«Почти всю жизнь ты один»: Владимир Лемешонок о театре, ненужности и восторге
© Фрол Подлесный/red-torch.ru. Владимир Лемешонок
Почему искусство не должно учить любить Родину, мешает ли разочарование в себе играть на сцене и помогает ли алкоголь избавиться от бетонной плиты на спине. Заслуженный артист России Владимир Лемешонок, 40 лет отдавший «Красному факелу», накануне бенефиса в честь 60-летия дал интервью Тайге.инфо.
Вечер 3 марта «Красный факел» посвятитТайга.инфо: Для меня одна из главных ваших работ — это роль, хоть и небольшая,
— Чувствую. По ощущениям, я возвращаюсь в свою молодость. Я с этого начинал, в такой стране я родился, в такой стране жил и работал артистом
Тайга.инфо: Почему вы выступили на митинге за оперу «Тангейзер», а не на митинге против спектакля?
— Потому что я на этой стороне, категорически на этой стороне. И никогда бы на ту сторону не пошел, там чужие мне не то чтобы люди — людей не сужу — но чужие и чуждые мне идеи и позиции. Я думаю так же, как Пушкин: «И, не спросясь ни у кого, как Дездемона избирает кумир для сердца своего». Вот это «не спросясь ни у кого» — заповедь художника, и если он ходит спрашивать, или его заставляют, или его гнут, то он уже либо не совсем художник, либо совсем не художник. Для
Тайга.инфо: То есть никому вообще не должно искусство?
— Никому абсолютно. Это опасная вещь — искусство. А если оно должно, то перестает быть опасным, перестает быть непредсказуемым, как огонь обжигающим: тронь — и будет ожог. А оно должно быть только таким, и если оно упаковано, то теряет свой смысл. Оно для самого
Тайга.инфо: Хорошо, когда выходишь из театра, а тебе больно. Тебя палочкой в больное потыкали. Это не провокация, это просто ты себя живым почувствовал — вот что ценно. При этом, может быть, не специально, а так получилось.
— Да, так получилось, потому что, видимо, те, кто это делают, худо ли бедно, но они сами живые. Живое трогает за живое. А если ангажированное, то сразу неживое.
Тайга.инфо: А еще на живом спектакле получается почувствовать себя частью
— Одному тяжело. Хотя, на самом деле, 95% всей жизни ты один. Эти люди, которые сидят в зале, тоже потом расходятся, и оказывается, что они все
Тайга.инфо: Извините за нетактичную реплику, но вы кажетесь довольно печальным человеком. Что вас печалит? Дети, работа, студенты, коллеги?
— Жизнь меня печалит, а больше всего я сам. Я сам — это мое самое глубокое разочарование в жизни. С этим я живу и с этим выхожу на сцену, и, между прочим, эта тема, не буквально высказанная, ненасильственно, не от ума, а естественным путем стала моей темой в искусстве — глубокое разочарование в самом себе. И через себя — вообще в человеке. Вот это удивительное дело, что я к людям отношусь чрезвычайно гуманно, прощаю, не считаю себя вправе судить, но к человеку как к виду отношусь очень, мягко говоря, сложно. И то, что я принадлежу к этому виду, для меня реально очень сложно.
Тайга.инфо: Но
— Возможно. Вот — живу.
Тайга.инфо: Выпить иногда помогает.
— Выпить — это да. Такой инструмент, к сожалению, может привести к тяжелым последствиям, но это иногда спасение. Хотя это не облегчает, только меняет угол зрения, но не делает ни в коем случае вдруг черное розовым. Первые рюмки — может накатить эйфория, и все отступит, тяжесть отступит. Живешь ведь с ощущением, что на тебе бетонная плита, и ты не можешь ее поднять, а после пары рюмок — что, конечно, иллюзия — ты буквально поднимаешь эту плиту. И вот это мгновение прекрасно, но это одно лишь мгновение. А потом плита еще сильнее наваливается. И все, что со мной происходило — происходило с этой бетонной плитой на спине.
Тайга.инфо: Бесполезно вас разубеждать, видимо.
— Бесполезно. Пытались — бес-
Тайга.инфо: Ладно. Когда был
— Я считаю, что это выдающийся спектакль. Я его потом еще раз смотрел. А подтвердить для себя, действительно ли это настоящее произведение искусств, можно, когда второй раз смотришь без потерь. Это проверка железная. Бывает, я смотрю, и вдруг
Тайга.инфо: Это притом, что там много сиюминутного, свойственного этому времени, этому поколению.
— Дело в том, что
Тайга.инфо: Вы в новосибирские театры вообще много ходите?
— Все смотреть не удается, но многое видел. Я вообще принадлежу к такой категории артистов, которые любят театр, и это далеко не самая распространенная категория артистов. Есть масса моих коллег, которые в театр ходят только на работу. Что я смотрел недавно? Ну, вот интересный спектакль «Ревизор» у Афанасьева. Там Андрей Яковлев, а я когда впервые его увидел в спектакле «Дон Жуан», то пошел за кулисы и совершенно искренне без малейшего пафоса сказал: «Молодой человек, вы гений». И действительно он, конечно, человек огромного дарования. То, что он делает, часто просто удивительно. Спектакль неровный, у него есть взлеты и падения, но там много интересного и, прежде всего, Яковлев. Он такой хребет и нерв.
Тайга.инфо: И здорово, что можно говорить о новосибирском театре, имея в виду многих. Было бы грустно, если бы вы тут одни были. И это исключает все разговоры о провинциальности.
— Провинциальный театр очень часто несет это ужасное бремя именно потому, что в городе мало театров,
Тайга.инфо: При этом мы же все в Сибири не случайно оказались, для многих наших
—
Тайга.инфо: Что же не уехали?
— Я очень привязчивый человек. Пытался пару раз и ужасно себя чувствовал в другом городе, мучительно, непереносимо чужим. Я тут никому не нужен, меня тут никто не знает, я тут никого не знаю. У меня есть комплекс — я очень склонен чувствовать себя лишним, неуместным. Когда я оказываюсь в месте, к которому не привык, это становится просто панической атакой. Я бежал из города, куда я рванул под влиянием настроений. В Омск, я помнится, поехал. Недалеко, но хотел вырваться из Новосибирска. Омская драма была хорошим театром, я приехал туда и, вроде, уже устроился, но летел оттуда в аэропорт как сумасшедший и понимал, что я никогда не буду там работать — чужой город, все чужое. А сюда вернулся, и такое впечатление, что я дома.
Хотя я много поездил. Раньше мы гастролировали по два месяца в году и объехали, в общем, всю Россию. Один раз я пытался уехать во Фрунзе (сейчас Бишкек, столица Киргизской Республики — прим. Тайги.инфо), и тоже бежал оттуда, хотя мне там было тепло. То ли кожей, то ли костями запомнил жару, и мне это всегда было комфортно — но нет, не получилось.
Тайга.инфо: А со сцены уйти не хочется, раз бетонная стена, да к тому же вы уже сами ставите и преподаете?
— С этим сложно. Все, чем я занимаюсь, помимо актерской профессии, я считаю баловством. Поскольку я всегда интересовался
Единственный артист, с которым я могу работать как режиссер более или менее, не скажу, что идеально, — это я сам. Это единственный артист, который
Тайга.инфо: Вы очень самокритичны. Между тем, перед бенефисом все станут хвалить, а это же неловко всегда. Или нормально?
— Если бы меня никто не хвалил, я бы, наверное, уже умер, и все эти мучения умерли бы вместе со мной.
Беседовала Маргарита Логинова
Фото: Татьяна Ломакина, Яна Колесинская,
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522