), а также из населенных пунктов ДНР и ЛНР, не вошедших в льготный перечень, установленный Минскими соглашениями, из федерального бюджета прекращено, — говорится в письме Задои, адресованном редакции Тайги.инфо. — Практически, на улицу отправляют матерей, которые либо не в состоянии работать, потому что их дети еще маленькие, либо зарабатывают гроши, на которые невозможно снять жилье и прокормить семью».
Действительно, с начала года правоотношения в данной сфере регулируются нормами постановления правительства РФ от
Тайге.инфо удалось поговорить с двумя женщинами, проживающими сейчас в хостеле «Сибирский рай». «Я уехала из Луганска 16 июня 2014 года. Мы попали в лагерь для беженцев в Евпатории. Нас вывозили группами, сообщая об этом за четыре часа, первая группа поехала в Чечню. У меня две дочки, старшей было 11 лет тогда, я за них испугалась, подумала, что в Чечню не хочу, — рассказала одна из них, Юлия (свою фамилию она не называет). — Мама родилась в Новосибирске, поэтому я предложила ей поехать на ее родину. Мы приехали 1 июля в город, попали в первый пункт временного размещения [в соборе] Александра Невского, потом в гостинице „Центральная“, потом в „Парк Хостел“. До ноября 2015 года мы там прожили, потом нас отправили на Гусинобродское шоссе, 70».
Юлия рассчитывала получить статус беженца и безуспешно «боролась за него больше года»: «У меня есть три официальных отказа: один противоречит другому. Был разговор с [министром социальной политики Сергеем] Пыхтиным, он сказал: „Юлия, хватит уже заниматься этим, видишь, что все без толку — бери временное убежище, иди по программе“. На мои слова, что я боюсь остаться на улице, он сказал, что до благоустройства будет держать меня в пункте временного размещения. Это была неофициальная беседа».
Сейчас она утверждает, что ей предлагают либо самостоятельно снимать жилье, либо возвращаться на Украину, где в ее родном Луганске «сейчас возобновились бои». «Я не знаю, что делать», — жалуется Юлия. Недавно она устроилась на работу и проходит испытательный срок, но не уверена, что ее окончательно примут, а денег на аренду жилья у нее пока нет.
«Вы в своем уме, как я могу туда поехать, если я детей оттуда увезла? У меня там база нациков. Честно скажу, ходила по храмам, там давали крупы, масло, а что делать?»
Еще одна обитательница «Сибирского рая», мать трех детей Елена, живет в Новосибирской области с сентября 2014 года. «Приехала я из Донецкой области, город Артемовск, который на тот момент был под Национальной гвардией Украины. У меня дом так расположен, можно на карте посмотреть, что за 2,5 км трассаОн рассказала, что 1 февраля ей позвонили из минсоцразвития и предложили определяться с дальнейшим проживанием в Новосибирске: «Сказали: „Леночка дорогая, тебе до 10 числа надо разобраться, куда же ты
Минсоцразвития в качестве временного жилья предлагало ей обратиться в Материнскую обитель Св. Софии организации «Каритас», но Елена отказалась. «Ни католический, ни православный центр тебя просто так кормить не будет,
Как пояснили Тайге.инфо в минсоцразвития Новосибирской области, с 1 января 2016 года федеральный бюджет компенсирует региональному «затраты за размещение в пунктах временного размещения (ПВР) граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территориях отдельных населенных пунктов Донецкой и Луганской областей Украины на срок не более 60 суток со дня, следующего за днем размещения указанных лиц в пунктах временного размещения, без права повторного размещения».
В порядке исключения срок размещения продлен до 31 декабря 2016 года включительно для одиноких нетрудоспособных граждан Украины и лиц без гражданства, детям до 18 лет, потерявшим обоих родителей, людям, достигшим возраста 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам), а также семьям с детьми до 3 лет, имеющим не более одного трудоспособного члена семьи.
«Необходимо отметить, что перечень отдельных населенных пунктов Донецкой и Луганской областей Украины был определен в конце прошлого года Федеральной миграционной службой совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, — подчеркнули в региональном министерстве социального развития. — В данный перечень не вошли ряд населенных пунктов, расположенных на территории Украины, в том числе Донецкой и Луганской областей, с которых прибывали граждан Украины на территорию Новосибирской области. В настоящее время содержание данных граждан в ПВР осуществляется за счет средств областного бюджета».
В новосибирских ПВР, начиная с 2014 года, находилось 5 068 человек. По данным министерства на 24 февраля 2016 года, в регионе работает 4 пункта временного размещения, в которых находится 80 человек, в том числе 44 ребенка. Среди проживающих — 6 пенсионеров, 3 инвалида, 9 многодетных семей (из них 7 — без отца), 12 одиноких мам, имеющих одного или двух детей (из них 11 — с сожителями из Новосибирской области).
Основное назначение пунктов временного размещения — «создание условий для кратковременного пребывания граждан Украины с целью получения ими разрешительных документов, дающих право на проживание и осуществление трудовой деятельности в Новосибирске и области», уточняют в министерстве. Преимущественно всем беженцам удалось за три месяца оформить необходимые документы, решить вопросы с медицинским обслуживанием, устройством детей в школы и детсады, а также («при наличии желания», говорят чиновники) найти работу и жилье.
Что касается Юлии и Елены, то обе эти ситуации — на контроле у министра Пыхтина. «Семья Юлии получила все предусмотренные законодательством РФ меры поддержки для граждан, вынужденно покинувших территорию Украины: бесплатное проживание — длительное время в гостинице „Центральная“, потом в других ПВР, бесплатное питание, денежные выплаты, медицинское обслуживание и так далее — рассказали Тайге.инфо в министерстве соцразвития. — Проблема Юлии в том, что она не берет на себя ответственность за решение вопроса самоопределения».
«Если б они в такой ситуации оказались, считали бы нормальным, если бы сказали: езжайте туда, откуда приехали? Тогда, по-честному, нужно было совсем их не приглашать»
Дети Юлии — старше трех лет, поэтому она не входит в круг лиц, пребывание которых в ПВР поддерживает трансфертами федеральный бюджет, «так как возраст детей предполагает возможность трудоустройства матери с последующим решением вопросов дальнейшего жизнеустройства и в конечном итоге — снятием экономической нагрузки на федеральный бюджет РФ», ответили в министерстве на запрос Тайги.инфо.Что касается Елены, то она и ее дети «не попадают под действие постановления правительства РФ от
Общественность, направившая письма в защиту одиноких украинских беженок с детьми, не подготовила «предложений, не предполагающих значительных затрат из средств областного бюджета», заявили в министерстве.
В свою очередь Юрий Задоя уверен, что действия властей крайне несправедливы по отношению «к мамам одиноким и многодетным». «Мы планируем провести круглый стол, чтобы собрались и поговорили, глядя друг другу в глаза, все заинтересованные стороны: сами беженцы, представители власти, общественности. Чтобы решение было принято по совести, — заявил он Тайге.инфо. — Нам бы хотелось услышать, что думает министерство социального развития. Ссылки на постановление правительства РФ — это одно, а что они сами думают? Если б они в такой ситуации оказались, считали бы они нормальным, если бы им сказали: езжайте туда, откуда приехали? Тогда,
В случае, если власти не найдут ресурсов для поддержки этих женщин, Задоя настроен «давать клич общественности и в шапку всем миром сбрасываться», потому что «нельзя детей отправлять, где их убивают». Тайга.инфо будет следить за развитием ситуации.
Подготовили Маргарита Логинова и Ярослав Власов
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522