Отмена выборов мэра в Екатеринбурге: Новосибирску приготовиться
Законодательное собрание Свердловской области приняло законопроект, отменяющий прямые выборы мэра Екатеринбурга, несмотря на то, что большинство жителей города, если верить социологическим опросам, против этого. Впрочем, социологические опросы стабильно показывают приверженность большинства жителей прямому избранию мэров и глав сельских районов, но это не помешало их отменить практически повсеместно. Алексей Мазур анализирует, возможно ли повторение истории в Новосибирской области.
Возможность отменить прямые выборы глав муниципалитетов проявилась в 2014 году, когда Госдума приняла поправки в закон о местном самоуправлении. Хотя
В 2014 году в Новосибирской области прошли последние выборы глав районов области. Из 5 районов в 3 выдвиженцы «Единой России» проиграли.
Отменять прямые выборы мэра было можно и ранее, но делать это мог только сам муниципалитет, меняя устав. Там, где уже была выстроена жесткая вертикаль, такие отмены произошли до 2014 года. Например в Нижнем Новгороде прямые выборы мэра отменили ещё в 2009 году.
Но теперь региональная власть смогла это делать, не спрашивая мнения ни жителей, ни депутатов.
В 2014 году в Новосибирской области прошли последние выборы глав районов области. Из 5 районов в 3 выдвиженцы «Единой России» проиграли. Многие муниципалитеты Новосибирской области выражали свое несогласие с отменой прямых выборов. Но их оставили только в самом Новосибирске и в наукограде Кольцово.
Аналогичный процесс шел по всей стране, с тем лишь исключением, что во многих регионах никаких исключений не делали.
К 2016 году из городов-столиц регионов только в девяти остались прямые выборы мэра. Это Новосибирск, Екатеринбург, Хабаровск, Кемерово, Томск, Абакан, Якутск, Майкоп и Анадырь. Любопытно, что на запад от Урала прямые выборы сохранила только столица Адыгеи Майкоп. Москва и Санкт-Петербург «не считаются», так как они являются субъектами федерации, а не муниципалитетами.
В Красноярске выборы мэра отменили при губернаторстве Виктора Толоконского. Причем массовых протестов жителей не случилось, хотя депутаты долго сопротивлялись решению и поменяли устав города лишь под угрозой роспуска. Впрочем, на тот момент, наверное, только в Екатеринбурге и Новосибирске могли бы пройти протесты горожан. Но их тогда не тронули.
Оставили прямые выборы и в Кемеровской области — потому что при Тулееве было совершенно без разницы, избирается мэр города или назначается.
выборы глав муниципалитетов отменяют для очередного усиления «вертикали власти» и отстранения простых избирателей от решения кадровых вопросов
Хотя было очевидно, что выборы глав муниципалитетов отменяют для очередного усиления «вертикали власти» и отстранения простых избирателей от решения кадровых вопросов, в защиту этого решения приводился ряд аргументов. В Новосибирской области обещали и тщательный кадровый отбор, и обновление корпуса глав районов и муниципалитетов.
В реальности же кадровая работа как не была выстроена ранее, так и не выстроилась позже. Менять глав районов оказалось не на кого, все «кадровые лифты» оказались перекрыты. В результате главы муниципалитетов оказались несменяемыми и совершенно независимыми от мнения населения.
Как и в случае с Кемеровской областью, кадровые решения стали приниматься в связи с ЧП. Так, главу Колыванского района Виктора Аверина отправили в отставку только после того, как в яме, выкопанной коммунальщиками, утонули двое детей, а в поселке прошел митинг численностью 600 человек. Для небольшой Колывани это очень много.
Жители Барабинска и Татарска проводили сбор подписей против местных глав, причем подписался заметный процент избирателей. В Барабинске вскоре после этого главу города заменили на его зама.
124557
Стало понятно, что полная отмена выборов на местном уровне не привела к улучшению ситуации. Региональные власти еще способны кое-как контролировать ключевые для себя позиции, связанные с распределением пригородной земли, например. Но задача наладить эффективную кадровую работу с десятками и сотнями муниципалитетов — для нынешней бюрократии недостижима.
В Бурятии после отмены выборов глав муниципалитетов успели вернуть их обратно. А теперь снова хотят отменить — за исключением Улан-Удэ.
Екатеринбург и Новосибирск были единственными столицами регионов, в которых мэрами избраны оппозиционеры. Правда, в Екатеринбурге мэр является скорее «английской королевой» — реальными рычагами власти обладает сити-менеджер, а «всенародно избранный» глава города — всего лишь улучшенный вариант депутата. Выше статус, больше аппарат и право вести заседание горсовета.
Но в случае Евгения Ройзмана даже этот статус сочли слишком чрезмерным. Ройзман в последнее время позволял себе слишком много нелояльности, в том числе и по отношению к федеральному центру.
Про Анатолия Локтя этого не скажешь. В ходе президентской кампании он особо не светился, когда нужно, запрещал митинги сторонников Навального.
Но это не значит, что выборы главы не попытаются отменить и в Новосибирске. Ведь он сегодня — единственный миллионник в стране, в котором сохранилось прямое голосование. Один этот факт может быть раздражителем для перфекционистов, которых много в нашей бюрократической системе. До сих пор выборы мэра в Новосибирске не трогали, потому что до конца срока Локтя это особого значения не имело. А перед выборами заксобрания, Госдумы, президента никто не хотел лишний раз злить горожан. Но вот пройдут выборы губернатора — и к вопросу могут вернуться. Как в 2014 году после выборов губернатора взяли и отобрали у Новосибирска 10% НДФЛ.
Вопрос только в том, насколько велико будет это желание, и насколько новосибирцы будут готовы отстаивать своё право на выбор.
Алексей Мазур