Пересадив городских соратников в областные кресла, Владимир Городецкий привел к руководству настолько мелкотравчатую, невнятную и некомпетентную команду, что она ставила и ставит в тупик даже видавших виды ветеранов региональной политики. Политконсультант Яков Савченко рассказывает о 10 сложных задачах для врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова.
«О как!»— услышал я сразу от нескольких своих знакомых в ответ на мой рассказ про прибывшего к нам из Вологды нового исполняющего обязанности губернатора. Что ж, обстоятельства и впрямь таковы, что хочется присесть, пораскинуть мозгами и обсудить случившееся. Со всех сторон, а не только от своих коллег по политическим взглядам, приходится слышать, какой-де это позор и унижение для Новосибирска, что нам прислали «варяга»-руководителя из какой-то далекой, зачуханной (так вот дословно и говорят) 300-тысячной Вологды.
Но мне вот как-то не хочется присоединиться к хору голосов, оплакивающих судьбу Новосибирской области. Разумеется, я по-прежнему считаю, что отсутствие свободных выборов, свободы слова и реальной демократии ведет нас туда, откуда выбираться придется с большими потерями и трудом. Мы так уверено движемся в направлении оруэлловского 1984 года, что сегодня я гадаю над фото врио губернатора Травникова точно так же, как 33 года назад, в реальном 1984 году, я вглядывался в фотографии новых членов Политбюро КПСС, пытаясь определить, что они из себя представляют.
Нет смысла гадать на кофейной гуще, что именно кроется за этим назначением. Ставленник ли он Ковальчуков, находка-менеджер администрации
президента, продукт чисто технологического решения или просто удачливый
человек, проскочивший в последний момент между шестеренками госаппарата на
желаемое место — это, надеюсь, мы узнаем в ближайшее время, когда информации
станет побольше. Давайте-ка лучше посмотрим на это событие под несколько иным
углом зрения.
Должен признаться, что в череде прогремевших на всю страну губернаторских отставок снятие Городецкого мне представляется вполне обоснованным. Не знаю, как читателями, а лично мной долгожданная отставка Владимира Филипповича воспринимается с таким облегчением, с каким, наверное, персонажи известной сказки вскричали по окончанию сельхозработ: «Выдернули репку!»
136808
Впервые в жизни я не могу выдавить из себя каких-либо сдержанных, приличествующих моменту выражений, пожеланий всего хорошего и благодарности за сделанную работу. Поскольку и уволенный Городецкий, и вся его команда были и остаются в моих глазах абсолютными временщиками, чьи личные интересы не просто затмили или перевесили работу на благо Новосибирской области, а являлись единственными бросающимися в глаза мотивами их затянувшегося пребывания во власти. Честно говоря, в последние два года временами казалось, что Городецкий настолько уверовал в свое губернаторское высокое предназначение, что потерял всякий чиновнический инстинкт самосохранения.
Поэтому, чем оплакивать нашу бедную область и рассуждать о «варягах», давайте-ка лучше посмотрим, какое наследство оставлено Травникову? Чтобы перечислить все проблемы, не хватит пальцев на обеих руках. Упомяну только основное. Начнем по порядку.
1. Мусорная концессия
Начать-то нужно, конечно, со скандала с мусорной концессией. Мне, честно говоря, кажутся решительно излишними какие-либонаучно-практические конференции на эту тему — ввиду кристальной ясности вопроса. Нет смысла демонстрировать взвешенность подхода и искать дополнительные наукообразные аргументы против внедрения в жизнь этой вопиющей схемы облапошивания жителей города Новосибирска. Думается, что это предмет уже не для общественного обсуждения, а добротный и перспективный материал для прокуратуры. Сегодня время не для конференций, а для проявления политической воли и аннулирования данного договора, который, по-видимому, не может быть опротестован и отменен обычным юридическим путем. Заинтересованные лица уже переуступили права по данной концессии специально, чтобы подстраховаться и избежать ответственности. Думаю, кстати, что резкий окрик самого президента на этот счет не только бы основательно помог, но также заметно и резко повысил бы рейтинг федеральной власти на территории области. Сильный бы получился предвыборный ход. Во всяком случае, число пострадавших от этого контракта жителей Новосибирска будет явно больше пострадавших от авиакомпании «ВИМ-авиа», удостоившейся внимания Владимира Путина.
2. Четвертый мост
Еще одна концессия — четвертый мост, нависший над всеми нами, как огромный мираж. Очередная грандиозная стройка, не подтвержденная экономическими расчетами, не решающая транспортных проблем, но зато гарантирующая доход концессионеру в 47 млрд и делающая бюджет области гарантом и заложником этого сомнительного проекта.
3. Город на голодном пайке
Едва став губернатором, Владимир Городецкий нарушил привычное статус-кво, первым делом урезав бюджет Новосибирска, переведя 10% собственных доходов города в пользу областного бюджета. Любопытно было слушать его рассуждения о большей справедливости такого раздела городских денег, особенно если учесть, что сам он, занимая пост мэра на протяжении 14 лет, преспокойно пользовался этими средствами без угрызений совести. В итоге мэр-коммунист Анатолий Локоть оставлен на
довольно-таки голодном пайке, а обслуживание долга городского бюджета достигло внушительного процента. Новой реальностью довольны только депутаты заксобрания, получившие дополнительные возможности для выполнения наказов. Понятно, что складывавшееся годами финансовое равновесие нарушено, вернуться к исходной пропорции не
так-то просто, и как дальше будет решаться этот вопрос, неизвестно.
4. Точечная застройка
Изуродованный точечными застройками Новосибирск — плод совместных усилий мэров и губернаторов Виктора Толоконского и Владимира Городецкого. Город, утративший значительную часть исторических памятников и красоту немногих по-настоящему красивых мест, через день останавливающийся в транспортном коллапсе, до сих пор не имеет вменяемой программы развития. Это же впрочем, касается и всей области в целом, включая и прилежащие к областному центру районы. Загадочное слово «агломерация», введенное в канцелярский обиход еще одним бывшим губернатором Василием Юрченко только для того, чтобы сместить Городецкого с поста мэра, увы, не наполнилось каким-либо реальным смыслом. Как
развиваться без плана развития территорий, промышленности, науки — боюсь, что
эти вопросы сам Владимир Филиппович себе и не задавал.
5. Восточный обход
Кстати, об агломерации. Очевидно, что строительство Восточного обхода — действительно важной магистрали — идет с большими задержками и постоянными сбоями. В условиях скудного финансирования и отсутствия финансовой дисциплины между подрядчиками и субподрядчиками это стройка потребует постоянного личного контроля самого врио губернатора.
6. Конкуренты
Не будем забывать и о политической конкуренции. Андрею Травникову придется каким-то образом выстраивать отношения и с мэром Анатолием Локтем и с председателем закобрания Андреем Шимкивом, а это потребует немало сил и времени.
7. Районные царьки
Не стоит забывать и о 30 районах Новосибирской области, и о городских округах. За период междувластия, чехарды с выборами и отставками многие главы вкусили запретных плодов полной свободы и, прекрасно понимая, что сейчас не до них, уже вполне готовы удариться во все тяжкие, кто во что горазд. Еще есть строптивый Бердск с его свободной прессой и активной политической жизнью, есть постоянно бунтующий Барабинск, а за отдельными руководителями, вроде главы Колыванского района Аверина, просто постоянно нужен глаз да глаз.
8. Тепло и зерно
Всем этим, кстати сказать, придется заниматься на фоне решения двух извечных осенних проблем — подготовки к отопительному сезону и уборки урожая. Ну, отопление — куда ни шло. По-видимому, это станет привычной задачей для первого вице-премьера Владимира Знаткова, а вот кто будет отвечать за урожай? Неужели опять Василий Пронькин, вытащенный Городецким из Багана и недавно с треском уволенный под давлением областных депутатов с должности вице-премьера за скандал с передачей в 49-летнюю аренду 258 тыс. га леса в Тогучинском и Болотнинском районах? Боюсь, что почувствовав такую новую восхитительную степень свободы, он может сдать под шумок нужным людям в аренду по сходной цене и весь родной Карасукский район.
116616 «Почему бы не устроить разбор полетов по широкому кругу?»
9. Круговая порука
Отдельно хочется коснуться и плачевного состояния кадров. Неспособный к обновлению управленческого аппарата, Городецкий мог работать только с теми, с кем был связан общими интересами. Пересадив городских соратников в областные кресла, он привел к руководству настолько мелкотравчатую, невнятную и некомпетентную команду, что она ставила и ставит в тупик даже видавших виды ветеранов региональной политики.
Приведу только два примера. Во-первых, объединение министерств социального развития и труда, затеянное якобы для экономии бюджета, а на деле для того, чтобы взять под контроль и передать своим людям лакомый кусок —министерства со значительным движением бюджетных средств. Значительная доля сил областного правительства на протяжении последнего года была направлена на то, чтобы любыми путями сместить с поста министра соцразвития Сергея Пыхтина, жесткого, но знающего свою службу и компетентного руководителя, сумевшего наладить эффективную работу и железную дисциплину в важной жизнеобеспечивающей сфере областного правительства. Сегодня это министерство, из которого стремительно разбегаются опытные специалисты, передано человеку, незнакомому со спецификой работы служб социальной защиты.
И второе. С уважением относясь к министерству региональной политики, я, к сожалению, не могу распространить это уважение на его нынешнего руководителя Игоря Яковлева. Мне не хватает воображения представить, что кто-либо из серьезных представителей новосибирского истеблишмента — депутатов, глав администраций районов, бизнесменов или представителей общественности — стал всерьез прислушиваться к его мнению. Думаю, что те, кто не обязан по долгу службы, не захотят даже и встречаться. Между тем, это министерство находится на ключевой позиции. Очевидно, что перед Травниковым стоит задача как минимум добиться приемлемых результатов президентских выборов, а также, вероятнее всего, выиграть и выборы собственные, а не просто осуществлять некоторое время антикризисное управление.
10. Вся королевская рать
Как сумеет Травников разобраться в этом калейдоскопе проблем, лиц, должностей и противоречий? Добавьте к этому атмосферу абсолютного интриганства, которая с понедельника надолго захлестнет коридоры новосибирской власти. Помимо доброй сотни чиновников первого ранга, борясь за влияние на вновь прибывшего вологодца, не останутся в стороне ни мастер политической интриги депутат Госдумы Виктор Игнатов, ни бывший ученый поводырь Юрченко Виктор Козодой, ни уехавший из Красноярска амбициозный и раздраженный Виктор Толоконский. Хоть пиши на двери объявление: «Викторам вход воспрещен».
Сумеет ли Травников распутать этот клубок?
Что ж, при отсутствии объективной информации приходится полагаться на собственную интуицию и жизненный опыт. Так вот, возвращаясь к фотографиям. Честно говоря, физиономия вологодца Травникова нравится мне гораздо больше лиц некоторых доморощенных полуотмывшихся бандитов и позабывших всякий стыд чиновников. Я с уважением отношусь к мэру Кольцова Николаю Красникову, но хорошо помню, что 30 лет назад я и не предполагал, что из всей «Демократической России» — довольно
многочисленной группы довольно ярких людей — Красников окажется наиболее дееспособным человеком. На протяжении десятков лет он без лишнего шума занимался развитием вверенной ему территории и стал, пожалуй, самым успешным мэром в Новосибирской области. А Травников по фотографии мне
чем-то напоминает Красникова. Понимаю всю зыбкость этих умозаключений, но, тем не менее, хочу сказать, что это лучшее, чем я могу утешить тех, кто расстраивается из-за«варягов». А вдруг нам повезет?
Яков Савченко, специально для Тайги.инфо
Мнение автора может не совпадать со взглядом редакции
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При
полном или частичном использовании материалов гиперссылка на
tayga.info обязательна.