Альтернатива скандальному приказу о стоках в Байкал: что предложили ученые
Законопроект о внесении изменений в приложение к приказу № 63 о нормативах сбросов в Байкал все еще в работе. Сибирское отделение РАН представило в минприроды другую концепцию обращения с бытовыми стоками на побережье озера — по сути альтернативу этому документу, ранее вызвавшему волну возмущения. Разбираем ее основные положения.
Никакой промышленности без очистных
Оценка общественности, посчитавшей нужным прочесть выложенные министерством документы, однозначно негативная: проект поддержали 159 человек, против него проголосовали 3719 — в 23,4 раза больше! Едва ли ведомство примет во внимание результаты «интернет-референдума» — в нашей стране такое просто не принято. Но вот к мнению ученых прислушаться придется. Сибирское отделение РАН представило министерству новую концепцию обращения с бытовыми стоками на побережье озера. Судя по комментариям в СМИ, большую часть работы над документом проделали специалисты Лимнологического института Иркутского научного центра, и именно они будут отстаивать ее во всех инстанциях и на всех площадках.
Основные положения концепции уложены в 12 пунктов. Количественные показатели оценки устанавливаются только для бытовых стоков, в том числе для детских садов, школ, турбаз, поликлиник и так далее. Все промышленные стоки должны соответствовать отраслевым показателям, установленным в нормативно-технической документации, но со снижением на 20%. При этом для больниц и социальных учреждений, в которых стоки могут содержать отходы лекарственных препаратов и других специфических химикатов 1 и 2 категории опасности, требуется создать систему разделения стоков и очистки. Это требование соответствует действующему законодательству, и в нем нет ничего нового.
Действительно новым можно назвать включенное в пункт 7 предложение закрыть с 2024 года все промышленные предприятия и иные объекты, сточные воды которых содержат стойкие органические загрязнители и которые нельзя перевести на новую систему очистки (без сбросов в Байкал). В концепции есть сноска, в которой сказано, что члены рабочей группы от Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения выступают против этой нормы до уточнения важного момента: непонятно о каких именно загрязнителях идет речь и о каких концентрациях — для рыбохозяйственных водоемов или каких-то иных? Уточнение этого пункта не займет много времени, однако не приходится сомневаться, что сопротивление ему будет серьезным и в конце концов именно он может стать поводом для отказа от принятия всей концепции в целом.
147046
Главным и наиболее обсуждаемым можно назвать третий пункт концепции: ученые предлагают полностью запретить сброс сточных вод непосредственно в Байкал. Директор ЛИН СО РАН Андрей Федотов в многочисленных выступлениях на протяжении последних трех месяцев объяснял, что благодаря такому подходу часть веществ (с большим содержанием азота и фосфора), на которых размножаются несвойственные Байкалу водоросли, могут «переварить» экосистемы его притоков. Решение нельзя назвать идеальным (притоки тоже надо бы поберечь), но если речь идет о выборе между Байкалом и впадающими в него реками, выбор ученых очевиден.
Принятие такого решения означает, что во всех населенных пунктах, расположенных как на берегах Байкала, так и его притоках, нужно будет построить очистные сооружения, где-то впервые, а где превышающие по параметрам существующие на сегодняшний день. Понимая, что платить за работу и содержание очистных сооружений в конечном счете приходится именно жителям, ученые предлагают ввести новые принципы субсидирования населения центральной экологической и буферной экологической зоны Байкала.
Если это решение будет принято, то компенсацию за очистку сточных вод по наилучшим доступным технологиям придется взять на себя государству. В качестве источника средств предлагается, например, туристический сбор. Разговоры о введении такого сбора власти Бурятии ведут как минимум третий год, однако никаких заметных сдвигов нет. Основная проблема — во всем мире сбор взимают в гостиницах, а в Бурятии, по оценке местных властей, большинство туристов приезжают со своими палатками. Это означает, что организовать безналичную оплату местные власти не смогут, а оплата наличными — слишком коррупциогенная затея. Так что источника финансирования фактически нет и не предвидится.
Авторы концепции полагают, что для новых и проектируемых объектов новые требования по сточным водам можно вводить сразу, а для уже существующих — установить переходный период до 2024 года. При этом для всех объектов, сбрасывающих сточные воды, предлагается установить требование не только оснастить их приборами для контроля объемов водопотребления, но и передавать все данные в единый региональный диспетчерский центр в режиме онлайн. Ученые требуют передавать данные не только о количестве, но и составе сточных вод, причем данные должны храниться в едином информационном центре.
Этот пункт напоминает о планах академика Игоря Бычкова о создании Центра цифрового мониторинга, в котором подобные технологии становились основой всей деятельности. Однако нельзя не сказать, что это первое такое напоминание за полгода. Вероятно, все иные действия по проекту ЦЦМ заморожены до лучших времен? Введение цифрового мониторинга для сточных вод в зависимости от категории растягивается на 2022−2026 годы. Представляя качество персонала на действующих очистных, ученые понимают, что с современным сложным оборудованием без дополнительного обучения эти люди не справятся. Поэтому в концепции имеется требование создать профильное учебное учреждение, или факультет в одном из действующих учреждений, которые могли бы заниматься подготовкой и повышением квалификации персонала и руководителей водоснабжающих организаций.
В зависимости от числа жителей
Второй по важности и количеству комментариев в СМИ пункт концепции предлагает строить и вводить очистные не под реальную численность жителей населенных пунктов, а с учетом пиковых нагрузок — то есть в расчете на максимальное количество туристов и отдыхающих. «В действующем приказе №63 и в его обновленном проекте все однотипно. Нет разницы — большой поселок, маленький поселок, есть один общий норматив, который нужно соблюдать. Мы предлагаем ввести градацию для поселений: менее 500 жителей, 500−1,5 тыс., 1,5−10 тыс., и свыше 10 тыс. (…). Естественно, самые строгие нормативы для поселений свыше 10 тыс. человек. Это и технологически проще сделать — мы имеем постоянный приток стоков, что позволяет построить современные очистные сооружения непрерывного цикла, и их эксплуатация не будет стоить нереальных денег для населения», — пояснил этот пункт Андрей Федотов в интервью агентству «Интерфакс».
Наиболее спорным пунктом в проекте нового приказа №63, подготовленном Байкальским институтом природопользования в начале 2019 года, были как раз принципы определения нормативов содержания загрязняющих веществ для сточных вод. Рабочая группа СО РАН подошла к этому вопросу более тщательно и расписала не только нормативы, но и обоснование этих подходов с точным подсчетом количества жителей и населенных пунктов, попадающих в каждый из трех разрядов. Поселков с количеством жителей до 500 на Байкальской природной территории насчитывается 82, в них проживает 8351 человек и это 7% от общего населения территории. С количеством жителей от 500 до 1500 — 16 населенных пунктов, жителей в них 14216 (12%); от 1500 до 10 тысяч — 9, жителей чуть более 32 тысяч (27%); свыше 10 тысяч — 3 населенных пункта, 65 тысяч жителей (54%).
144587
Подобное разделение позволяет для населенных пунктов второй категории строить блочно-модульные очистные сооружения «с недорогим монтажом и минимальным ущербом при установке». Третья категория находится на рубеже экономической рентабельности очистки от фосфора и азота — для более скромных населенных пунктов эта процедура не окупается. Благодаря такой градации становится понятно, что в первую очередь власти должны озаботиться строительством и реконструкцией очистных всего в 12 наиболее многочисленных населенных пунктах (81% всех жителей Байкальской территории), а не распылять силы и средства на 110 городов и поселков.
Итоговая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах между маленькими населенными пунктами, которые будут жить практически без очистных, и крупными населенными пунктами с самыми современными очистными, будет отличаться в разы — по взвешенными веществам 10 мг на литр и 3, по нитратами — 80 и 9, по аммонию — 0,45 и 0,2. Также существенно будут отличаться и капитальные вложения на строительство очистных: для самых скромных, производительность до 100 кубометров в сутки, капитальные вложения могут составить от 1,6 млн до 450 тысяч рублей на кубометр, а для самых мощных, свыше 2000 кубометров в сутки — от 120 до 20 тысяч. Стоимость очистки по данным разработчиков концепции может составлять от 11,3 тысячи рублей в населенных пунктах с численностью жителей до 500 человек до 27−39 рублей в городах.
Еще один виток?
Авторы концепции понимают, насколько их документ отличается от всего, что было заложено и в прошлую редакцию приказа №63, и в проект его нового варианта. Поэтому Андрей Федотов допускает и такой вариант развития событий, при котором министерству придется разработать еще один вариант приказа, отличающийся от всех имеющихся: «Если Минприроды не устроит наша концепция, они сами должны будут что-то новое разработать и предложить, поскольку вынесенный весной на обсуждение проект приказа №63 не получил одобрения научного сообщества».
Министерство, однако, может пойти и по иному пути: если сейчас проект приказа не получил одобрения СО РАН, документ могут вынести на более широкое обсуждение и таким способом найдут ученых, которые одобрят что угодно. Такие истории уже происходили в прошлом и возможны в будущем.
Константин Зверев, Иркутск