«Система ФСИН улучшается по условиям и кормежке»
Ситуация с правами и условиями содержания заключенных улучшается из года в год, как и возможности ресоциализации, рассказали представители ФСИН, уполномоченная по правам человека Нина Шалабаева в Новосибирской области и председатель региональной ОНК Максим Фоминых. Количество жалоб при этом растет, но «из-за роста правовой грамотности осужденных».
Права заключенных и возможности их социальной адаптации перед выходом на свободу прокомментировали на
«Ежегодно количество обращений в мой адрес от данной категории граждан увеличивается. Если в 2014 году поступило 140 обращений, в 2015 — 317, и в 2016 — 261 от граждан, находящихся в системе исполнения наказания, 78 родственников осужденных. И впервые за защитой прав своих подопечных обратилось 13 адвокатов, — рассказала Шалабаева. — Иногда обращения не находят своего подтверждения. Граждане жалуются на ненадлежащее обеспечение лекарственными препаратами, на то, что длительное время не записывают к узким специалистам. Иногда жалуются на то, что с ними обращаются жестоко, на переполненность, на то, что не хватает одежды по сезону. Особенно было переполнено СИЗО, сейчас эта проблема решена».
Каждый случай, заверила омбусдмен, ее аппарат разбирает, проводятся и совместные мероприятия и рейды с сотрудниками прокуратуры и с общественной наблюдательной комиссией. Чем чаще, подчеркнула Шалабаева, она приезжает в колонии и СИЗО, тем чаще к ней обращаются с жалобами: «И такие случаи были мной выявлены, что говорили, что гражданин, находящийся в колонии, был обеспечен зимним обмундированием, а по факту этого не было. И после обращения ФСИН выдала вещи. Было много обращений по СИЗО №1, вы помните резонансный факт, когда граждане длительное время не могли передать передачи своим родственникам. Я выезжала, смотрела, приняли меры, были дополнительно открыты окошки. Я смотрела очередь и журнал приема, это было урегулировано и сделано».
Новосибирским ИК, по ее наблюдениям, необходим как частичный, так и капитальный, ремонт, и об этом знает руководство ФСИН.
«К сожалению, все упирается в финансы. Я поехала, обратила внимание на то, что старые матрасы, нет тумбочек… Потом проверила: матрасы закуплены, тумбочки стоят. Ну и ремонт тоже делается, — отметила Шалабаева. -Это не потому что я хочу представить нашу ФСИН как положительный пример, но реакция со стороны руководства на обращения уполномоченного по правам человека всегда очень быстрая».
«На кроватях в два яруса лежат и больные гепатитом, и
Состояние ЛИУ №10 — единственного лечебного исправительного учреждения в Новосибирской области — также вызвало у нее много вопросов: «На кроватях в два яруса лежат и больные гепатитом, и
Отдельно участники
«В одной из колоний я зашла в два отряда, они меня обступили, и у них была одна тема. Они не жаловались на условия содержания, а говорили: „Мы выходим и не знаем, что с нами дальше будет“. Многие потеряли родственные, социальные связи, у многих нет жилья, им просто некуда идти. Одна из руководителей колоний мне сказала: „У меня был очень хороший осужденный, пришел домой, а дома нет, жить негде, осень. Он две ночи переночевал у соседей, потом сосед ему сказал, мол, извини, у меня семья. Он переночевал на лавочке пару ночей, а потом совершил кражу из ларька, чтобы вернуться в колонию: там есть крыша над головой, там баня, там накормят“. И это очень серьезная проблема».
При этом ситуация в системе исполнения наказания меняется в лучшую сторону, уверенно заявила уполномоченная по правам человека, «и по условиям содержания, и по рациону питания, и по внешнему виду помещений».
133178 Правозащитники назвали беспределом ситуацию с медпомощью в СИЗО
В целом ее поддержал председатель региональной ОНК Максим Фоминых. Он рассказал, что обращений в наблюдательную комиссию за минувший год поступило меньше, чем за предыдущие, но это не значит, что ситуация с правами заключенных в исправительных учреждениях радикально улучшилась — просто выросла правовая грамотность заключенных, которых ОНК консультирует по составлению жалоб.
«Со дня образования в Новосибирской области института уполномоченного по правам человека мы заключили соглашение о взаимодействии, и есть определенный позитивный эффект, — считает Фоминых. — По поводу
ОНК сосредоточилась на работе с лицами, попавшими в исправительные учреждения впервые. «Мы разработали для них методические рекомендации, как им себя вести, как ознакомиться с правилами внутренними распорядка, чтобы они знали свои права и обязанности, — объяснил председатель ОНК. — Нам удалось благодаря областной субсидии организовать школу подготовки к освобождению, которая проходила на протяжении всего 2016 года. За полгода до освобождения преподаватели из педуниверситета начинали работать с заключенными. Многие не знают, как проходить собеседования, важна компьютерная грамотность, тем более, что сейчас везде стоят терминалы госуслуг».
Он также отметил тенденцию к улучшению условий содержания заключенных. Раньше, рассказал Фоминых, после посещения ИК на его одежде оставался специфический запах, такой, что приходилось проветривать одежду, а теперь не остается: «Улучшилось содержание, кормежка. Жалоб на питание нет в принципе, мы смотрели по рациону — у них количество килокалорий, которое они получают, выше, чем в армии для военнослужащих».
«Многие не знают, как проходить собеседования, важна компьютерная грамотность, тем более, что сейчас везде стоят терминалы госуслуг»
Омбудсмен и ОНК обратили внимание на организацию труда заключенных, которая, по их мнению, неудовлетворительна. «В советское время занятость осужденных составляла порядка 90%, сегодня — не выше 30% по всем учреждениям. На путь исправления осужденный не встает, потому что ему не на что отвлечься, он предоставлен сам себе. А если бы он занимался и работал, то мог бы, скопив денег, выйдя на свободу
Промзоны, с сожалением сказала Шалабаева, есть не во всех колониях, да и желание работать есть не у всех заключенных: «Их устраивает та ситуация, в которой они находятся. Они обязаны возместить причиненный вред, но не работая, они его не возмещают».
Начальник отдела воспитательной работы с осужденными ФСИН по Новосибирской области Бауржан Жуминов анонсировал открытие реабилитационного центра в ИК №9 для женщин 7 июня.
«Данный центр рассчитан на 16 мест, главная цель этого структурного подразделения — обеспечение эффективной адаптации осужденных к условиям жизни на свободе в современном обществе на основе применения индивидуальных и групповых форм воздействия. Реабилитационный центр — это отдельное помещение, расположенное на втором этаже, включает в себя все необходимое для жизнеобеспечения осужденных и проведения с ними воспитательной, психологической и социальной работы, — по бумажке прочитал он. — В данном центре имеются три спальных помещения, в каждом — 4
131553 заключенные пожаловались на холод и ограничения в передачах
Ведущая программы «Прецедент» Светлана Воронкова поинтересовалась, как обстоят дела с доступной средой в СИЗО№1, ведь там содержатся в том числе и
Омбудсмен Шалабаева согласилась, что проблемы с доступной средой и средствами реабилитации в местах лишении свободы есть, а председатель ОНК Фоминых — что свои рекомендации они подготовили, «но в один день проблему решить нельзя». На вопрос корреспондента Тайги.инфо, действительно ли в СИЗО №1 нет одноразовых шприцев, как писал недавно тот же Петров, оба, как и представители ФСИН, ответили, что с подобным никогда не сталкивались, но проведут проверку.
Маргарита Логинова