Дирижер Томас Зандерлинг: «Я не занимался музыкой всего один день в жизни — прошлым летом»

© Алина Скитович. Томас Зандерлинг
Дирижер Томас Зандерлинг: «Я не занимался музыкой всего один день в жизни — прошлым летом»
23 Окт 2018, 01:00

Чем были уникальны личности Шостаковича, Караяна и Бернстайна, как культура способствует глобализации и почему выспаться — самое главное? Во время Российско-немецкого культурно-делового форума Тайге.инфо рассказал об этом художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра Томас Зандерлинг.

Тайга.инфо: Вы родились в Новосибирске, но детство провели не здесь. Через много лет вы начали работать с симфоническим оркестром Новосибирской филармонии, сперва как главный приглашенный дирижер, потом, с 2017 года ­— в роли главного. Видите ли высший знак в том, что ваша жизнь связана именно с этим городом?

— Конечно, это играет эмоциональную роль, ведь я сейчас главный дирижер и художественный руководитель Новосибирского [филармонического симфонического] оркестра. Но, скорее, это воля случая. Трудно судить, но я бы не появился здесь как дирижер, если бы сюда меня не звал выступать Арнольд Михайлович Кац. Оценивайте сами, я усилий к этому не приложил. Но меня это радует.

Тайга.инфо: Когда вы вступали в должность главного дирижера нашего оркестра, новосибирский министр культуры Игорь Решетников про вас сказал, что у вас «очень молодые мозги». Как вам удается все успевать?

— Я стараюсь по возможности никогда не приезжать за день до первой репетиции и никогда не уезжать на следующее утро после концерта. Мне интересно вникать во все происходящие дела. В моем понимании, задача главного дирижера быть в курсе не только своего оркестра, но и культурной жизни города в целом.

143072

Тайга.инфо: Вы приглашены в качестве эксперта Российско-немецкого культурно-делового форума на секцию «Партнерство субъектов образования, науки и культуры». Нужны ли такие форумы, на ваш взгляд, какие задачи они решают?

— Меня попросили выступить с темой о культуре и культурных отношениях между Россией и Германией. Я считаю, что такой форум очень важен, ведь мир глобализуется, люди соприкасаются все больше и больше, поэтому необходимо достигать взаимопонимания. А взаимопонимание достигается только путем общения. Мне хочется напомнить, что между Россией и Германией были особые исторические и культурные отношения.

Тайга.инфо: Как вы работаете на глобализацию человечества?

— Культурные отношения никогда не обрываются, даже если есть какие-то разногласия между странами. Мне вспоминается, что первый по-настоящему значимый русский композитор Глинка умер в Берлине, изучая немецкую музыкальную культуру и, в частности, творчество И.С. Баха


Кстати, если вспомнить непосредственно Новосибирск во время Великой Отечественной войны, то окажется, что здесь появился Ленинградский оркестр, и здесь играли и немецкую музыку под руководством моего отца Курта Зандерлинга. А недавно у Новосибирского оркестра был тур по Германии, который успешно закончился в Вене, и уже через год такой же тур повторится в Кёльне, Байройте, Висбадене и так далее. Недавно с Денисом Мацуевым играли Второй концерт Прокофьева и Третий Бетховена. Связи на каждом шагу.

Тайга.инфо: Скажите, есть ли у вас кумир среди дирижеров?

— Это сложный вопрос, потому что все в жизни меняется. У меня есть восхищение к нескольким дирижерам, которые, к сожалению, уже не живы, это, например, Тосканини, Клайбер. Те дирижеры, которые создали свое искусство, свое звучание.

Тайга.инфо: Вы работали с Караяном и Бернстайном, которых тоже уже нет. Расскажите, чем они вам помнятся?

— Они мне помнятся своей уникальностью, при том, что они чуть ли не противоположны. Караян был инкарнацией профессионального дирижера, который мог высокий процент своей концепции реализовать в оркестре. Он был идеалом практика. А Бернстайн был один из самых универсальных и разносторонних личностей, он знал абсолютно все. Но это не были сухие знания, он понимал связи явлений, постоянно применял их на практике. Например, Бернстайн в совершенстве знал ботанику и мог говорить о любом растении. И как композитору ему были близки процессы композиторства, он чувствовал, где у композитора были проблемы. Это дирижеры были огромными личностями, которые своим воздействием могли покорить всех.

Тайга.инфо: А как вы относитесь к Теодору Курентзису? В России его чуть ли не боготворят.

— Я с ним мало знаком, хотя по его приглашению исполнял в Перми «Летучего голландца» Вагнера. Я убежден, что это очень талантливый и одаренный человек, который идет абсолютно своим путем. Он, несомненно, очень успешная личность.

Тайга.инфо: Какое ваше самое любимое произведение для исполнения с оркестром?

— Это как с кумирами, вопрос сложный. У меня целый лист любимых произведений. Так даже не ответишь.

141482

Тайга.инфо: У некоторых музыкантов бывают свои знаковые произведения, например, у Екатерины Мечетиной это Второй фортепианный концерт Рахманинова, и она всегда находит в нем что-то новое.

— Да, когда она последний раз приезжала, она играла с нашим оркестром этот Концерт, и я обратил ее внимание на некоторые мысли в нем. Она очень живо на это отзывается. Но я бы не стал думать, что она живет только в одном произведении.

Тайга.инфо: Что будет исполнять оркестр в новом сезоне? Будут ли какие-нибудь особенные концерты?

— Вы знаете, все концерты особенные, серьезные и важные. Но скоро нам предстоит концерт в Москве в зале Чайковского, первый раз будем играть со мной в абонементе Московской филармонии. Естественно, это очень ответственный концерт. В мае будет почетный тур в Англию. Он ответственный, потому что зарубежные оркестры обычно в Лондоне не выступают, а нас пригласили.

Тайга.инфо: Маэстро, скажите, нравится ли вам преподавать?

— Преподавание мне встречается только в рамках мастер-классов. Если иметь дело с талантливым учеником, педагогика становится интересной. А если ученик не самый талантливый, это не так сильно вдохновляет.

Тайга.инфо: Расскажите о значении личности Шостаковича в вашей жизни.

— Шостакович — гений. Мне посчастливилось быть с ним знакомым. Он был на моем дебюте в Москве и после концерта пригласил меня к себе. Это были незабываемые часы, проведенные в его компании. А когда мы уже прощались, он принес мне партитуры своей Тринадцатой и Четырнадцатой симфоний, еще не изданных, в них были очень сердечные слова в моей адрес. Я стал по его велению дирижером этих премьер в Германии. И на фоне этих премьер началось мое интенсивное сотрудничество с этим человеком.

Тайга.инфо: Что было самым трудным в исполнении этих произведений?

— Шостакович настаивал, чтобы солисты, которые пели, были немцами, поэтому симфонии требовали перевода на немецкий язык. Стояла задача, чтобы в переводе слово оставалось на своем месте, это был приоритет перед рифмой. Это была работа невероятного объема. Начало положил я, сделав дословный перевод текста, потом, когда я нашел специалистку по переводу оперных либретто на немецкий, мы добились оптимального варианта. Вспоминается эпизод из Симфонии № 14, где в одном из тактов не хватило нот для всех слогов. И Дмитрий Дмитриевич специально переписал этот такт.

Тайга.инфо: Как вы отдыхаете от работы?

— Самое главное — хорошо выспаться, для меня это самое главное. От музыки я никогда не устаю, да и время не позволяет отдыхать, постоянно нужно осваивать новые для себя произведения. Я не занимался музыкой всего один день в жизни — прошлым летом, когда почувствовал, что нужно выключиться из музыки.

Текст: Антон Ниязов
Фото: Алина Скитович





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года