«Наш Гамлет как бы сидит в айфоне»
Почему «Гамлет» актуален всегда, даже если режиссер переписал текст пьесы, а действие спектакля происходит будто в смартфоне главного героя, и как играть свою роль, когда ты со всех сторон окружен зрителями, — «Старый дом» показал зрителям репетицию «Социопата» за три дня до премьеры.
«Старый дом» в Новосибирске представит премьеру спектакля «Sociopath» петербуржца Андрея Прикотенко. Постановка главного режиссера театра станет авторской интерпретацией шекспировской истории о Гамлете. Первые показы пройдут уже 23, 24 и 25 марта, накануне журналисты и немногие зрители оказались на репетиции премьеры, где увидели необычную сцену, а после пообщались с артистами и постановщиками
Пространство спектакля находится в самом центре зрительного зала, а публика расположена вокруг своеобразной клетки, на прозрачные стены которой транслируется видеопроекция.
«Наш герой — Гамлет — как бы „сидит“ в айфоне, а мы находимся будто внутри его сознания», — объяснил сценографию режиссер Андрей Прикотенко.
«Что касается смартфона. Он изменил ваше сознание? Мое — очень сильно, — сказал он на реплику о намеренной гаджетизации спектакля. — Это не столько бегство за современностью, этот попытка понять самого себя. Я в телефоне практически постоянно нахожусь, вся моя жизнь организована через него. И миллиарды людей так живут, с появлением этой фигни мы стали жить совершенно в ином мире».
Предвосхищая критику, что современная режиссура снова «покушается на святые тексты», он ответил, что не Шекспир сочинил эту историю: «Сюжет „Гамлета“ существует рядом с историей человечества очень-очень давно. Но в какой-то момент мне стало казаться, что на меня не производит впечатление классический текст. Сюжет до сих пор будоражит, а текст мешает. В итоге у нас получилась попытка создать современное рефлексирующее сознание, показать кризис гуманизма и совести, и сюжет „Гамлета“ наиболее для этого подходит».
137434
Специальным образом организованное пространство — это как минимум «безумно интересно», рассказал актер Ян Латышев, играющий Клавдия: «Энергия идет со всех сторон, и ты должен ловить ее». Его коллега Тимофей Мамлин добавил: «Здесь нет такого, что мы с одной стороны, а зритель — строго с другой. Все мизансцены надо играть по кругу, на 360 градусов, весь рисунок роли простраивать так, чтобы тебя было видно отовсюду».
Исполняющий роль Гамлета Анатолий Григорьев отметил, что актеры в этом спектакле как никогда приближены к авторству спектакля: «Ты ощущаешь себя таким немного вышедшим из повиновения героем. Это окрыляет, но добавляет поводов к размышлению о профессии и о себе, потому что нужно иметь право говорить такие тексты, доносить такие смыслы, которые будем доносить мы, — цитирует его журнал „The Young Siberia“. — Я считаю, что Гамлет актуален в любом формате, потому что это архетипический герой: сомневающийся, мстящий, ищущий. В этой истории заложены философские смыслы, расширяющие сознание. Она напоминает нам о справедливости и героизме».