Долгострой на Маркса связали с наркоторговцем и преследователем «Тангейзера»
Площадь Маркса — это рекордсмен Новосибирска по концентрации долгостроев. Тайга.инфо старалась подробно рассказывать о каждом из брошенных объектов и о сомнительных инвесторах, которые за ними стояли. Редакции стала известна история еще одного долгостроя, который должен был стать книжным гипермаркетом, а теперь за ним стоят девелопер Сергей Чернатов, а также наркоторговец и бизнесмен, связанный с охранными агентствами и преследованиями рок-групп.
В 2003—2004 годах группа инвесторов решила построить большой книжный магазин на левом берегу Новосибирска. Здание на улице Покрышкина,3 должно было стать украшением города и органично вписаться в сквер Сибиряков-Гвардейцев — самый крупный в районе площади Маркса. О проекте много писали в местных СМИ, проект выигрывал архитектурные конкурсы, но прошло 15 лет, а на его месте стоит облицованная керамогранитом трехэтажка с козырьком в виде кепки-утки, которую до сих пор не сдали.
На сроки повлияли не столько кризисы 2008 и 2014 годов, а руководство застройщика, рассказал Тайге.инфо один из инициаторов проекта, пожелавший остаться неизвестным. Инвесторы поддались на уговоры Сергея Чернатова, предлагавшего построить здание на подходящем участке, получить права на который он обещал благодаря своим «связям в мэрии». Работы доверили АО ФСК «Новосибирская», которое и возглавил Чернатов. Компания арендовала 0,32 га земли в 2006 году. Тайга. инфо подробно писала, что этот же девелопер из Кировского района фигурирует в скандале с дольщиками жилого комплекса «На Кропоткина» и недоделанными коммуникациями жилмассива на Оловозаводской, проблемами дольщиков домов на улицах Аникина и Телевизионной.
114243
Чем дольше шло строительство, тем напряженнее становились отношения инициаторов проекта и Чернатова. Они стали замечать, что вложенные средства могли уходить на другие объекты застройщика, у которого оказались десятки связанных фирм (в распоряжении редакции есть выписка по участию Чернатова в 36 фирмах в качество руководителя или учредителя, большинство из них в состоянии ликвидации или банкротства). «На Покрышкина использованы не монолитные бетонные перекрытия, как надо было по проекту, а бэушные плиты, это в разы дешевле», — отметил один из пострадавших.
«Вот он говорит, что покупает кирпич. Наш человек проверяет, по документам Чернатова выходе с завода — пять грузовиков, а по факту на стройку приезжает только два», — рассказал другой.
В 2015 году Чернатов по требованию дольщиков выделил из АО ФСК «Новосибирская» отдельную компанию для достройки объекта. Назвал ее АО «Строй-инверсия» и сделал полным правоприемником ФСК по долгострою на Покрышкина. В новую структуру вошли и прежние дольщики, и люди, связанные с Чернатовым. Компания получила внеоборотные и оборотные активы на общую сумму 215,3 млн рублей, говорится в материалах арбитражного суда. При этом обязательства перед инвесторами коммерческой недвижимости оценивались в 172,54 млн рублей, а одними из крупных дольщиков оказались Арсен, Ашот, Гарагин и Валерий Минасяны (судя по выписке — старые, еще с 1997 года партнеры Чернатова).
У компаний, связанных с Чернатовым, есть традиция — банкротиться после возведения основной части зданий, при этом основным кредитором иногда становится сам девелопер. Так произошло, например, с ООО ПИК «Сибстройкоммерс» (жилмассив на Оловозаводской), дело которого уже с 2011 года (более 6 лет) рассматривает судья Ольга Ничегоряева, а Чернатов выводит активы. В таких случаях, как указали участники нескольких судебных споров с девелопером, достаточно обеспечить через «проверенных» лиц простое большинство в собраниях кредиторов, а это готовится еще на стадии предшествующей банкротству и судье достаточно «просто не заметить» афиллированность (связанность) кредиторов и предприятия — банкрота.
В случае с долгостроем на Покрышкина часть «дружественных» Чернатову акционеров «Строй-инверсии» решили поставить лояльного им директора вместо наемного менеджера Надежды Поляковой. Обладатели 50,6% акций (среди который и сам Чернатов С.В.) заключили «акционерное соглашение» о намерениях действовать сообща и провели собственное собрание, на котором выбрали гендиректором Константина Руссева (копия протокола имеется у Тайги. инфо). Среди акционеров оказались сам Чернатов, его партнеры и все четверо Минасянов, о которых сказано выше. Но налоговая инспекция отказалась одобрить изменения в ЕГРЮЛ, потому что у двух компаний, связанных с Руссевым, нашлись непогашенные долги и недостоверные сведения о регистрации.
Более того, как рассказала сама Надежда Полякова, перед собранием акционеров ей поступили «предупреждения» как от работников охранных предприятий, так и от одного действующего сотрудника полиции. Примечательно, что от имени «охранных предприятий» говорил Алексей Лобов, который некоторое время до конца 2016 года действительно возглавлял ООО и ЗАО «Цербер» (сейчас ликвидированы). Так же сам Лобов и трое его «бойцов» присутствовали на собрании акционеров.
120537 50 тыс. человек требуют прекратить преследование «Тангейзера»
Лобов известен как координатор движения «Русский щит», при участии которого были сорваны несколько концертов западных рок-групп. В 2014 году радикалы помешали выступления Begemoth, Marylin Manson и Cradle of Filth. Правоохранительные органы и чиновники этому не препятствовали и не осуждали акции. В 2015-м активисты, среди которых был Лобов, «прославились» борьбой с постановкой Тимофея Кулябина «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре.
Летом 2017 года, по данным базы «Контур-Фокус», Лобов, учредитель «Агентства информационного развития „Столица НСК“» (сайт «Сибкрай») Константин Антонов и зампред регионального отделения партии «Родина» создали «Новосибирское общество защиты прав потребителей „За Родину“». Источник рассказал, что до ухода в охранный бизнес Лобов был следователем в Железнодорожном районе Новосибирска.
Ввиду неясной ситуации с АО «Строй Инверсия» (ограничение прав директора, отсутствие банковского счета у предприятия, закончившееся разрешение на строительство) кредиторы подали на банкротство «Строй-инверсии». Суд ввел процедуру наблюдения, во время которой выяснилось, что Минасяны, по словам экс-директора компании Надежды Поляковой, с 2011 года так и не выплатили 17,2 млн рублей за свою долю в строительстве.
«В 2016 году были представлены в АО „Строй-Инверсия“ квитанции к приходным кассовым ордерам, в соответствии с которыми участниками долевого строительства якобы в 2011 году была осуществлена оплата в пользу ЗАО ФСК „Новосибирская“, — говорится в пояснениях Поляковой, сделанных для арбитражного управляющего. — Полагаю, что к представленным квитанциям к приходным кассовым ордерам необходимо отнестись критически, так как на момент создания АО „Строй-Инверсия“ путем выделения из АО ФСК „Новосибирская“ было документально в передаточном акте подтверждено полное отсутствие исполнения обязательств Минасянами по договору об участии в долевом строительстве».
139251
Тайге.инфо также стало известно, что Арсен Минасян был судим по ст. 228 и 228.1 (незаконное приобретение и хранение наркотиков, а также незаконное производство и сбыт веществ). В 2014 году ему дали три года условно за покупку 5,27 граммов амфетамина, следует из приговора Кировского районного суда. В 2017-м Ленинский районный суд признал его виновным уже в сбыте наркотиков в крупном размере и по совокупности приговорил к 11 годам колонии строгого режима. Защита, впрочем, утверждала, что мужчина готовил амфетамин для собственного потребления, а полицейские нарушили порядок обыска, но областной суд подтвердил справедливость решения первой инстанции.
Акционеры заявили о нарушении при формировании списка кредиторов «Строй-Инверсии», но суд, так и не дождавшись отчета временного управляющего прекратил дело о банкротстве. Это было сделано по ходатайству избранного директором
Суд сослался на то, что один из акционеров близких Чернатову — Евгений Козлов — предоставил справки о погашении долгов перед кредиторами через «внесение суммы в депозит нотариуса». Недовольные дольщики обжаловали решение в Седьмой апелляционный суд в Томске. Заседание запланировано на 7 марта.
«В ходе судебного заседания акционер Козлов и представитель акционера [Вадима] Бахтина пояснили, что готовы производить расчет по денежным требованиям кредиторов, возникшим в результате отказа от исполнения договоров участия в долевом строительстве объекта недвижимости», — сказано в решении новосибирского арбитража.
Козлов тоже важный персонаж этой истории. Ему принадлежит ООО «ИТК» — это одна из компаний, с помощью которых долги «Строй-инверсии» росли буквально на глазах, что дало возможность увеличить долю лояльных Чернатову людей в общей массе кредиторов. Например, в апреле 2017 года «ИТК» подала иск к «Строй-Инверсии» (как правоприемнику ФСК «Новосибирская») на 6 млн рублей в Третейский суд Новосибирской области. Тайге. инфо попала копия решения этой инстанции — мало того, что дело умудрились рассмотреть в официальный выходной 8 мая, так еще и в резолютивной части трижды указаны даты за конец мая и июнь 2017 года, которые на момент заседания еще не наступили. Так же в арбитражном суде находятся на рассмотрении иски ИТК поданные к АО ФСК «Новосибирская» на 33 млн и 6 млн — причем в первых же заседаниях и ИТК и ФСК «Новосибирская» требуют привлечь соответчиком АО «Строй Инверсия». Схема очевидна — как только суд привлекает соответчика — то и ИТК и ФСК и контролируемый ими Руссев (директор Строй Инверсии) тут же признают несуществующий долг за «Строй Инверсией».
Кроме того, Козлов известен как компаньон девелопера Игоря Болдырева по строительству бизнес-центра «Партнер» на улице Орджоникидзе, 38. У них есть общая компания «Эргоном», которая построила и управляет зданием. По сведениям Тайги. инфо, партнерство Болдырева с Козловым обернулось корпоративным конфликтом в результате, которого у Болдырева «исчезают» акции и имущество по решению Черепановсного районного суда (причем после отмены этого решения судья уходит в отставку).
В картотеке арбитража обнаружился еще один иск о банкротстве «Строй-Инверсии» от 15 февраля — заявление ООО «Инженерно-техническая компания», связанного с Козловым через экс-директора одной из его фирм Алексея Волкова. Иск почему-то изначально был зарегистрирован как «гражданский», а не как «банкротный», и, более того, судья Надежда Гофман заявление не вернула (как должна была сделать по закону), а оставила без движения при наличии параллельного дела о банкротстве той же компании. Инвесторы пожаловались на нее председателю арбитража. Председатель суда проявила заинтересованность и обещала разобраться в данной ситуации. Через 2 недели сообщим о принятом решении (результате встречи).
Параллельно началось дело о банкротстве еще двух структур Чернатова, в том числе уже упомянутая нами АО ФСК «Новосибирская». В декабре 2017 года иск о ее несостоятельности подала мэрия. У компании образовались долги за аренду земли — почти 11,7 млн рублей. Правда, 14 февраля ответчик попросил отложить заседание, так как якобы не знал о долгах и чтобы урегулировать спор «мировым соглашением», а мэрия не возражала, хотя некоторые иски по неоплате аренды были просужены уже более двух лет назад и Чернатов не мог о них не знать. И что за мировое соглашение собирается заключить Чернатов — затянуть сроки выплат до истечения срока давности или уменьшить сумму? Учитывая его «связи в мэрии»? Следующие слушания по этому делу пройдут 5 марта.
Ранее собеседники редакции указывали на близкое знакомство девелопера Чернатова с заместителем прокурора Новосибирской области Владиславом Мандрыко, который в 2012—2015 годах возглавлял городскую прокуратуру, экс-министром строительства Сергеем Боярским, вице-мэром Алексеем Кондратьевым и начальником архитектурно-строительной инспекции городской администрации Анатолием Мотыгой.
Игорь Валов