Демифологизация регионов: живет ли современное искусство за МКАДом

© Михаил Конинин/ГЦИИ. Александр Буренков
Демифологизация регионов: живет ли современное искусство за МКАДом
20 Сен 2018, 10:00

Международный передвижной симпозиум NEMOSKVA провез по Транссибу десятки экспертов, которые познакомились с искусством двенадцати городов России, в том числе Новосибирска. Тайга.инфо расспросила куратора выставки «Большая страна — большие идеи» Александра Буренкова о его профессии, миграции художников из регионов в центр и о том, как придуманный в Москве проект может помочь местной арт-сцене.

Тайга.инфо: Как вы себя чувствуете, учитывая протяженность симпозиум-тура?

142202

— Это путешествие по стране, к сожалению, работа, а не отдых. Проект такого масштаба и амбиций — серьезное испытание. В первую очередь на стойкость. В большинстве городов, где мы останавливаемся, я впервые. Велик соблазн сбежать с лекций и дискуссий и прогуляться по улицам, сходить в местный краеведческий музей, уловить дух города, выпить в баре с местными (смеется). Но специфика нашего проекта не развлекательная, все-таки NEMOSKVA — исследовательский проект. Формат его первой части мы обозначили для себя как «экспедиция». Все участники проекта поставлены в очень жесткие временные рамки ежедневного расписания. Оно не дает нам расслабиться.

Наши иностранные эксперты говорят, что никогда не сталкивались с таким интенсивным режимом работы. Большая часть из них — кураторы и искусствоведы, люди, которые тонко и глубоко изучают искусство. Им необходимы условия для рефлексии, чтобы переварить всю поступающую информацию. Содержательная коммуникация, конечно же, не может состояться на бегу.

Нет регионального искусства, как нет и российского

Тайга.инфо: Художники, которые делают хоть что-то заметное в регионах, быстро становятся известны в столицах, благодаря интернету или через знакомых кураторов. Знали ли вы, куда едете и в чем смысл симпозиума, если не в поиске новых проектов и авторов?

— Конечно, есть общее мнение, что всем все известно об искусстве за пределами Москвы и все интересные авторы уже давно найдены и описаны. Тут очень легко обмануть себя, особенно если умеешь вбивать правильные поисковые запросы в сети. За последние годы были предприняты масштабные попытки описать региональную художественную жизнь, которые вылились в такие выставочные проекты, как Триеннале «Гаража», «Трагедия в углу» Музея Москвы, серия выставок региональных художественных сред, организованных Department of Research Arts галереи «Триумф». Тем не менее есть ощущение, что московское профессиональное художественное сообщество недостаточно знает российский контекст и, тем более, недостаточно им интересуется. Это формирует снобистское отношение и искаженное представление культурных работников, заведомо воспринимающих то, что происходит в регионах, как нечто некачественное или недостойное их внимания. На самом деле, многие из нас плохо себе представляют, что происходит за пределами МКАДа, и составляют свое мнение о том, что творится в стране, на основе рубрики «Шапито» на сайте «Медуза».


В каком-то смысле именно демифологизация регионов, избавление от стереотипов и клише, желание реалистично взглянуть на художественную жизнь за пределами столицы стали целями проекта NEMOSKVA.

Тайга.инфо: Среди художников, которых вы отобрали для участия в выставке «Большая страна — большие идеи» несколько живут в Москве, то есть они уже переехали из регионов в центр. Насколько это допустимо, если в проекте вы говорите о региональном искусстве?

142148

— Считается ли Алексей Мартинс, переехавший в Москву несколько лет назад, красноярским художником? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Переезд в столицу сделал его более успешным и известным, но никак не изменил художественный язык, который укоренен в красноярской художественной ситуации, своеобразной «сибирской эстетике» архаичных материалов и пустых заснеженных пространств. В этом смысле он плоть от плоти того места, где вырос.

Для меня это в первую очередь вопрос самоидентификации и того, как человек сам себя ощущает. Например Таус Махачева, которая имеет английское образование, закончила не один вуз в Лондоне, вернулась в Дагестан, но живет и работает по всему миру. Можно ли ее считать дагестанским художником? Конечно, да, так как Таус сама дает ответ на этот вопрос в своих работах, позиционируя себя именно как дагестанку.


В первую неделю нашего путешествия мы общались с Кристианой Пол, директором Школы дизайна Шейлы Джонсон и куратором музея Уитни, организующую одноименную биеннале американского искусства. Кристиана говорила, что для них очень серьезный вопрос, какого художника можно называть американским. В Нью-Йорке половина художников — приезжие, большинство действующих успешных художников не являются гражданами США. Те же, у кого есть гражданство, владеют также студиями в других странах, поэтому много времени, если не большую его часть, проводят за границей. По каким критериям определять уровень «американскости» в их крови? Сравнивать, в какой стране художник живет большую часть года или изучать их родословные? А может вообще смотреть, в какой стране расположен сервер его сайта?

Тайга.инфо: Само название NEMOSKVA работает как красная тряпка для локальных художников. Получается, что авторы, живущие далеко от столицы, вынуждены обозначать себя через Москву, даже путем ее отрицания. Проект вроде и должен способствовать развитию отношений между художниками в регионах, но механика его такова, что связи строятся не напрямую, а через посредника. Я сейчас имею в виду вашу команду — людей из центра.

134603

— Я не соглашусь с такой логикой. Давайте смотреть в суть вещей, а не на их обертку. Да, название провокационное, и его можно критиковать сколько угодно, но у проекта есть вполне конкретный организатор — дирекция регионального развития РОСИЗО-ГЦСИ, находящаяся в Москве. В этом есть что-то плохое? Партнеры и соорганизаторы проекта находятся и по всей России, и за рубежом. Мы привозим экспертов со всего мира. Но именно желание построить коммуникацию между художниками и профессионалами лежит в основе проекта — как вытащить художника из своей раковины предрассудков и заставить его пойти на портфолио-ревю с иностранными специалистами? Да, не все знают английский язык, но главное — иметь желание расти, развиваться, обмениваться идеями с экспертами с совсем другим бэкграундом, а не сетовать в очередной раз о том, что опять приехали москвичи, ну их, пойду лучше посмотрю фильм с друзьями.

Одна из целей проекта NEMOSKVA — поднять дискуссию о правомерности употребления выражения «региональное искусство». Это выражение демонстрирует абсолютно колониальную логику, от которой мы как раз попытались избавиться. Нет регионального искусства, как нет и российского. Искусство бывает либо хорошим, либо плохим. Наш проект не противопоставляет центр и периферию, Москва — такой же регион, один из субъектов федерации, просто там больше инфраструктуры и возможностей.

Тайга.инфо: Миграция художников в центр — одна из проблем локальных культурных сообществ. Москва как пылесос высасывает активных и амбициозных людей из регионов. У художников здесь часто нет ни финансовой, ни моральной поддержки, современное искусство тяжело идет в регионах, публика не готова. Не будет ли одним из последствий проекта новая волна миграции художников в центр?

— Хорошее образование художнику просто необходимо. Современное искусство — это академическая сфера деятельности. Если художник из региона после нашего проекта поймет, что ему требуется дополнительное образование, и он уедет учиться в Москву, Европу или куда-то еще, конечно, можно считать это большой удачей. Даже если он не вернется обратно, шанс, что он станет лучшим художником, чем прежде, очень велик. А решение о том, где развиваться профессионально и расти творчески, — это личный выбор каждого. Странно осуждать людей в желании быть успешными и жить там, где больше возможностей для самореализации.

Обманчивое очарование профессии

Тайга.инфо: На выставках и актуального искусства, и академического зритель все чаще сталкивается с фигурой куратора. Расскажите, чем он занимается?

— Профессия куратора не такая уж и ультрановая, ей без малого полвека. Форматов взаимодействия кураторов с художниками сейчас очень много, все зависит от условий их деятельности, характера проекта, институций, команды и протоколов работы в каждом конкретном случае. Кураторство — это всегда индивидуальные подходы, все зависит от интереса, методологии, образования специалиста.

130264

В первую очередь, куратор создает контекст для искусства и экспериментов с ним, поддерживая баланс между интересами художников и зрителей. Это исследовательская позиция, которая тебя отличает от арт-менеджера, продюсера или антрепренера. Если человек называет себя куратором, значит работает в творческом диалоге с художником и следует логике художественного проекта, обладая глубокой экспертизой в современном художественном контексте. Самая главная ошибка кураторов — навязывание авторам, с которым они работают, своей воли и идей. Удивительным образом среди кураторов очень много начитанных людей, которые не всегда умеют ясно воспринимать искусство своим текстоцентричным сознанием, видеть, чувствовать форму, эстетические качества работ.

Тайга.инфо: Почему имена кураторов стали так часто звучать в разговорах о выставках? Сегодня они конкурируют за внимание публики наравне с художниками.

— Курсов по кураторству становится все больше, но это совершенно пропорционально и росту количества музеев современного искусства по всему миру. Никогда прежде их не было так много, как сейчас. Это специфика современной ситуации культуры. В каком-то смысле можно говорить даже об эротизации фигуры куратора в последние годы. Куратором теперь быть модно. Но это обманчивое очарование профессии не отменяет критериев оценки деятельности. Они подробно описаны на страницах профильных журналов (Manifesta Journal, Texte Zur Kunst или The Exhibiotionist) в многочисленных книгах (например, популярных изданиях книжный серии музея «Гараж» и издательства Ad Marginem) и преподаются в университетах.

Тайга.инфо: Чем куратор может помочь художнику?

127607

— Куратор ставит работы художника в исторический и современный художественный контекст. Художник — это человек, который обладает ярким субъективным мнением и видением. Куратор же — носитель совсем другого фокуса, он обязан быть реалистом и обладать прагматичным подходом к жизни, неизменно сохраняя при этом гибкость и изобретательность. Куратор создает связи между работами, работами и зрителями, а также самим художником и публикой. Он тонко чувствует социальный и культурный контекст, дух времени, обращая внимание на важные именно сейчас темы и нюансы.

Например, может быть очень важно реактуализировать забытые работы художника. Этого можно добиться, если поместить их в новый контекст. Художественные работы в новом прочтении на выставке могут дополнить, раскрыть друг друга так, как, возможно, раньше даже сам художник их не воспринимал. Исторический или социально-культурный контекст привносит в работу новые значения. Создание искусства — это многолетний процесс диалога интеллектуалов друг с другом о развитии эстетической формы. Пребывать в этом диалоге, обнаруживая новые связи между работами и идеями, — невероятно интересная работа.

Тайга.инфо: Часто над одной выставкой работает всего пару человек, но есть и большие художественные проекты, вроде NEMOSKVA, где в команде больше десятка самых разных профессионалов. Как в таком случае распределяются обязанности и чем куратор отличается от арт-менеджера или продюсера?

125826

— К сожалению, зачастую сталкиваешься с отсутствием в нашей профессиональной среде понимания о разграничении сферы ответственности куратора, арт-менеджера, продюсера, технического директора. У каждой из этих профессий должно быть четко прописанные роли и зоны ответственности, чтобы работа над проектом осуществлялась эффективно. Должен ли куратор составлять сметы и превращаться в бюрократизированного клерка, зажатого в тисках документооборота, нормированного рабочего дня и корпоративных правил офисного работника? К сожалению, в большинстве случаев исследовательский характер деятельности куратора не сочетаем с подобными условиями труда, не позволяющими куратору думать о контенте.

Многие приходят в искусство ради его романтичной ауры, веселья, ощущения принадлежности к этому миру безграничной свободы, творчества и полета фантазии. Именно из-за этого у нас такие большие проблемы с арт-менеджментом, так как каждый считает необходимым относиться к своей деятельности творчески. Но иногда единственное, что от тебя необходимо, — это четко выполнить довольно скучную механическую задачу. Есть что-то в нашей российской ментальности, что заставляет нас самовыражаться там, где нужно просто сделать все по выработанным цивилизацией правилам. Видимо, профессия куратора и кажется такой соблазнительной для многих, так как несет в себе обещание безграничной творческой свободы. Все хотят выражать себя, как художники.


Тайга. инфо: Первым этапом проекта NEMOSKVA стал передвижной симпозиум, который помог вашей команде познакомиться с локальными художниками. В следующем году их лучшие проекты покажут на Венецианской биеннале и в Центре изящных искусств BOZAR. Как будет происходить дальнейшая работа с художниками для подготовки?

— Кураторская группа проекта еще не сформирована, это решение должно быть принято внутри команды проекта по итогам экспедиции по Транссибу и результатам, которые мы соберем в поездке. Давайте не опережать время, хоть мы и так спешим в этом кажущемся бесконечным марафонском забеге по стране.

Городской центр изобразительных искусств Новосибирска, принявший выставку «Большая страна — большие идеи», ожидают перемены: осенью запустится публичная лекционная программа, в следующем году изменится выставочная политика. Следить за «перезагрузкой» центра можно в социальных сетях: страница ГЦИИ на фейсбуке и во «ВКонтакте».

Беседовала Валерия Ветошкина
Фото Михаила Конинина



Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:

Мнения
Новосибирск похож на существо, стянутое веревками
Марат Городецкий
Без преодоления структурной деформации город продолжит быть неудобным, грязным, пыльным и неуютным. Не помогут чистка, восстановление тротуаров, какие-то точечные меры по обустройству и украшательству. Потому что в условиях базового дискомфорта люди чувствуют себя, как будто в экстремальных условиях, становятся неспособными соблюдать порядок, чистоту.

© Тайга.инфо, 2004-2019
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Региональное информационное агентство ВИА (сайт информационного агентства - Тайга.инфо / www.tayga.info), свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС 77 - 47277 от 11.11.2011, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)