Защита потребовала полностью оправдать Радченко: обвинение приняло юрлицо за ОПС «Труновские»
Защита попросила полностью оправдать новосибирского бизнесмена Анатолия Радченко. Его обвиняют в убийствах, покушениях, вымогательстве и мошенничестве в составе преступного сообщества «Труновские». Адвокат вновь заявил о сфабрикованном характере дела, а прокуратура потребовала 25 лет колонии.
Гособвиние попросило 25 лет для Радченко, сообщил Тайге.инфо его адвокат Владимир Волого. Защитник также выступил в прениях и потребовал полностью оправдать его подопечного.
Следствие называет Анатолия Радченко руководителем бригады киллеров ОПС «Труновские». Его обвиняют в участии в преступном сообществе (ч. 1 ст. 210 УК РФ), вымогательстве (ч. 3 ст. 163 УК РФ), четырех убийствах (пункты «а», «д», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), трех покушениях на убийство (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ), незаконном приобретении оружия (ч. 3 ст. 222 УК РФ) и мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), совершенных организованной группой лиц.
Заседания Новосибирского областного суда по делу Радченко проходят в закрытом режиме. Стало известно, что 7 мая в суде выступит сам Радченко. Прения сторон оказались недоступны для СМИ, но адвокат Волого представил Тайге.инфо основные тезисы защиты. По его мнению, обвинение не смогло доказать сам факт существования ОПС «Труновские», а построение основной линии следствия на словах осужденных за убийства людей может свидетельствовать о сфабрикованном характере дела.
144228Радченко заявил, что его дело сфабриковало начальство МВД
«После изучения текста обвинения, я обратил внимание на то, что формулировка предъявленного обвинения не содержит конкретики, а содержит лишь общие фразы и алогизмы», — сказал Волого.
Адвокат отметил, что, по версии обвинения, основной целью ОПС было получение денег, в том числе через вымогательство у бизнесменов, работавших на территории бывшего МУП «Вещевой рынок» (Гусинобродская барахолка). При этом действия тех людей, которые назвали себя членами ОПС и дали показания против Радченко, не были квалифицированы как отдельные преступления по ст. 163 УК РФ (вымогательство) и ст. 210 УК РФ (участие в ОПС).
«Кроме того, [Хасан] Ганеев, [Андрей] Боженко, [Сергей] Закузенный, [Александр] Лобачёв, [Марк] Лунёв, [Ренат] Ганеев, [Олег] Останин в своих показаниях прямо указывали на то, что они вступили в ОПС Александра Трунова именно для вымогательства денег у предпринимателей как на территории МУП „Вещевой рынок“, так и на территории ОАО „Центральный рынок“ и участвовали в этом на протяжении более 15 лет, — заметил Волого. — Однако следствие эти очевидные факты проигнорировало, тем самым указанные лица необоснованно избежали уголовной ответственности за особо тяжкие преступления по пунктам „а, б“ ч. 3 ст. 163 УК РФ (вымогательство)».
Уголовные дела по ч. 2 ст. 210 УК РФ в отношении Боженко, Ганеева, Закузенного, Лобачёва и Лунёва были прекращены в 2010—2014 годах. Одним из оснований стал «добровольный выход» из ОПС.
Защита подчеркнула, что, если следствие не посчитало действия самих членов ОПС преступлением, значит доход с рынков был легальным. Поэтому, считает Волого, у Трунова исчезает сам мотив создания банды — он занимался бизнесом, например, сдачей площадей на рынках в субаренду. Это также опровергает сам факт существования ОПС «Труновские», уверен адвокат.
«Согласно
тексту обвинения „ОПС Трунова“ является
больше юридическим лицом, а не преступным
сообществом по смыслу законодателя, —
считает Владимир Волого. — Кроме того,
о том, что ОПС
110630Допрос члена ОПС
Защита считает, что свидетели обвинения оговорили Радченко, чтобы самим избежать больших сроков, и называет их показания «заведомо ложными». Андрей Боженко на одном из заседаний суда, например, заявил, что врал на предварительном следствии по делу о вымогательстве у бизнесмена Добрынина в 1998 году. Само же дело о вымогательстве может выглядеть несколько комично, считает защита.
«Из текста обвинения Радченко следует, что за 19 лет существования ОПС вымогательство у Добрынина 17,4 тыс. долларов США за период 1991—1998 годов является единственным преступлением, которое принесло доход членам ОПС Трунова, состоящей из четверых „старых“ и девяти „молодых“. При этом ежемесячный доход за 19 лет составил 6 долларов на каждого члена группировки и за 7 лет — по 16 долларов, — подсчитал адвокат. — С такими преступными доходами на хлеб и воду не хватит. Члены ОПС жили ниже прожиточного минимума, как малоимущие граждане имели право на пособие».
Обвинения в убийствах и покушениях защита опровергает тем, что в этих преступлениях ранее признались те, кто позже давал показания против Радченко. Тайга.инфо подробно рассказывала о всех эпизодах дела, связанных с убийствами криминальных авторитетов.
Отдельно адвокат остановился на возможной заинтересованности высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов в деле Радченко. Один из главных свидетелей обвинения Андрей Боженко, курировавший, по версии следствия, экономический блок ОПС, оказался другом бывшего начальника отдела ОРБ Сибирского окружного управления МВД Александра Никитина (упразднено в 2015 году, когда Никитин был уже замглавы всего управления). Он сам это подтвердил, уточнив, что сотрудничал с Боженко с 2004 года.
Адвокат Владимир Волого: «Заинтересованность Боженко и Ганеева в оговоре Трунова и Радченко, обусловлена тремя целями: избежать уголовной ответственности вовсе, либо ограничиться небольшими сроками наказания к лишению свободы; сохранить ДЕНЬГИ, которые они заработали, занимаясь преступной деятельностью, избежав конфискации; устранить конкурентов в лице [Александра] Трунова и Солодкиных, а также присвоить их средства и имущества.
Боженко в случае благополучного результата не только сохранил бы весь свой бизнес, накопленный за период 15 лет, занимаясь преступной деятельностью, но и приумножил, получив активы Радченко, которые были оформлены на номинальных лиц. Правоохранительные органы в лице должностных лиц ОРБ по СФО МВД РФ в случае привлечения через Трунова Солодкиных арестовали бы высших должностных лиц Новосибирской области — [бывшего губернатора Виктора] Толоконского и [экс-мэра Владимир] Городецкого, получив в дальнейшем быстрый карьерный рост и избежали ответственности за вымогательство средств у предпринимателей на МУП „Вещевой рынок“, сохранили полученный доход».