Вспышка неосталинизма – признак моральной катастрофы
Коммунисты Новосибирска провели в центре города «День Правды», посвященный 140-летию Иосифа Сталина. Это стало культурным шоком для общественности. Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур рассуждает об опасности вспышек неосталинизма по всей России.
Сталинизм КПРФ — не новость, но до этого года новосибирский обком как-то себя сдерживал. Не хотели терять часть электората, обеспечившего победу кандидата КПРФ на выборах мэра в 2014 году. Теперь, видимо, решили, что «узколиберальная тусовка» и так против Локтя, а остальных Сталиным не напугаешь.
Социологические исследования вроде бы подтверждают логику КПРФ — если негативно о Сталине отзывается только 14% опрошенных россиян, то положительно — уже 51%. Новосибирские коммунисты всегда были опытными популистами, и оседлать волну народной симпатии к коммунистическому диктатору — разумное, казалось бы, решение. Ведь им нечем похвастать в сфере народного хозяйства, «наведения порядка» и борьбы с коррупцией. Сталин, как известно, «коррупционеров расстреливал», а в Новосибирске они вполне себе могут работать в «коммунистической» мэрии.
146918
Но данные опроса Левада-центра содержат небольшой изъян. Из 51% положительно относящихся к Сталину 41% приходится на вариант «отношусь с уважением», только 6% — «с симпатией» и 4% — «с восхищением». Хорошо было бы поразбираться с этим «уважением», ведь в России оно часто приравнивается к страху. Всем, кто сталкивается с социологией в последние несколько лет, известно, что очень трудно получить от респондентов хоть какие-то ответы, и насколько результаты исследований искажены желанием дать социально одобряемые ответы.
Рассчитывать на реальный отклик новосибирские коммунисты могут только среди тех 10%, кто симпатизирует Сталину и восхищается им. На этом фоне 14% безвозвратно потерянных для КПРФ голосов выглядят не так уж и незначительно. И это теперь очень мотивированные избиратели. Они, скорее всего, придут и проголосуют против КПРФ и Анатолия Локтя.
Но и среди 10% сталинистов далеко не все будут в восторге от попытки КПРФ использовать имя генералиссимуса в предвыборной кампании (а чем еще объяснить «отмечание» 140-летия вождя спустя полгода?). Как бы отнесся «возрожденный» Сталин к многочисленным соглашениям между КПРФ и «олигархической» властью? К зачистке округов от своих кандидатов в пользу единороссов, выдвижению лоббистов-капиталистов по спискам КПРФ, и отказ от участия в выборах губернатора? К коррупции среди членов партии и их ставленников на муниципальных должностях в Бердске и Новосибирске?
Исполнись мечта наших коммунистов о возрождении Сталина, многие из них пережили бы новый 1937-й год? Конечно, такая мысль не волнует наших «коммунистов», они понимают, что все это не всерьез. Just PR, ничего личного.
Но вот вопрос — сколько новосибирских сталинистов считает, что «коммунистическую» мэрию нужно поставить к стенке? Поможет ли танец с плакатами вождя получить их голоса? Поклонники генералиссимуса ведь хотят, чтобы Сталин расстрелял коррупционеров и кровопийц, а не чтобы коррупционеры и кровопийцы ходили с его плакатами.
146886
Как относится к всплеску «неосталинизма» православная общественность? Анатолий Локоть сначала участвует в открытии бюста Сталина, потом идет в крестном ходе вместе с иерархами и священниками РПЦ, которые буквально накануне открыли музей в Ложке, посвященный расстрелянным и репрессированным священнослужителям, а затем участвует в сталинистском «Дне Правды». Наши священнослужители очень аккуратные и вежливые люди, которые не скажут представителям власти лишнего слова. Но что они и их паства при этом думают?
Насколько был оправдан политтехнологический расчет КПРФ, покажет вскрытие урн в сентябре. Но я бы хотел коснуться другого, куда более важного аспекта. Вся эта вспышка неосталинизма в стране — признак моральной катастрофы. Наше общество изуродовано постправдой, «моральным релятивизмом» и агрессивной пропагандой в духе «а у них еще хуже».
Правда никому не нужна. Утрачены моральные ориентиры — что такое хорошо, а что такое плохо.
Насколько был оправдан политтехнологический расчет КПРФ — покажет вскрытие урн в сентябре
Расстреливать людей без суда и следствия — это хорошо или плохо? Взрывать храмы, расстреливать священников — это хорошо или плохо? Сажать в тюрьму на пять лет мать за то, что она зарезала колхозного поросенка, чтобы накормить умирающих от голода детей (а детей лишить родителей и отправить в детдом) — это хорошо или плохо? Ограбить самых трудолюбивых крестьян и отправить в ссылку на Колпашевский остров на Оби, где они умрут от голода, — это хорошо или плохо? Расстрелять накануне войны цвет Красной Армии — это хорошо или плохо? Подписывать на заседании Политбюро расстрельные списки с сотнями фамилий (людей, которых они знали, которые еще вчера были соратниками) — это хорошо или плохо? Подписывать с Гитлером пакт о ненападении, а к нему секретным протоколом — соглашение о разделе Восточной Европы, это хорошо или плохо? Превратить крестьян и рабочих в государственных рабов, заставить работать по 12−14 часов за копейки или трудодни, а часть зарплаты отдавать в обязательном порядке на госзаймы — это хорошо или плохо? Изъять у миллионов крестьян зерно и обречь их (и детей, и стариков) на голодную смерть — это хорошо или плохо?
У сталинистов на это есть ответ — такие были времена, кругом враги, все ради высоких целей и прекрасного будущего. Зато страна развивалась. И цены, бывало, снижали. Почему другие страны добились куда большего без подобных жертв — не обсуждается.
Вот фото из космоса двух Корей. Северная (темное пятно в центре) пошла по сталинскому пути, а Южная сумела от этого пути отбиться. Вот прекрасное будущее, которого сумели избежать Советский Союз и современная Россия. Будущее, где население лишено прав и свобод, где нет электричества для освещения городов.
Северная Корея (темное пятно в центре) и Южная (справа). Источник: nasa.gov
Культ личности Сталина разоблачили не либералы и не националисты. Его разоблачила сама КПСС, осудив на двух своих съездах, XX-м и XXII-м. Сами коммунисты, соратники Сталина, знали, что они совершают преступление, массово расстреливая людей и отправляя их в лагеря. Они скрывали факты расстрелов (десять лет без права переписки), они скрывали места расстрелов и массовых захоронений (и теперь мы удивляемся, откапывая в центре Новосибирска скелеты и черепа с пулевыми отверстиями). Они же, соратники Сталина, осудили его (и повесили на него и свои преступления).
Первомайском сквере Новосибирска предлагают «пять сталинских рублей» за три «убитых американских солдата»
Коммунисты в 50-х еще помнили, что такое хорошо, а что такое плохо. А мы уже не помним, и в Первомайском сквере Новосибирска предлагают «пять сталинских рублей» за три «убитых американских солдата». Кстати, единственное место, где СССР при Сталине воевал (формально — нет) с американцами, было как раз в Корее.
Если по-честному, празднуя 140-летие Сталина, надо еще предлагать горожанам поучаствовать в расстреле, взорвать церковь-другую, отобрать последнее зерно у крестьянской семьи и запихать в столыпинский вагон семью чеченцев, крымских татар или поволжских немцев.
Коммунистическая идея была дуальна в смысле гуманизма. Она предлагала новый мир народовластия, в котором «кто был никем, тот станет всем», в котором сметены сословные барьеры и отменена эксплуатация человека человеком.
Но в то же время коммунистическая доктрина предполагала жестокую классовую борьбу и установление диктатуры пролетариата. Она отвергала «буржуазную мораль» и ставила во главу угла «революционную целесообразность».
Диктатура пролетариата на деле быстро превратилась в диктатуру партийного аппарата и НКВД как его «боевого отряда», а революционная целесообразность каждый раз разворачивалась против очередных политических противников уже внутри партии, пока, наконец, эту целесообразность не оседлал окончательно Сталин, уничтожив почти всю «ленинскую гвардию».
после смерти Сталина отчасти возобладала гуманистическая часть коммунистической доктрины
К счастью для всех нас, после смерти Сталина отчасти возобладала гуманистическая часть коммунистической доктрины. Десятилетие Хрущева (которого сталинисты ненавидят) было ознаменовано и огромными успехами СССР — в два раза вырос ВВП, был создан ракетный щит страны, и мы обогнали США в космической гонке.
В шестидесятые годы был реальный всплеск энтузиазма, и многие верили в возможность социализма с человеческим лицом. Но потом пришел к власти Брежнев (Сталина просто перестали упоминать как в негативном, так и в позитивном ключе), и страна погрузилась в застой.
Неосталинизм сегодня — это торжество невежества (не знаем и не хотим знать) и рабской психологии (нам нужен начальник, который нас заставит, а плохих — расстреляет).
Очень удобно сегодня быть сталинистом. «Нет, я не против власти! Я за сильную власть, которая карает и заставляет». И фига в кармане — чтоб вас всех Сталин расстрелял.
Но это же — и роспись в собственном ничтожестве. «Я готов быть рабом, но чтоб и все были рабами», «от нас ничего не зависит — пусть придет Сталин». Откуда он придет? Из нынешней власти? Или, может, от Зюганова? В какое светлое будущее он поведет? Почему коммунисты славят Сталина, а не Ленина? Да потому что Ленин — революционер. Ленин на знамени — реальный вызов власти. А Сталин — типа «мы за власть, за стабильность». За право власти расправляться с неугодными, за ложь и пропаганду по телевизору, за несменяемость руководства. Ведь все это — тоже реальное наследие Сталина.
Но, в отличие от жителей СССР первой половины ХХ-го века, у нас есть выбор — славить тирана или отречься от него, быть рабами или свободными людьми. И этот выбор сегодня каждый делает сам.
Алексей Мазур