Как сделать театр своими руками в Новосибирске. Руководство к действию

© Илья Голицын
Как сделать театр своими руками в Новосибирске. Руководство к действию
11 Янв 2019, 13:05

За четыре месяца выпускники театрального института построили в подвале одной из новосибирских пятиэтажек собственную студию. Почему в Год театра именно это — важнейшее культурное событие для всего города, узнала Тайга.инфо.

В небольшой комнатке за железной решеткой стоит электрический стул. Наверное, это единственный атрибут, отсылающий к предыдущей жизни подвала жилого дома по адресу Ленина, 15: раньше здесь был квест-рум. Возможно, у бутафорского (?) электрического стула из квеста по мотивам «Зеленой мили» скоро появится новое применение — и он станет реквизитом в открывшейся здесь театральной мастерской «lab4dram».

Режиссер актеру друг

В 2013 году коллеги по театру «Глобус», режиссер Алексей Крикливый и актер Илья Паньков, набрали актерско-режиссерский курс в Новосибирском государственном театральном институте. Это был их первый опыт в качестве мастеров. За четыре года обучения на курсе появилось 9 спектаклей, 4 из которых поставили режиссеры-студенты.

«Не было вообще никакого дефицита доверия, — говорит Полина Кардымон, выпускница направления „режиссура“, теперь — штатный режиссер театра „Старый дом“. — Мы ставили спектакли наравне с мастерами. Под присмотром, конечно, с правками, но вообще без всякого давления».

Полина Кардымон: «Перетерпев множество наших затупов, ребята-актеры отлично знают, как правильно взаимодействовать с режиссером»

Смешанные курсы в НГТИ набирают не каждый год, хотя это намного полезнее как для режиссеров, так и для актеров, считает Полина Кардымон: «У нас была не тупо теория, где нам на словах объясняли, как нужно работать с артистами, а потом, в конце обучения, мы бы внезапно попали в театр и просто обосрались с перепугу. С первых лет мы уже практиковались. И для артистов это тоже полезно».

«lab4dram»: генезис

В начале третьего года обучения курс Крикливого и Панькова начал позиционировать себя, как мастерскую со своим репертуаром, названием, логотипом и сообществами в соцсетях. Название «lab4dram» придумали на четвертом курсе, расшифровывается просто — лаборатория четвертого курса драмы. Изначально ребята просто хотели заранее позаботиться о своих выпускных спектаклях, которые в театральном проходят публично. Студентов удручало, что на «дипломники» других курсов могли прийти 5−6 человек, поэтому они начали активно раскручиваться за счет соцсетей. В итоге на выпускных работах курса Крикливого и Панькова были аншлаги — большая редкость для студенческих спектаклей.


Вдобавок к тому, что у мастерской Крикливого и Панькова накопился репертуар и появился свой зритель, костяк ее выпускников остался в Новосибирске: шесть актеров теперь работают в «Глобусе», по одной — в «Старом доме» и в «Красном факеле»; Полина Кардымон штатный режиссер театра «Старом дом», а Варвара Попова готовит проект для «Первого театр».

Илья Паньков: «В воздухе витал закономерный вопрос: что бы нам такое придумать, чтобы не расстаться?» 

Решающее слово сказал Алексей Крикливый — и быстро перешел к делу. «Тридцатого, по-моему, июня, в день официального выпускного, мы уехали за город, и в ночь на 1 июля я объявил, что есть такая идея — сделать свою собственную мастерскую, совсем уже не зависящую от института», — вспоминает Крикливый. — А буквально через 2−3 дня я увидел в центре города объявление, что сдается подвал, и позвонил по телефону. Еще через два дня мы уже собрались там с ребятами. И уже через неделю подписали договор, что занимаем это пространство. Это обыкновенный подвал жилого дома: раньше там был магазин люстр, потом квест-рум. Там не было ничего: нужно было самим ломать стены, делать вентиляцию, канализацию, свет".

Монетизация через шляпу

История «lab4dram» созвучна с историей знаменитой «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова: и там, и здесь студенческий курс, накопивший собственный репертуар, решил не расставаться и продолжить работать вместе после обучения; и там, и здесь был конкретный вдохновитель-консолидатор, сумевший сделать из студенческой труппы полноценный театральный проект. Но главное отличие (и оно же — преимущество) мастерской «lab4dram» от «Платформы» Серебренникова — это то, что новосибирский проект делается не на государственные деньги («горький опыт — лучший учитель», русская поговорка).

АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «НИКТО ПОКА ДЕНЕГ НЕ ПОЛУЧАЕТ — ВСЕ ТЕ НЕБОЛЬШИЕ СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ МЫ ПОЛУЧАЕМ С ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ, ИДУТ НА ПОКРЫТИЕ АРЕНДЫ»

По словам Алексея Крикливого, у мастерской появился частный инвестор, который вложил в проект стартовую сумму безвозмездно. Имя попросил не раскрывать. После обширного ремонта и закупок оборудования, деньги почти закончились, говорит Крикливый, поэтому нужно решать, как в дальнейшем покрывать расходы за электроэнергию и аренду.


«Я не хочу, чтобы ребята думали про финансовый аспект, но все-таки нам нужно что-то решать и начинать хоть немного зарабатывать, — замечает Крикливый. — Билеты на наши спектакли продаются по системе free-price — то есть у них нет фиксированной цены, вы просто регистрируетесь на TimePad и приходите. Посмотрев спектакль, вы, грубо говоря, соразмеряете его со своим эмоциональным откликом, монетизируете и оставляете нам столько, сколько считаете нужным. То есть как всю жизнь работают уличные артисты и музыканты — на шляпе. Пока мне этот подход нравится больше, он какой-то более домашний, но правда ненадежный и невечный».

Online-ремонт

Чтобы сэкономить, участники мастерской решили не нанимать бригаду рабочих, а сделать ремонт самостоятельно. Так как актеры работают в разных театрах, расписание у всех отличается, собираться вместе для ремонта, а затем и репетиций, было трудно, в основном это происходило поздним вечером и до ночи. В итоге ремонт длился около четырех месяцев, пришлось самостоятельно ломать многочисленные гипсокартонные стены от квест-рума, красить, шпаклевать.

«Может, если бы мы наняли какую-то бригаду, всё бы вышло быстрее и качественнее, — говорит Алексей Крикливый. — Например, Стас Скакунов никогда не ставил стены, а тут пришлось. Ну, чуть-чуть она нагнулась, но ничего страшного, он ее вогнул обратно». 

Алексей Крикливый: «Далеко ведь не многим в жизни удается самим построить театр. То есть буквально руками»

Делать ремонт в век победившего интернета можно намного эффективнее, если грамотно пользоваться медиа-ресурсами. Многие предметы мебели и интерьера оказались в мастерской благодаря постам ее участников в соцсетях, рассказывает актриса театра «Глобус» и «lab4dram» Арина Литвиненко.



«Инста-сторис делают большие вещи. Мы выкладывали в Инстаграм, что вот, делаем ремонт в мастерской, у кого есть возможность — приходите помогать. Как-то раз, например, пришел знакомый-знакомых: и помог, и развеселил, и накормил всех пиццей. Потом оказалось, что у него есть знакомые в клининг-компании, а мы как раз уже угваздали всё на свете, — вспоминает актриса. — В общем, нам бесплатно сделали клининг, а мы теперь приглашаем сотрудников этой компании на свои спектакли. А самая большая удача — 50 новых стульев, которые нам тоже совершенно бесплатно подарили знакомые. Управдома, например, подарила кофемашину и шторы. Помогают устанавливать свет и звук те люди, которым этим профессионально занимаются в театрах Новосибирска, и говорят, что им это интересно. В общем, у кого что есть, тот тем и делится».

Какие ваши творческие планы?

В итоге 26 ноября 2018 года состоялось официальное открытие мастерской Крикливого и Панькова. В репертуаре «lab4dram» есть пять спектаклей: восстановленные студенческие работы «Аккомпаниаторша» и «Служанки», премьерный новогодний вербатим «Срок новогодности», а также «Тело» и «Коромысли» — два перформанса Полины Кардымон (последний сделан в рамках off-программы театра «Старый дом»).



«Мне очень нравится наша площадка, что она такая небольшая, камерная. Поэтому сейчас душа лежит не к полноценным спектаклям, а к перформансам, — говорит Полина. — В идеале я хочу сделать целую серию таких представлений: чтобы это была такая медитация для зрителей; один перформанс закончился, стулья поменяли, оптику сменили, и дальше. И так часа четыре».

В ближайших планах — восстановление других студенческих спектаклей. Будут и премьеры: Илья Паньков ставит «Моего бедного Марата» Арбузова, а Полина Кардымон давно мечтает поставить «Фрекен Жюли» Стриндберга.

Театр-дом

В театрально перенасыщенном Новосибирске, где в последнее время новые театры открываются почти каждый год, мастерской «lab4dram» пока сложно выиграть конкуренцию и найти своего зрителя.

Участники понимают, что на первых порах молодому, пусть и в некоторых кругах уже известному коллективу, сложно стабильно собирать аншлаги, говорит актриса Арина Литвиненко: «Никогда не забуду, как недавно мы сыграли „Служанок“ для трех девочек в зале. Спектакль шел два дня подряд, и в основном все записались на следующий день. Мы нервничали и сомневались. Я спросила Алексея Михайловича [Крикливого], может, попросить их прийти в другой день. Но он твердо сказал, что надо играть на тех, кто пришел. В итоге это был какой-то небывалый энергообмен! Такая благодарность с обеих сторон!»

143718

Все-таки основное преимущество мастерской Крикливого и Панькова перед всеми театрами Новосибирска — это камерность, отсутствие границ между зрителями и артистами. Буквальное: даже сцена на Ленина, 15 на одном уровне со зрителями, без возвышения. Здесь после спектакля тебя не будут поторапливать поскорее забрать вещи из гардероба и уйти: артисты сами позовут попить кофе из недавно подаренной кофе-машины, обсудить спектакль да и просто поболтать.

«Привычный театр — это очень консервативная структура. Это не плохо, не хорошо, а данность, — рассуждает Алексей Крикливый. — Вот как у динозавра: его кусают за хвост, а он только через три часа поймет, что его съели. А мы не зря назвали это всё „мастерская“».

Спектакли мастерской Крикливого и Панькова, как правило, поставлены по классическим произведениям, а не по популярной сегодня «новой драме». Это чисто актерские, камерные работы, без современных форм или новомодного интерактива. Вернее, интерактивности в «lab4dram» наоборот гораздо больше, чем в любом иммерсивном спектакле: только она не в самих представлениях, а в нахождении в этом пространстве, в ощущении себя его частью, в общении с артистами и другими зрителями до и после спектакля.

Алексей Крикливый: «Мы нацелены в первую очередь на процесс, а не на результат, как это бывает в театрах»

«Наша мастерская — это ведь не место, куда ты пришел на спектакль, потом оделся и ушел, — говорит Полина Кардымон. — Туда можно прийти, например, часа за два до начала, попить кофе, посидеть, погреться, поболтать. Потом посмотрел спектакль, остался с артистами, начал с ними знакомиться, достал, блин, гитару и начал петь. Хотелось бы, чтобы место жило не только от спектакля к спектаклю. Чтобы оно всегда циркулировало, там происходили новые знакомства, какие-то сросты. Чтобы это была поколенческая история».


2019 год в России объявлен годом театра. Реальным признаком его успешности могут быть не многочисленные показательные театральные фестивали, олимпиады и марафоны, которыми бравирует Союз театральных деятелей, а открытие подобных студий, причем не только в Новосибирске. Это было бы лучшим способом перепозиционировать театр из искусства, якобы предназначенного для высоколобых элит старшего поколения, во что-то близкое каждому. Ну а тем, кто уже выезжает на энтузиазме, надо лишь помогать вниманием, чтобы театр-дом (как его называют участники) был полон гостей. Им там правда всегда рады.

Текст: Олег Циплаков
Фото Ильи Голицына, а также из личного архива участников мастерской «lab4dram»



Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:

Мнения
Власть перехватывает повестку перемен
Алексей Мазур
Путин впервые за долгое время пошел по пути популизма. Возможность поднять рейтинг отставкой Медведева была всегда, но президент ей до сих пор не пользовался. Что это значит?

© Тайга.инфо, 2004-2020
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика