Собчак в Новосибирске: «Проголосуйте, пока никто не видит»
Телеведущая Ксения Собчак, баллотирующаяся в президенты, провела встречу с избирателями в Новосибирске. Она усомнилась в психическом здоровье человека, считающего, что на выборах может победить не Владимир Путин, выступила против «радикальных перемен» и заявила об опасности митингов.
О встрече Собчак с новосибирцами, стендапах журналистов «России-1», острейших вопросах про Сирию, бога и родовые поместья читайте в репортаже Тайги.инфо.
Телеведущая, баллотирующаяся от «Гражданской инициативы», выбрала для встречи конференц-зал гостиницы Marriott. Отель входит в холдинг «Трансервис», основанный девелопером Александром Бойко. В одном из офисов другой связанной с ним компании, напомним, расположился региональный штаб самовыдвиженца Путина.
Перед мероприятием она съездила в Бердск, где вскрыла тайну местной ЦГБ. В коридоре больницы она сорвала плакат, закрывавший незаделанный участок стены, за которым открылась труба. «Просто кошмар, просто стыдно», — сказала она.
На встречу в Marriott пришли в основном молодые люди, но были и взрослые, которые кучковались на задних рядах. Перед началом в раздевалке парни обсуждали, что самый дешевый номер в гостинице стоит «от 10 тыс. рублей за ночь». Там же, возле гардероба, сидели уставшие молодые люди, собиравшие подписи за кандидата. Приехали даже журналисты телеканала «Россия».
Конференц-зал оказался забит. На встречу, по оценкам Тайги.инфо, собралось более 300 человек. Примерно в центре сидел сотрудник центра «Э» в штатском.
В итоге Собчак опоздала минут на двадцать. Ее представили как «будущего президента Российской Федерации», но она сразу же сказала, что не борется за победу.
«Я не буду говорить, что выиграю на выборах, — заявила телеведущая. — На этих выборах никто не выиграет кроме Владимира Путина. Есть хоть один человек, который считает иначе? Вот прекрасный человек в белом свитере считает, что выиграет не Владимир Путин. Я предлагаю ему пройти медицинское освидетельствование. Всем остальным я хочу сказать спасибо за адекватность».
Она не дала ответить мужчине в белом. Он попытался заговорить без разрешения, и его вывела охрана. После завершения встречи с ним в холле отеля общались трое полицейских.
Ксения Собчак повторила то же, что недавно говорила в Омске: распределение налогов несправедливо, регионы нищают, сибиряки живут, как в колонии. К этому добавились «пробки хуже, чем в Москве». «Я участвую в кампании, чтобы говорить о проблемах, которые нельзя обсуждать на федеральных каналах», — пояснила она.
«Вместо того чтобы бряцать оружием и бесконечно решать международные проблемы, нужно заняться вашими больницами, дорогами, — продолжила Собчак. — Пока мы бесконечно убеждаем всех, что живем в кругу врагов, надо решать мелкие проблемы наших людей. Конечно, устраивать большие шоу, олимпиады легче, чем решать вопросы ЖКХ».
Впрочем, кроме пробок, локальная повестка не обсуждалась, а участники ограничились общемировыми, философскими, личными и, на крайний случай, российскими проблемами. «Как вы относитесь к восстановлению производства? И как вы относитесь к курдской проблеме в Сирии?» — спросил мужчина, представившийся как человек с «весомым политическим опытом».
«Как бы ни было жалко курдов или кого-то еще, нужно заниматься своими проблемами», — последовательно ответила Собчак. И минут десять рассказывала про нефтяную иглу, которая мешает российской промышленности развиваться. На этих словах журналист «России-1» начал записывать стендап прямо в центре зала — он шел к оператору, что-то говорил в микрофон и показывал на аудиторию. Но с первого раза, видимо, не получилось — он пошел снова.
«Даже у вас в Новосибирске то дают, то отбирают деньги на постройку какого-нибудь моста», — неожиданно локализовалась Собчак. Правда, деньги на четвертый мост (если о нем речь) не то что не отобрали — их пока и не давал никто.
Журналист ГТРК начал третий стендап, но уже на первых шагах понял, что что-то пошло не так, и вернулся на исходную.
«Нефть падает, нефть растет, а бензин у нас только дорожает. Но это же нелогично. Это же воровство, это же получается, что Россия за все эти годы не смогла построить ни одну промышленность. Мы ни в одной отрасли, кроме ресурсодобывающей, не являемся лидером в мировой экономической цепочке. Я выступаю против этого. Эти деньги должны были идти не в оффшоры, не во дворцы друзей… (тут она на секунду запнулась, но нашлась — прим. Тайги. инфо) … кооператива „Озеро“, а идти на то, чтобы строить промышленность в стране».
Корреспондент «России» отправился в четвертое путешествие из центра зала к камере. Он таки смог в итоге все сделать и облегченно присел отдыхать с оператором.
Следующий вопрос коснулся «поддержки идеи родовых поместий». Женщина рассказала Собчак о книгах «Звенящие кедры России» Владимира Мегре и «идее, чтобы у каждой семьи была своя малая Родина, чтобы восстанавливать нравственность», «свой гектар». Телеведущая впервые услышала об этом именно от жительницы Новосибирска (за что город, как минимум, должен быть благодарен землячке).
«В Подмосковье есть уже больше двадцать родовых поместий, успешно развивающихся», — рассказала поклонница Мегре. «Я даже знаю хозяев этих родовых поместий — [спикер
Следующий вопрос, впрочем, оказался тоже неплох: «Горожане города Новосибирска обращались к президенту России, какой смысл продавать нефть и газ по трубам и вкладывать эти же доллары в американские бумажки? Мы записали видеообращение на фоне нашего оперного театра. Ответили, что наш вопрос передан министерству финансов, министерство финансов отвечает, что вопрос управления золотовалютными резервами относится к компетенции Центрального банка, то есть президент не может управлять этими деньгами. Тогда мы отправили вопрос Набиуллиной Эльвире Сахипзадовне: верните, пожалуйста, 110 млрд долларов в Россию».
«Спасибо большое за ваш вопрос. Вопрос очень хороший, — оценила Собчак. — Если кто-то смотрел мой федеральный эфир в программе „Время покажет“, я говорю ровно о том же самом и называю те же самые цифры. Действительно, огромный запас денег вложен в американские ценные бумаги. Из этого не следует, что давайте их заберем обратно, вопрос в том, что либо штаны надень, либо крест сними. Ну, невозможно одновременно и воевать с Америкой, и при этом вся наша экономика зависит от американских ценных бумаг, просто вам не рассказывают об этом по федеральным телеканалам».
Единственный вопрос, который касался новосибирской повестки, задала обманутая дольщица, чей дом строится тринадцать лет. Она напомнила, что регион — лидер России по числу долгостроев и обманутых инвесторов, и спросила, какое решение проблемы видит Собчак. Та предложила наказывать чиновников, которые публично поддерживали провалившиеся проекты застройщиков с участием бюджета в виде налоговых льгот или компенсации ипотеки. Она также поддержала готовящийся законопроект, запрещающий долевое строительство в РФ. Правда, сделала она это в городе, где основной драйвер экономического развития — именно строительный рынок, при этом большинство его участников выступают против ограничений, обращая внимание на негативные последствия для бизнеса.
Тут встал Сергей Зверев и попросил гостью назвать ее кандидата в премьер-министры РФ. Молодой человек представился как директор «Научно-исследовательского института систем управления», не уточнив, что речь идет об ООО «НИИ «Систем управления» и то, что он также числится среди учредителей кемеровского реготделения «Патриотов России», ООО «Компьютерная стратегия виртуальной конфедерации сталкер-миротворец интеллектуального резерва» и ООО Концерн общественного питания «Казачий курень».
Ксения Собчак ответила исследователю систем управления, что разговор о премьере бессмыслен, ибо победит Путин. «Но считаю, что [бывший глава минфина] Алексей Кудрин — прекрасная кандидатура», — добавила она.
«Преподаватель вуза Антон» спросил: «Как всем известно, МОК запретил нашим спортсменам участвовать в Олимпиаде под российским флагом. Как вы к этому относитесь? И традиционный вопрос вашего антагониста [телеведущего Владимира] Соловьева (ну, я его уважаю и вас тоже): какие три первых указа вы сделаете на посту президента?»
«Первое — объявление, что нам нужно делать парламентскую республику. Второе — судебная реформа. А третий шаг символический — мне не нравится, что наша власть сидит за высокой кирпичной стеной, как будто она обороняется от народа, я бы открыла Кремль для посещения, сделала это открытой зоной, чтобы там можно было, сидя в кафе за прекрасным поеданием булочки, видеть, как заходят наши чиновники. Чтобы мы были свидетелями прозрачной системы управления», — помечтала Собчак.
Затем Собчак спросили, не является ли для нее вера в Бога «мейнстримом», а также «что вы ответите Богу, когда он спросит: за что я должен пустить тебя в рай». Телеведущая немного растерялась, с другой стороны, кто бы на ее месте не растерялся?
«Я верю в том смысле, что существует нечто большее, чем мы, что нас создало. Некий абсолют, законам которого мы подчиняемся. Я не верю, что мы — это случайное белковое соединение, которое эволюционировало по дарвиновским принципам. Я верю, что мы — часть какого-то высшего замысла, который нам постичь не дано. Это не совсем вера в догматическую христианскую или какую-другую церковь, это вера в наше в общем смысле божественное существование», — заявила Собчак, добавив, что она «против попов, которые во время причастия агитируют за Путина».
«Что вы можете посоветовать людям, которым на работе [говорят], что этого [голосовать за кого-то не по указанию] просто не стоит делать?» — поинтересовалась одна из зрительниц.
«Конечно же, люди боятся. Вы поймите, что мы живем в феодальном государстве: люди могут потерять бизнес, их могут преследовать и в принудительном порядке заставлять голосовать за понятно кого. Ну, это так, — согласилась Собчак. — Я никогда не буду в отличие от других деятелей призывать подставляться из-за того, что они меня поддерживают. Пусть поддерживают тихо, мне этой поддержки тоже будет достаточно, пусть просто придут и в кабинке 18 марта, где никто не сможет подсмотреть, поставят галочку напротив моей фамилии».
«Сегодня люди, которые выходят на митинги, подвергают себя опасности, — уверена кандидат. — Я очень уважаю то, что они делают, они большие герои. Но я также понимаю, что далеко не все на это готовы. У многих есть работа, есть дети, они боятся увольнения, боятся преследования — и это нормально <…> Я против радикальных перемен. Зато я за то, чтобы эволюционно, через влияние голосов, мы смогли додавливать свою позицию, могли бы высказывать то, что действительно важно».
Собчак сказала, что ей звонят знакомые бизнесмены и говорят, что готовы помочь, но «придет прокуратура». «Не надо себя подставлять, благополучие каждого человека важнее, чем моя предвыборная кампания. Просто придите, проголосуйте, пока никто не видит», — посоветовала она.
Националист Анатолий Плотников, который был среди задержанных 5 ноября, спросил, будут ли отменены ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды). Собчак подумала, что мужчина оговорился и сказала «282, вы наверное имеете в виду», очевидно, не зная о близком содержании ст. 280. Но все же пообещала первым делом «отменить 282», неспециально процитировав один из главных лозунгов «Русских маршей».
«Эшник» покинул зал через полтора часа после начала, постепенно завершала выступление и Собчак. «В казино всегда выигрывает казино, поэтому моя цель — не эти выборы. Моя цель — думские выборы, создание партии, чтобы на этих выборах меня могли услышать миллионы сограждан», — заявила она.
Телеведущая сообщила, что уже собрала 70 из 100 тыс. подписей, необходимых для регистрации. Коллеги-журналисты заметили, что в качестве спарринг-партнера «до Прохорова она явно не дотягивает», тот хотя бы собирал кинотеатр «Маяковский» перед выборами-2012 и встречался с бизнесменами.
Пока же ЦИК допустил на выборы только представителей ЛДПР и КПРФ Владимира Жириновского и Павла Грудинина. Подписи в конце января сдадут Путин, Григорий Явлинский («Яблоко»), Борис Титов (Партия Роста), Максим Сурайкин («Коммунисты России») и другие претенденты.
Ярослав Власов