Экологом должен стать каждый. Без волонтеров ученые не справятся с охраной природы
Природоохранная биология как отдельная комплексная научная дисциплина появилась относительно недавно, но именно она может возродить интерес студентов и правительств к классической биологии — к систематике и ее приложению для экологических исследований. В этом ученым нужна поддержка заинтересованных граждан.
Что общего у Сибири и тропиков
Огромное количество живых организмов Земли остается до сих пор неизвестным для человека. Самые изученные — те, что на виду и крупнее размером. Позвоночные описаны больше, чем на 95%, растения — больше 80%. Разнообразие моллюсков, ракообразных, насекомых и пауков известно меньше, чем на половину, а изученность водорослей, нематод, бактерий и вирусов только на пути к нескольким процентам.
Поверхность планеты при этом изучена неравномерно. Например, в Великобритании составлены подробнейшие списки флоры и фауны на каждую квадратную милю, а в экваториальных лесах Южной Америки вокруг одного дерева можно неделю ходить кругами, каждый день находя новые для науки виды.
140552
Видов в Сибири меньше, чем в тропиках, но с их изученностью все равно есть проблемы. На недавнем круглом столе «Охрана биоразнообразия и экологическая безопасность Новосибирской области» ихтиолог Елена Ядренкина эмоционально говорила, что притоки Верхней Оби, с точки зрения ихтиофауны, до сих пор остаются белым пятном. Конечно, общий список видов рыб для региона известен, но этого мало. Где конкретно они обитают — в озере, небольшой реке, в притоке — тут уже нет определенности.
Исключения появляются, когда возникает возможность для работы специалистов. Пять лет назад по приглашению инициативной группы природозащитников ихтиологи начали обследовать Издревую, небольшую реку длиной 35 км в окрестностях Новосибирска. За два сезона ученые обнаружили 12 видов рыб, среди которых три — сибирский хариус, сибирский голец-усач и сибирский подкаменщик. Они весьма редки в регионе и занесены в Красную книгу.
Численность массовых видов резко сокращается
На круглом столе обсуждали ситуацию не только с редкими, но и с массовыми видами, многие из которых — объекты охоты. Орнитолог Александр Юрлов сообщил о многократном, по некоторым видам на два порядка, сокращении численности околоводных и водоплавающих птиц на озере Чаны, крупнейшем водоеме Новосибирской области.
Частично это объясняется циклами обводненности Барабы, но основные причины связаны с климатическими изменениями, уничтожением мест обетаний на пролете и зимовке, а также с браконьерством и весенней охотой. Как считает ученый, если сейчас не принять действенных мер, то скоро обычные виды птиц могут перейти в категорию исчезающих и требующих охраны.
Нужно больше заповедных территорий
В случае с редкими видами рыб, для их охраны нужен не только запрет на лов, но и здоровая, чистая река. Для этого требуется сохранить щадящий режим природопользования во всем водосборном бассейне. Для сохранения птиц на Чанах необходимо регулирование использования территории в местах гнездования и в местах зимовки.
Экосистемный подход подразумевает выделение территории в естественных границах, которая в большей или меньшей степени будет отдана дикой природе. Эта ситуация регулируется законодательством в виде утвержденного режима, достичь компромисса по которому бывает очень непросто.
140149
В схеме расселения на территории Российской Федерации, принятой еще в середине 1990-х, говорится, что общая площадь особо охраняемых природных объектов должна составлять не менее 20% общей площади страны и не менее 30% в районах Крайнего Севера.
В Новосибирской области площадь особо охраняемых природных объектов чуть не дотягивает до 9%.
При увеличении площади сети региональных охраняемых зон важно учесть ее качественные параметры. Количества и площади заповедных территорий должно быть достаточно для защиты ключевых объектов природного наследия региона.
Природа и люди
«Браконьеры-заготовители передвигаются на хорошо подготовленных автомобилях, — рассказывает руководитель Природоохранной инспекции в Новосибирской области Валерий Шрейдер. — Идет несколько машин, охота в основном ведется с дороги. Одна машина отслеживает нахождение животных около автодорог, вторая машина отстреливает, а третья машина — в которой, зачастую, находится человек, который не имеет ни охотничьего билета, ни оружия зарегистрированного — забирает мясо и вывозит».
Если инспекторы кого-то останавливают, дела разваливаются. Браконьер говорит: «Вижу — мясо лежит, я просто подобрал». Он даже не охотник, его по административному законодательству привлечь нельзя. «Если непосредственно на месте убоя ты его не поймал, ты его также привязать не можешь», — сетует Шрейдер.
Бороться с браконьерами одним госинспекторам трудно: мешают недофинансирование, изношенность техники, несовершенство законов, а часто и нежелание полиции их в полной мере применить. Здесь важна мобилизация всего общества. В разъяснении важности соблюдения режима без природоохранных биологов и общественных активистов не обойтись.
Усынови заказник
Похоже, что не обойтись и специалистам — ботаникам и зоологам — без помощи волонтеров в сборе биологических сведений по находящимся под угрозой видам и ценным сообществам.
В Алтайском крае существует движение в поддержку особо охраняемых природных территорий «Усынови заказник». Школьные лесничества, кружки по экологии и просто любители животных и растений собирают сведения о видах, занесенных в Красные книги РФ и края, и отправляют их на верификацию специалистам. Большая часть этой информации используется краевым правительством при переиздании Красной книги и при зонировании заказников.
137514
Есть жилое гнездо черного аиста на дереве — будь добр, выдели особо защитный участок. Кроме поиска редких видов, активисты движения — это глаза и уши природоохранных инспекторов. Браконьеры, зная, что за ними постоянно кто-то наблюдает, не рискуют нагло нарушать режим охраны. Установка волонтерами искусственных гнездовий, платформ, подкормка облегчает жизнь животным даже в случаях, где экотоп частично нарушен.
Гражданская наука (citizen science) имеет в приложении к природоохранной биологии самое прямое применение. Добровольные помощники биологов способны не только удовлетворить свой исследовательский зуд, но и помочь специалистам в сборе ценнейшей научной информации, а всем нам — с сохранением биоразнообразия, тех самых экосистем, без которых нам не жить.
Автор — Александр Дубынин, эколог, координатор Открытой лаборатории природоохранной биологии
Редактор — Илья Кабанов, научный обозреватель Тайги.инфо