Новосибирский министр назвала «утрату интеллектуального лидерства» угрозой региону
Новосибирское заксобрание обсудило проект стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. Депутаты попросили правительство более пристальное внимание уделить инвестпроектам в транспортной сфере.
Представляя проект стратегии депутатам транспортного комитета заксобрания, министр экономического развития Ольга Молчанова среди преимуществ региона отметила человеческий капитал, систему образования и диверсифицированную структуру экономики. Проблемами Новосибирской области министр считает недостаточную экономическую и инвестиционную активность и невысокий уровень развития инфраструктуры.
Есть и «угрозы» для реализации стратегии развития региона — усиление экономических санкций, утрата интеллектуального лидерства и потеря компетенций во многих научных направлениях и другие факторы.
Молчанова заявила, что есть три варианта реализации стратегии: консервативный, целевой и инновационный, главное отличие которых — в объеме валового регионального продукта. Если консервативным сценарием к 2030 году ВРП планируется на уровне 2890,6 млрд рублей, то инновационным 3633 млрд рублей. С ростом производительности труда — в 1,9 раза, увеличением доли высокотехнологичной продукции в ВРП — в 1,6 раза; доли объема инвестиций в ВРП — до 27%; рост промышленного производства — в 2,1 раза, увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов — в 1,5 раза; рост производства продукции сельского хозяйства — в 1,7 раза.
«Правильно я понял: ежегодный рост валового регионального продукта должен быть в пределах 4%? — уточнил депутат Александр Козлов. — И суммы инвестиций приличные. Где их брать?».
Министр ответила, что проекты будут финансироваться как за счет собственных средств инвесторов, так и за счет денег бюджета.
«В данный момент не устраивает подход к государственно-частному партнерству, — высказал свою позицию председатель комитета Федор Николаев. — Из 40 млрд рублей, привлекаемых в рамках ГЧП, больше 90% занимают федеральные гранты. Что большие средства выделяются из федерального бюджета — здорово, это надо все подбирать. Но надо рынок ГЧП использовать не только в мегапроектах — поликлиники, четвертый мост, но и в более мелких проектах на территории области. Воронки ГЧП в широком смысле пока нет, а надо в эту воронку вовлекать и частный бизнес, и муниципальные образования».
Обострил обсуждение заместитель председателя комитета Сергей Титков.
«Мы в стратегии ставим задачей стать лидерами за Уралом. Но такую же задачу ставят для себя и другие регионы — Кузбасс, Красноярск, Томск. Продолжаем делать акцент на выгодное географическое положение региона. Раньше говорили мультимодальный узел, потом логистический центр, теперь модное слово „хаб“, — выступил Титков. — Однако в развитии железной дороги акцент сегодня делается на Красноярск и Екатеринбург, теперь это мимо нас проходит. Когда президент говорит про развитие аэропортов, называет Ростов, Екатеринбург, затем Иркутск и только потом Новосибирск. Речной, воздушный транспорт, РЖД сами по себе живут. Есть ли у нас соглашения о развитии с РЖД, с Толмачево, как это было раньше, когда вместе рассматривали инвестпроекты?».
Заместитель губернатора Сергей Семка пояснил, что данная практика продолжается. Соглашения с крупными компаниями заключаются раз в два года. Министр транспорта региона Анатолий Костылевский сообщил, что, хотя аэропорт Толмачево пока и не вошел в нацпроект, ожидается финансирование порядка 8,9 млрд рублей на реконструкцию взлетно-посадочной полосы №2, строительство рулежных дорожек. Инвестор вкладывает 11,5 млрд рублей в строительство нового комплекса аэровокзала. Поддержка региональных авиалиний также способствует увеличению в Новосибирском аэропорту объема транзитных перевозок.
Федор Николаев напомнил, что по настоянию депутатов уже давно идет работа над стратегией развития дорожно-транспортной отрасли с конкретным планом мероприятий, которая должна стать составной частью общей стратегии развития региона.
«Ряд замечаний технического характера департаменты заксобрания уже выдали. Теперь необходимо стратегию приводить к дорожной карте. Потом она ляжет в госпрограммы — будут предусмотрены конкретные меры, которые необходимы для достижения поставленных целей», — подытожил Федор Николаев.
Ранее Тайга.инфо писала, что депутаты заксобрания заслушали доклад об эффективности госпрограмм на территории Новосибирской области за 2017 год. Замминистра экономразвития региона Виталий Шовтак заявил, что все 35 программ признаны эффективными.
Оценка эффективности госпрограмм проводится с 2014 года, а с 2016 эта информация обобщается в сводном докладе профильного министерства. По словам Шовтака, в 2017 году представлено 35 госпрограмм. Для оценки их эффективности было рассчитано 748 целевых индикаторов, 88% из которых выполнены более чем на 80%.
«Оценка результативности и эффективности госпрограмм осуществляется на основе расчета интегральных показателей реализации программ. Соотносятся оценки результативности с выходом на финансовое обеспечение. Сопоставляются плановые значения с фактическими. Если индекс интегральной оценки программы составляет более 0,8, то программа признается эффективной», — заявил Шовтак.