«Правительство вынуждено сушить ногти министрам за наш счет». Почему Россия особенная
Зачем министрам люксы по 1,4 млн рублей за сутки? Как 1990-е изменили сознание россиян? На чем основана поддержка Путина? Почему мэры – самые несчастные чиновники? Что Виктор Толоконский делал в совете директоров РЖД? Как Финляндия и Южная Корея стали жить лучше России? Итоги недели в программе «Тайга.взгляд».
Видеоподкаст (и аудиоверсия) с участием руководителя аналитического отдела Тайги.инфо Алексея Мазура и редакционного директора сайта Евгения Мездрикова.
Не забывайте подписываться на канал Тайги.инфо в YouTube, так вы будете первыми получать уведомления о новых передачах и роликах. И еще мы комментируем ваши вопросы и мнения в комментариях.
На иллюстрации – Александр III, любимый император президента Владимира Путина.
Видео Кирилла Канина и Сергея Боцманова
Смотрите и слушайте предыдущий выпуск: «Отрыв от народа только накапливается»
Глава Минпромторга Денис Мантуров за счет бюджета жил в президентском номере в Шанхае за почти 1,4 млн рублей в сутки
Алексей Мазур: «Богатство власти и тех, кто во власть стремится, перестало удивлять наших сограждан лет 15–20 назад. До этого все кандидаты и депутаты были бедны, как церковные мыши. Судя по их декларациям. Зарабатывали копейки, перебивались с хлеба на воду и шли как плоть от плоти народа.
В нулевые перестали стесняться чего-то, декларировали миллионы ежемесячного дохода. То есть, депутат, которые баллотируется от избирателей, чей средний доход — 35 тыс. рублей, показывал ежемесячный доход в 1 млн рублей, и никакого диссонанса ни у него, ни у избирателей это не вызывало.
Что уж говорить про министров? Министр вершит великие дела, движет экономику вперед (это его самоощущение), ворочает миллиардами, заключает договоры за какой-то жалкий процент от этих сумм, которыми он ворочает и обогащает всю страну. Чего вообще об этом говорить? Топ-менеджеры госкорпораций, как известно, много зарабатывают, но если их не ублажать, то они тут же покинут свои посты и перейдут в Apple, Microsoft, Google, где их ждут хедхантеры, чтобы забрать высокоэффективных менеджеров. И там они будут получать еще больше и жить в таких же номерах. Поэтому наше правительство вынуждено сушить ногти своим министрам за наш счет».
***
«На излете советской власти такого диссонанса [между жизнью чиновников и бедностью жителей] еще не было. При этом было огромное возмущение привилегиями номенклатуры. А что это были за привилегия? Они раз в неделю заходили, прячясь, в спецраспределитель, там набирали каких-то продуктов и ездили на персональных „Волгах“. Это, конечно, кошмар. И им в самых диких фантазиях не могло прийти что-то подобное этому номеру [Мантурова] и вообще тем привилегиям, которые имеет нынешняя власть. Это начало развиваться где-то в середине или в конце 90-х. Нарастало постепенно, стало привычным — когда просто космические зарплаты раздаются в качестве бонуса.
Мы же помним эту историю с бывшим новосибирским губернатором и полпредом Виктором Толоконским, которого сначала ввели в совет директоров РЖД, а когда он себя неправильно повел, его тут же вывели. Спрашивается, почему он вообще должен был там быть? Он у нас знатный железнодорожник? В чем смысл? А он понятен — это почетная отставка [с поста губернатора Красноярского края]. На тебе должность, на которой ничего не надо делать, но будешь получать много денег. Их раздают не потому, что кто-то большой специалист. На кормление.
Это стало привычным, люди „берегов уже не видят“. Потому что такой „берег“ у них только один — это Владимир Владимирович Путин. Чем характерен Мантуров? Он не видит того, что снизу. У него есть начальник, ему спускают нормативы, его наняли на работу, и на его менеджерской работе — такие нормативы. К Мантурову-то претензий и нет особых. Нормативы не он писал, и на работу он не сам себя звал. И инструкции он не сам себе писал. Это система, и Мантуров — одно из крайних ее проявлений, но таких очень много».