Анастасия Журавлева о новой летней театральной площадке: «Без начальников договариваемся и живем»

© Фрол Подлесный
Анастасия Журавлева о новой летней театральной площадке: «Без начальников договариваемся и живем»
18 Июл 2016, 09:11

Театральный сезон 2015—1016 в Новосибирске не закончился летом — спектакли на новой открытой площадке «Воздух» продолжает играть театральная компания «Гамма». Продюсер Анастасия Журавлева рассказала Тайге.инфо, почему актеры не отдыхают, а зрители ходят к ним, а не на пляж, и сколько в этом любви.

Тайга.инфо: Летом в театрах каникулы, а у вас жизнь происходит, спектакли играются, люди приходят. Как так вышло?

— Если говорить рационально, то надо понимать, что сегодня далеко не все могут позволить себе отпуск, и поэтому многие остаются в городе. И далеко не у всех есть дачи, и далеко не всем достаточно просто месяц «побатониться» за городом, чтобы чувствовать себя счастливым. Кроме того, лето в Новосибирске короткое, и хочется проводить его на воздухе. А тут к нам пришли прекрасные люди из арт-ресторана «Квартира №50» возле ГПНТБ и сказали: «Смотрите, у нас есть третий этаж, в котором можно снять ставни, и будет воздух». Артисты сочинили название «Воздух», и появилось то, что мы называем открытой площадкой для творчества. Она открыта предложениям, которые мы здесь воплощаем в жизнь, и открыта городу, природе, погоде. При этом дождь на нас не попадает, мы здесь пережили ливень, все в порядке. Вот и получилось у нас удивительное какое-то, странное, непривычное, очень активное театральное лето.

29 июня мы отметили на этой площадке трехлетие проекта «Ненаписанная пьеса о…» и сыграли «Ненаписанную пьесу о… Ненаписанной пьесе», было больше ста человек, они сидели, стояли, лежали, кто где мог. Мы постарались всех впустить, благо, пространство позволяет. И пришли участвовать в этом спектакле все, кто когда-то в нем был гостями. Было очень весело, и так, собственно, мы этот наш летний сезон открыли. Потом мы поняли, что жанр «Читаем детективы», который мы сочинили в прошлом сезоне, очень востребован, потому что он, с одной стороны, по хорошим произведениям с крепкими сюжетами, с другой стороны, дает возможность существовать очень приятной атмосфере импровизации и ироничному отношению артиста к образу, который он воплощает. Новое пространство всегда создает новую эмоцию. Мы прочитали здесь «Свидетеля обвинения» и будем читать еще «Мышеловку» 19 июля.

Более того, мы настолько обнаглели, что решили сделать серьезный проект в жанре «Читаем пьесу». 17 июля у нас была грандиозная, на мой взгляд, премьера — мы представили читку пьесы «Лев зимой». Причем состав-то какой: Светлана Галкина, Даша Зырянова, Олег Майборода, Илья Музыко, Виталий Гудков, Артем Находкин, Егор Овечкин. Кто бы мог поверить, что летом эти артисты одновременно соберутся, да еще и на такой безумный проект!

И это только верхушка айсберга, потому что мы запускаем творческую лабораторию. Вообще мы начали этот эксперимент спектаклем «Великий бродяга» вместе с Ильей Музыко. Мы сказали так: «Дорогие товарищи зрители, а давайте мы вместе с вами будем обсуждать, что мы делаем со спектаклем?» Сначала Илья почитал текст автобиографии Чарли Чаплина в книжном магазине, потом мы показали эскиз спектакля в «Пуле». После каждого события было обсуждение со зрителями, и только потом мы вышли на премьеру. И надо сказать, что эти обсуждения были для нас небесполезны. Мы приняли концептуальнейшее решение — поменяли после чтения текста декорации в спектакле.
Тайга.инфо: То есть такая обраточка от зрителей была?

— Да, такая серьезная проверка на зрителе материала. И текст оказался глубже технических приемов, которые мы предполагали в сценическом его воплощении, они стали лишними. Мы просто поняли, что сам текст очень хорошо «держит» зрителя, история мощная, и не надо нагружать артиста задачами, которые скорее технического свойства, нежели творческого. Когда мы провели обсуждение эскиза спектакля со зрителями, то пришил к выводу, что нам все-таки нужен финал такой, от которого мы отказывались изначально.

И мы решили, что попробуем это продолжать в новом сезоне. Мы предлагаем принять зрителям участие в нашей лаборатории. Первый текст, который мы читаем — пьеса «Разговор, которого не было». Это самостоятельная работа Антона Войналовича и Ильи Музыко. Мы проверяем замысел на зрителях. То есть это будет не спектакль и даже еще не эскиз, а актерская читка. И будут еще два названия. После чего мы предложим зрителям проголосовать, какой спектакль они хотят увидеть в следующем сезоне. И, соответственно, если они за это проголосуют, пусть несут ответственность вместе с нами, пусть помогают нам. Потому что мы же негосударственные, мы без зрителей никак. И в этом смысле у нас с ними удивительно приятная партнерская история складывается. Зрители — наши очень серьезные партнеры и помощники. И то, что мы сочиняем и делаем — это результат их, в том числе, колоссальной зрительской работы по нашей поддержке, по нашему продвижению, по отношению, которое они транслируют.

Тайга.инфо: На примере репертуарного театра видно, как очень хорошие спектакли снимают, потому что никто не ходит, или годами живет что-то невообразимое, потому что ходят и ходят, ходят и ходят. У вас как?

— Ну у нас же не репертуарный театр — мы вообще существуем только потому, что мы кому-то нужны. И если к нам не будут ходить, мы вынуждены будем снимать этот проект еще быстрее или пытаться искать зрителя именно для этого спектакля. И в этом смысле мы вступили в некий сговор, если хотите, с определенной группой людей, которая разделяет наши творческие устремления, с нашими постоянными зрителями. Ты много знаешь зрителей, которые приходят и говорят: «Давайте возьмем ваши афиши и расклеим у себя в офисе»?

Тайга.инфо: Не знаю таких.

— А у нас они есть. И поэтому мы удерживаем из последних сил диапазон цен, включающий обязательно квоту на вполне себе доступные билетоы. На некоторые наши проекты можно попасть за 150 рублей. Понимаешь, если мы будем рекламироваться, как любой бюджетный репертуарный театр, то какой долей в себестоимость билета ляжет рекламный бюджет? То есть будем вынуждены поднимать цены. И мы открыто сообщили об этом нашим зрителям: «Ребят, вы хотите наших спектаклей? Мы тоже хотим! Тогда давайте вы будете нам помогать». Поэтому же у нас и появилась эта площадка. К нам пришли наши зрители и спросили: «Что для вас сделать хорошего?» И сделали. Мы стараемся сейчас вдохнуть в эту площадку жизнь — а новое пространство, в свою очередь, дает нам новые возможности. Понятно, что в «Воздухе» уже выступили и еще будут выступать хэдлайнеры: стеб-арт студия «Ха! Мы!» и группа «Банкомат», но мы ни в коем случае не уходим от наших друзей и партнеров — от «Бродячей Собаки». Потому что «Собака» — серьезный партнер.
Тайга.инфо: И намоленное место.

— Да, конечно, мы же росли и развивались вместе. Но нынешним летом мы на гастролях в хорошем месте у хороших людей, в прямом смысле слова, в «Воздухе». Было бы прекрасно, если бы сентябрь побаловал погодой и первый в Новосибирске летний театр не закрылся бы с началом официального театрального сезона.

Тайга.инфо: Сюда приходит обычная ваша публика или местные завсегдатаи?

— Здесь есть люди, которые к нам раньше не ходили, надеюсь, они придут в сезоне на наши спектакли. Но сюда пришли и очень многие наши постоянные зрители. Когда ты всех знаешь по именам, очень сложно относиться к ним просто как к людям, купившим билеты. Я не перестаю повторять, что мы пережили вместе много боли и очень за многое должны кланяться им в ноги. Иногда мы были вынуждены при определенных обстоятельствах отменять спектакли, и люди не требовали возврата денег за билеты, а ждали, когда вернется к работе артист. Получается, это не просто зрители, а уже близкие люди, которым ты будешь благодарен всю жизнь. Поэтому мы и стараемся не поднимать цены. Мы не имеем права взять и исключить аудиторию, которая проходит с нами этот путь и которая сегодня испытывает колоссальные проблемы вместе со всей страной. Потому что если раньше человек мог спокойно купить билеты себе и друзьям, да еще и заранее, то сегодня он должен понять, какой процент в своем бюджете он вообще готов потратить на театр и готов ли. А мы для себя еще в прошлом сезоне поняли, что «зима будет большая», и наше большое преимущество перед многими другими в том, что мы можем согреваться друг от друга. Потому что, кто с честью «перезимует», тот потом весной и летом будет чувствовать себя хорошо.

Тайга.инфо: Как у вас, вообще, получается держать вместе таких разных артистов из разных театров? Все же такие склочные.

— А кто сказал, что я их держу? Это они меня держат! Наняли когда-то Павел Поляков и Павел Южаков и держат, может просто не знают, как уволить? Как можно «держать», например, Лаврентия Сорокина? Никиту Сарычева и Руслана Вяткина? Попробуй-ка «держать» Артема Находкина, Егора Овечкина или Виталия Гудкова, да и всех остальных потрясающих артистов? А если серьезно, может быть, все происходит, потому что люди, с которыми я работаю, они особенные, другие. Это же артисты ведут нас за собой, а не наоборот. Мы бы вообще ничего не создавали и не делали, если бы не было творческого роста артистов, с которыми мы начали работать в «Ха! Мах!». Я про каждого из них могу говорить часами. Может, они ко мне поворачиваются такими удивительными своими сторонами, не знаю. Или когда собирается столько талантливых людей, им делить нечего. Понятно, что есть капризы, мы иногда можем ссориться, спорить. Но глобально, как бы пафосно это ни звучало, я почку за любого отдам.
Тайга.инфо: Кажется, что ваш проект начался в шоу на потребу зрителю, но движется в сторону чего-то умного. Есть с «Ха! Мы!», но рядом в афише — «Каштанка» и «Оскар и Розовая дама». Получается, свободны делать, что хотят, чего, может быть, у себя в театре они не могут делать?

— «Ха! Мы!» и есть та площадка свободы, где можно делать то, чего нельзя делать в театре. Я бы не стала говорить про «стёб-арт», как про жанр «на потребу зрителю». Мы уважаем процесс, который происходит на сцене, будь то кабаре-кафе или летняя площадка. У нас есть правила для зрителей, которые они должны соблюдать, и если они их не соблюдают, то просто выходят из зала. Были ситуации, когда люди напивались и вели себя неправильно, и мы останавливали программу, возвращали деньги и говорили «До свидания, ребята», и зал был на нашей стороне. Мы в этом смысле на потребу-то не очень. Более того, если внимательно изучить, что делают «Ха! Мы!», то там обнаружатся много жанровых экспериментов, из которых потом рождается что-то новое. Плюс ко всему, это мощная актерская история. Да и шутят «Ха! Мы!» на те темы, на которые, в общем-то, мало кто себе позволяет. У меня нет права вето на темы, есть только договоренность по поводу этики, но, конечно, «хамский» юмор — это юмор на грани, на которой мои любимые «двенадцать талантливых мужчин» удерживаются с мастерством эквилибристов. «Ха! Мы!» — это дерзкое предъявление миру своей не всегда лояльной позиции. Я знаю, многие считают, что это очень легкий жанр. На это артисты, которые в нем работают, имеют полное право ответить: «Ну, идите, попробуйте». Это невероятно трудный жанр. И проект, между прочим, существует уже 9 лет.

Я никогда не знаю, как пройдет новый сезон, потому что «Ха! Мы!» растут — как люди, как личности, как артисты, у них появляются другие требования, другие претензии, они набирают колоссальный актерский опыт, участвуют в потрясающе успешных проектах. Они все — ведущие артисты в своих театрах. И есть очень большая разница между яркими пацанами, которые когда-то собрались, чтобы что-то заработать, и состоявшимися людьми, которые сегодня остаются в проекте, только потому, что им интересно. Что касается умных вещей, то с ними, конечно, есть большая проблема. Например, на один из лучших спектаклей Павла Южакова «Ловелас» зрители не сразу встают в очередь. А моя любимая «Каштанка» не может пока никак найти своего зрителя. Может, потому что зрители пока не понимают, что это не детский спектакль, и немножко стесняются идти без детей на него.

Тайга.инфо: Его детским назвать, конечно, язык не поворачивается.

— Я люблю его безумно, но не знаю, как еще рассказывать о нем, как правильно позвать еще. Возможно, я где-то ошибаюсь. И, конечно, тяжело от того, что мы постоянно существуем на экономическом надрыве, потому что такие проекты, как «Каштанка», не могут продаваться дорого. Я, например, понимаю, что на семейный спектакль в Новосибирске покупать билеты даже за 500 рублей не готовы. То есть, соответственно, надо держать цену 250–300 рублей, потому что все остальные детские театры так работают.

Тайга.инфо: То есть это либо в ноль, либо в минус?

— Пока это минус, огромный бюджетный минус. Но, поверь, у этого спектакля большое будущее, я в «Каштанку» и людей его создавших очень верю. А ты можешь себе представить, что «Песни о Родине» — не самый простой проект, с точки зрения продаж? Я этого не понимаю. Спектакль, в котором играют три театральные труппы, три истории, три разных способа существования, такие разные и невероятные артисты, такие истории, три лучших режиссера поставили лучшую современную прозу… Я же знаю, что умных и образованных людей много. Но я не знаю, каким еще способом мне докричаться до этих людей и сказать: «Идите в театр, здесь, правда, интересно!»
Тайга.инфо: А сколько вы уже пытаетесь докричаться?

— Уже четыре года. Мне все кажется, что мы только начинаем, а мы на пятый сезон выходим. Не понимаю, откуда берется терпение у артистов, режиссеров, художников, потому что очень многое в нашей истории построено на ожидании, на какой-то общей надежде. Может, как-то так звезды сложились, что мы нужны друг другу. Очень важно, чтобы не было насилия. Я же не могу, как в репертуарном театре, написать приказ и вывесить распределение. В нашем распределении на роли всем должно все нравиться, иначе не очень получается. Это — главный вывод минувших сезонов: только по любви, только, когда всем хочется создать новый спектакль. Никаких уговоров, убеждений, просьб — все должно приносить радость. Иначе как частной маленькой театральной компании добиваться аншлагов на моноспектаклях, когда их у нас рекордное количество! У нас потрясающая Света Галкина и «Оскар и Розовая дама», у нас есть замечательный Артем Находкин со своим авторским спектаклем — «Комнатой №56», у нас новая работа Ильи Музыко по мотивам автобиографии Чарли Чаплина «Великий Бродяга». Спросишь меня, где коммерция? Не знаю. И на этих моноспектаклях мест свободных нет.

В чтении детективов тоже можно участвовать только по любви, он не для денежного обогащения артисту. Это, скорее, чтобы подурачиться, побыть вместе, сделать что-то новое. И мне приятно, что проблем с желающими поработать в этом проекте нет. Настолько нет, что 6 августа мы читаем пьесу Александра Липовского «Кефир» — это как раз второе название для зрительской лаборатории, в которой артистов несметное количество участвует.

Тайга.инфо: Столько всего делается и совсем без поддержки властей? Вы же культурный ландшафт создаете, получается, какую-то репутацию делаете городу. «Песни о Родине» в «Ново-Сибирском транзите» участвовали.

— Новосибирск в этом смысле город удивительный. Мы научились без начальников между собой прекрасно договариваться и жить в любви и понимании. Ты можешь назвать хоть еще один город России, где директор крупного регионального академического театра обратился бы к частному продюсеру и сказал: «Давай сделаем совместный спектакль?» И дал бы свободу для творческого проявления при этом?

Тайга.инфо: Нет.

— А мы, благодаря идее Александра Прокопьевича (Кулябина, директора «Красного факела» — прим. Тайги.инфо) сделали позитивный и популярный спектакль «Агенты праздников». Или, когда три театра участвуют в «Песнях о Родине»? Для меня здесь вопрос даже не к Леше Крикливому (главному режиссеру театра «Глобус» — прим. Тайги.инфо). Я до сих пор не понимаю, как Елена Алябьева, будучи новым директором «Глобуса», согласилась. Как «Первый театр», несмотря на все свои собственные сложности, остается в спектакле, как Томский ТЮЗ героически встраивается в график новосибирцев.

Понятно, что существует определенная часть директорского корпуса, которая относится к нашей работе свысока: они государственные, они мощные, а тут кто-то частный бегает. Но умные директора понимают, что мы имеем какие-то другие рычаги, возможности и механизмы, они их в хорошем смысле используют, и у нас в Новосибирске получается единое театральное пространство без приказов. Если мы это удержим, тогда можно будет гордо хвастаться. И это и есть реальный признак того, что мы культурная столица.

Подготовили Маргарита Логинова и Пётр Маняхин

Фото Фрола Подлесного и Дмитрия Барина предоставлены театральной компанией «Гамма»




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года