Художники поспорили об искусстве в Сибири и «геноциде русского народа через его святыню»

© Ангелина Бурлюк. Александр Шабуров и Василий Слонов (правее)
Художники поспорили об искусстве в Сибири и «геноциде русского народа через его святыню»
09 Дек 2019, 06:54

Красноярский художник Василий Слонов и один из основателей арт-группы «Синие носы» Александр Шабуров поспорили об искусстве в Новосибирске. Почему Канский кинофестиваль «никому не нужен», зачем использовать «сибирскость» и с чем можно сравнить упущенное детство.

Перед открытием выставки «Сибирский иронический концептуализм» в ЦК19 Тайга.инфо поговорила с ее участниками Василием Слоновым и Александром Шабуровым об автономии Сибири, эстетической ценности ватников и узнала, почему Грета Тунберг — это «проекция массового сумасшествия».

Тайга.инфо: Чаще всего вас представляют через самые скандальные работы: Василия через выставку «Welcome! Sochi 2014», Александра и «Синие носы» — через картину с целующимися милиционерами, наделавшую в свое время много шума. Согласны ли вы с таким восприятием — через скандал?

Шабуров: Медийная жизнь — она параллельна. Википедию пишет, как мы знаем, любой желающий, и всю ту сложную реальную жизнь они не знают. Эта работа с целующимися милиционерами просто была в одной из выставок. Однажды вспыхнул какой-то местечковый скандал, и теперь все об этом знают. Ну что, так устроен мир медиа. Как я к этому отношусь? Никак. К нам это никакого отношения не имеет.

(Шабуров предлагает всем чокнуться чашками с чаем)

Слонов: Когда у ребят бомбануло с милиционерами, я порадовался. Всегда приятно, когда в медийном пространстве появляются знакомые персонажи. Как минимум, рожу улыбка перекашивает. Когда случился резонанс с моими работами, я понял, что это даже может быть такой стратегией, которую можно предлагать на вооружение минкультуры. Министерство должно договариваться с художниками режиссировать какую-то такую судьбу, типа Ай Вэйвэй.

Просто в том информационном положении, в котором пребывает моя родина, стереотипы о…

Шабуров: В каком таком поражении она пребывает? На территории РФ она ни в каком поражении не пребывает, а зарубежные СМИ России не принадлежат, и мы их победить не можем, врагов. В Тайге.инфо Россия в поражении не пребывает.

142148"Я люблю и ватников, и либералов"

Слонов: Смысл в том, что массмедиа питаются кровью и потом не только простых людей, но и художников, и любое ущемление прав вызывает бурный всплеск и интерес. Медиа ведь тоже не дураки — они строятся на рейтингах, и художники становятся заложниками этой ситуации.

Шабуров: Интервьюер заснул. Я вот слушаю этот бред и ничего понять не могу.

Тайга.инфо: Все в порядке, пока еще не сплю.

Шабуров: Вы в чем-то с Васей похожи. Любой провинциальный деятель — и я точно такой же — несет какую-то фигню, и думает, что сойдет за умного. Думает, что в Москве там какой-то мир медиа, наговорил каких-то слов, Айфей Вэй, какая-то фигня, и глядишь сойду за умного. Не сойдешь, Вася.

Слонов: Да я супер-тормоз провинциальный, и в этом мое обаяние.

Шабуров: Вася тем и примечателен, что сидит в Красноярске, что-то делает, какие-то работы, причем значительно более внятные, чем он и я говорим. А параллельно существует реальная жизнь. Одни художники помирают, им на смену приходят другие, и про них же тоже надо что-то писать.

Если ты в Тайге.инфо скажешь что-то умное, красивое, доброе, вечное, там никто даже этого не поймет и не заметит. А если б Вася тут щас нагадил на стол, это было бы в Тайге.инфо первой новостью. Поэтому безусловно он не хочет гадить на стол, но журналисты ищут именно этого. Поэтому это, безусловно, параллельная жизнь, как вы этих художников изображаете. Вася, посмотри, старообрядец, вон, какая у него борода. Религиозный человек… Ему на всё это наплевать.

Слонов: Любая информация, оказавшаяся в одном источнике, моментально разлетается всюду копипастом. В чем успех акционистов, Павленского, Pussy Riot? Потому что скорость информации — стремительнее скорости света.

Шабуров: Вася, чем лапшу на уши вешать: скорость света какая? Не знаешь — не трынди.

Слонов: 300 тыс. км/с.

Шабуров: Набрали вот этих неумех в художники.

Слонов: Художники — это лузеры. Те, у кого в жизни что-то не получилось.

Шабуров: Почему? Мы с Вячеславом Юрьевичем [Мизиным, сооснователем «Синих носов»] не лузеры. Он, вот, работает здесь [в ЦК19] начальником отдела. Я лауреат губернаторской премии Свердловской области. А вот ты лузер, да, Вася, к сожалению.

Слонов: При вашем пафосе, вы должны быть министрами культуры.

Тайга.инфо: Губернаторская премия вас греет?

Шабуров: Конечно греет! Считай, признание на твоей малой родине. И то, что Славу тут поддерживают в Новосибирске, мне очень нравится тоже.

Тайга.инфо: Одной из целей выставки заявлен поиск сибирской идентичности в искусстве, а вы, Александр, в одной из статей упоминали, что никакой «сибирскости» не существует.

Шабуров: Я не упоминаю — просто ее нет и всё.

Тайга.инфо: Это просто коммерческий ход?

Шабуров: Если ты приедешь во Львов, там, или во Владивосток, никакой разницы между людьми оттуда и, например, из Новосибирска или с Урала ты не увидишь. Все люди — носители одной культуры, одного языка. Никакой сибирской идентичности нет: можно соотносить себя со своей семьей, со своим домом, подъездом, улицей, городом, регионом. Безусловно, мы все сибиряки, земляне, россияне или жители улицы Свердлова. Но ничего магического.

Вообще термин сибирский иронический концептуализм возник у меня лет пять назад, когда мой напарник Слава Мизин делал выставку, которую назвал в честь работы Дамира Муратова «Соединенные штаты Сибири». А как ты понимаешь, живущие в провинции художники постоянно думают: дай-ка мы тут какое-нибудь новое веяние подхватим, что-то под них проиллюстрируем, глядишь, нам будет хорошо. А в Москве ж всякие люди живут: это мы тут все хорошие, а там бывают и хорошие, и плохие. И СМИ тоже есть противоположные. У меня вот, например, есть знакомые, которые хотят Россию развалить на кучу мелких территорий.

125826

Тайга.инфо: Не стоит, да?

Шабуров: Я тоже так считаю. Вы такое в провинции не несите! Вас там никто не побьет, это не Украина, но будут слушать и думать, что вы долбанутые. Поэтому когда Дамир Муратов делал «Соединенные штаты Сибири», он как бы с иронией относился к этим идеям отделения сибирских республик. К тому же, есть уголовный кодекс — Слава же был главой центра современного искусства, ответственность на нем, и я сразу подумал, нахрен надо, чтобы мне посадили напарника. И так придумал термин сибирский иронический концептуализм.

Когда мы приехали в Москву, выяснилось, что мы делаем другое искусство, нежели там. Чем отличается Москва от провинции, знаешь? Объясняю, элементарно: в Москве интеллигенции больше, и денег больше, то есть всегда можно прокормиться гуманитарным трудом. Причем вся интеллигенция объединяется в отдельные группочки. И эти группочки такие замкнутые! У нас как на Урале, в Сибири: ты скажешь одно мнение, он скажет другое, и мы друг другу морду не бьем. А там они все друг дружку терпеть не могут, эти разные группочки. Причем мы-то этого не понимаем отсюда, хотим, чтобы нас и эти, и те полюбили, не понимая, что быть одновременно со всеми невозможно.

И мы с Мизиным поняли, что то искусство, которое мы делали на Урале и в Сибири, — это для наших друзей, в те замкнутые иерархии ты уже не пробьешься никогда. Но главный и единственный культурный бренд — русский авангард начала ХХ века, а в 1970-е годы — московский концептуализм. В нем, наверное, ниче плохого нет, но это всё такое диктаторско-тоталитарное искусство. Ты можешь с этими художниками выпивать, они тебя даже проведут на выставку, но они считают, что после них вообще искусства нет никакого. И вся музейная система под них перекодирована: во всех выставках Илья Кабаков и Эрик Булатов, Дмитрий Пригов и прочие там эти все. Так же мыслит и западное искусствоведение. Поэтому я и придумал такой полемический термин к этой известной московской школе.

Тайга.инфо: То есть акцент больше не на региональности, а на периоде? Мол, после них есть что-то еще?

Шабуров: Да, потому что иначе ты это представление не пробьешь. Если не сформулируешь свой бренд, будешь гарниром к этим пенсионерам.

Тайга.инфо: Отлично. А теперь попрошу определить вас столицу Сибири.

Шабуров: Васе нужно тоже дать два слова. Хотя вообще это вопрос для дебилов. Я в 90-е много ездил по разным городам, и в каждом их них писали, что у нас тут второй Чикаго и третья столица.

Тайга.инфо: Но все-таки Красноярск или Новосибирск?

Шабуров: Да как хотите, но я голосую все же за Новосибирск.

Слонов: Новосибирск. Просто людей в два раза больше. Даже для рынка искусства, если оценивать Красноярск, это маленький город. В России нет ничего страшнее провинциальности. Не может Красноярск тягаться за статус столицы с городом, в котором население в два раза больше.

Тайга.инфо: А русская самоидентификация есть? Знаю, что у Василия даже есть теория, что русская самоидентификация — это ватник, который фигурирует во многих ваших работах.

Слонов: Сначала попробую подытожить насчет сибирской идентичности. Она всё же существует, но лишь в очень узких группах — например, когда ты оказался в армии в землячестве. Но какой-то отдельный душевный уклад сибиряка — это спекуляция.

Шабуров: В наших работах черты этой сибирскости есть, потому  что, когда ты приезжаешь за границу, на тебя постоянно примеряют разные клише, как на русских художников: балалайки, валенки и тому подобное. А мы смеемся, выстраиваем к этому внешнему взгляду ироническую дистанцию. Когда Вася делает серию работ с ватниками, это не значит, что он и в жизни ходит в ватнике. У него курточка есть.

Это некоторая самозащита. Этим людям, которые видят нас в валенках и балалайках, мы отвечаем еще более гиперболизировано, причем с фигой в кармане. Потому что мы все сложные, разные люди. Мне не важно, какой там Вася национальности, русский или якут. Лишь бы человек хороший был. Но он человек не очень хороший. Так, хороший, но глуповатый.

(Смеются)


Тайга.инфо: Я как раз хотел задать два максимально глупых вопроса. Во-первых, Василий, почему именно ватники вас так вдохновляют?

Слонов: Если вы возьмете любой фильм, поставленный за последние 10 лет в России, там такое присутствие ватников будет. Это считываемая, сканируемая история. А невозможно историю переодеть.

Тайга.инфо: Культурный код такой?

Шабуров: Да какой культурный код? Что вы навязываете предметам ненужный им символический шлейф? Ну холодно у нас, и исторически здесь сложилась такая теплая одежда — ватники, шапки-ушанки и валенки. Но это не что-то определяющее. А то, что Вася говорит про какие-то фильмы, слушать не стоит, он в этом не разбирается.

Просто пойми: художник — не писатель. Вот ты говоришь Васе: ты, сороконожка, объясни, как своими ножками ходишь. А он не знает этого. Он, как художник, действует интуитивно, чувственно. Сталкивается с какими-то клише, а затем иронически от них дистанцируется.

Слонов: Кроме всего прочего, я в этом вижу высокий эстетический стиль.

Тайга.инфо: Второй глупый вопрос. А зачем вообще русскому человеку искусство?

Шабуров: На тупой вопрос отвечу тебе с предельной серьезностью. У тебя вопрос поставлен по-дурацки. Почему именно русскому? А зачем вообще человеку искусство? Для тех же целей! Никакой русской специфики нет.

Тайга.инфо: Секунду. Я все-таки думаю, что среднестатистический европеец чуть более погружен в контекст современного искусства, чем среднестатистический новосибирец.

Шабуров: Это твои бредни. Я скажу, зачем вообще нужно искусство. Потому что, говоря выспаренным языком, это часть познавательной деятельности человека, одна из форм познания окружающей его жизни в каких-то художественных формах.

Слонов: Саша он такой, банальный безбожник же, у него нет в жизни песни, поэтому он и объясняет искусство как физиологическую потребность.

Шабуров: Да твоя религия тоже для тебя физиологическая потребность.

Слонов: (Смеется.) Любой человек, рожденный под этим небом, не может существовать без искусства. Почему? Потому что он несет в себе отпечаток Творца, образ Божий. Какие главные характеристики Бога? Бог есть любовь, творец и свобода. Это три вещи, без которых человек не может существовать. Бог задумал человека таким, и поэтому человек не может без искусства.

Тайга.инфо: Зачем эта выставка новосибирцам?

Шабуров: Вопрос глупый, и отвечать мы на него не будем. Почему художники делают что-то, а продают их выставки другие люди. А зачем новосибирцам зубная паста? Да может она и не нужна им вообще?

Повторюсь, искусство — это часть познавательной деятельности человека. Как вот обезьяна берет палку и начинает ею срывать овощ с дерева, так и человек пользуется разными формами для познания устройства мира. Ты можешь объяснять это разными религиозными метафорами, как Вася, но все равно все искусство — это реализм. Другое дело, что представление о реальности постоянно меняется. Во времена черного квадрата, например,  для художников реально мир стал соответствовать пикселям. А сейчас мы, понимаешь, живем в основном в медиа-реальности, в мире мемов. Поэтому художники сегодняшнего времени — это те, кто так или иначе изображают свою реакцию на всю это медиа-реальность, интернет-фольклор.

Слонов: К этой высказанной Сашей казенщине я добавлю, что, глядя сейчас на снег, я вспомнил себя ребенком. Когда я впервые в детстве увидел снег, то был в некоем потрясении и замешательстве.

За что люди любят искусство: они могут с его помощью получить какие-то новые ощущения, эстетические переживания. И кто знает этот вкус, всегда к этому стремится. Поэтому то количество людей в Новосибирске, которые этот вкус знают, кто отравлен искусством, — они сюда пойдут. Искусство — это как упущенное детство. Первое искусство — как первый поцелуй.

Тайга.инфо: В этом году я был в Канске, где Василий несколько лет назад сделал арт-объект «Гений места». Уже через несколько месяцев его разрисовали вандалы, а мэрия вместо реставрации просто предпочла его утилизировать. Это же показательный случай, насколько вообще ваши работы нужны людям.

148866

Шабуров: Почему?

Тайга.инфо: Ну как, в маленький Канск, где ровным счетом ничего не происходит…

Шабуров: …Приехал плохой художник и сделал плохую работу, неинтересную местному населению. Слушай, искусством называется вообще всё, что делает художник. Но это не значит, что они все талантливые.

Тайга.инфо: И чего, сразу такое искусство следует ломать и утилизировать?

Шабуров: А чего? Если мешает…

Слонов: Это мешало власти, это нормально.

Шабуров: Почему власти? Какой власти ты можешь мешать, Вася? Ты можешь своей жене только мешать, когда она от тебя хочет уйти к любовнику. Не все же, пойми, попадает в музей. Есть же искусствоведы, тенденции, иерархии. Если б Вася у меня перед подъездом какую-то фигню поставил, и она б мешала мне выходить, я бы ее выкинул. Я, не власти. Потому что ты не можешь перед людьми-то выпендриваться, понимаешь!

<…> Канский фестиваль — искусственно рожденный проект для группки московских снобов, которые хотели проиллюстрировать такой анекдот, мол, всемирно известный Каннский кинофестиваль, только в маленьком сибирском городе Канске. Но как только энергия у этих московских варягов закончилась, выяснилось, что никому, кроме них и их приезжих тоже друзей, их деятельность не нужна. А то, что они делали фестиваль 10 лет, не понимая этого и не чувствуя, — это чья беда, Канска или этих вот дегенератов?

Тайга.инфо: Но город мог бы сделать это своим брендом.

Шабуров: Мог бы, конечно! Если бы городу это было нужно.

Тайга.инфо: Ну, грустно тогда.

Шабуров: Да почему грустно-то?! Наоборот, плохое искусство не выживает. Я был в Канске, был на показах фильмов. Смотреть их невозможно.

Тайга.инфо: Мне же фильмы понравились очень сильно, но про вот эту колонизацию извне я вас понимаю.

Шабуров: Безусловно. Если вот нам в какую-то деревню приехать, пожить-попьянствовать, посмотреть какую-то фигню — нам приятно. А местным? Представь вот я сегодня приду к тебе домой, поставлю ноутбук, буду смотреть по нему какую-то фигню, пить-курить, плевать на пол, а еще и деньги у тебя за это брать.

Слонов: Ты всё сказал? Можно я не соглашусь с тобой? Саша просто человек городский, екатеринбургский, а вот я — глубоко провинциальный. Из Шушенского, это деревня. Я очень хорошо представляю, что такое всплески культурной жизни, когда ты живешь в глубинке. Но в чем провинциальная ментальность: когда вот эти «варяги» привозят какую-то программу, местное население всегда бузит и сопротивляется. Но как только это событие из провинции уходит, все сразу начинают ощущать некоторую пустоту и скучают. Факт.

Тайга.инфо: По-моему, показателем успеха современного искусства стала его «мемность». Чем шире улыбка, чем больше радость узнавания, тем это успешнее. Художники, получается, просто начинают стремиться к тому, чтобы рассмешить и сделать работу узнаваемой.

Шабуров: Признаков успеха этих полно. Мы же ведь живем в постсоветском обществе. Тогдашние элиты всё, что могли, здесь развалили, эмигрировали, а теперь, глядя из-за границы, относятся к россиянам как к быдлу. Поэтому основной критерий успеха — успех за границей. Если есть галереи за рубежом, где ты регулярно выставляешься, значит, ты крутой художник. Второй момент, что помимо этой компрадорской буржуазии, есть какое-то число новой молодежи, которая, безусловно, от этих всех бабок, слава богу, далека: они сидят в интернете, обмениваются картинками и что-то там себе постят. Но успех у них — это уже популистская история. Вот, я тебе обрисовал два полюса.

Слонов: Даже на психологическом уровне положительная эмоция качественнее заходит человеку.

Шабуров: Современный художник так или иначе должен обрасти современным фольклором. И сегодня это уже не ансамбли бабушек, а медиареальность.

Тайга.инфо: Прокомментируйте цитату искусствоведа Екатерины Деготь из статьи про «Синих носов»: «Их искусство не имеет и не будет иметь истории теории, критики, университетов и музеев. Но зато оно будет иметь газеты, телепередачи, чаты в Интернете, самоучители, уголки видеоинсталляций в магазинах бытовой электроники, клубы местных фанов и объявления на столбах».

149090"Выставка — это тоже спектакль, только без людей"

Шабуров: Я бы предпочел комментировать Льва Николаевича Толстого. Она примерно пересказывает его трактат «Что такое искусство». Деготь, безусловно, умный человек, но она ангажированный агент этого кружка московских концептуалистов.

Тайга.инфо: Так это совершенно применимо и к вашим московским коллегам, это же в целом про нынешнюю тенденцию в российском совриске.

Шабуров: Я не знаю, кого ты имеешь ввиду под московскими коллегами, лучше возьми вот сейчас после интервью книжку «Что такое искусство» Льва Толстого, там эти самые слова: что художнику будущего, чем написать роман или симфонию, проще сочинить песенку, сказочку и жить вообще жизнью обычных людей…

Тайга.инфо: Да еще в 70-х Кабаковы ставили вопрос, кого возьмут в будущее, а сейчас, по моим ощущениям, акцент сместился на ежесекундный успех. Павленский, допустим…

Шабуров: Никак не буду комментировать Павленского, лучше, вот, про Васю скажу. Безусловно, он художник-реалист, как и я. Он как-то интуитивно чувствует, что сегодняшняя реальность комедийна, поэтому он, как Дон Кихот с мельницами, борется с этими медийными образами: что Россия — это только ГУЛАГ, только Сталин. При этом ему перепадает и медийный успех, потому что, раз уж это образы очень актуальные и расхожие, медиа на него как мухи на дерьмо попадают.

Но думает ли он об этой огласке изначально? Да нет, конечно, на интуиции все это строится. Художник — не расчетливая машина. Главная задача сегодня не стать успешным в медиа, а, наоборот, сохранить себя, как человека, от этих жупелов и фетишей. То есть все мы, художники, — современные Дон Кихоты.

Слонов: Сибирские Дон Кихоты.

Тайга.инфо: На фестивале «48 часов Новосибирск» я разговаривал с художницей Полиной Кардымон о том, каково сегодня быть молодым художником. Про финансовый аспект, понятно, говорить там совсем грустно, но Полина говорила о необходимости каких-то точек сборки, институций, способных объединить обособленных изначально авторов. А вы, как люди состоявшиеся, как думаете, какое условие молодым художникам бы помогло в их творчестве?

Шабуров: Хотел дать слово Васе — не дам. Смотри, мы воспитывались в Советском союзе. Там что-то было хорошее, что-то плохое (первого, безусловно, больше), а еще люди там были материально примерно равны. Поэтому художник был необыкновенно значимым членом общества.

Тайга.инфо: Ого, а в какие это годы? Те же самые московские концептуалисты, вон, в свое время не вылазили из своих мастерских и были не нужны никому, кроме себя.

Шабуров: Не выдумывайте, пожалуйста. Они все были иллюстраторами и членами Союза художников, получали такие деньги.

Тайга.инфо: Да это же явно вынужденная должность, чтоб просто есть на что-то.

Шабуров: Зато щас художники нафиг никому не нужны. Вон, с голода дохнут. А тогда любой художник с образованием вступал в Союз художником и становился королем! Он не обязательно рисовал Ленина, а мог и книжки, допустим, иллюстрировать. Одну выпустил, и можно в горах жить два года и заниматься чем угодно.

Что морду то корчишь? Щас времена поменялись, и художники утратили хоть какую-то значимость. Если вступить в Союз художников, это ничего тебе не даст. А раньше — ты герой, денег полные карманы, все бабы твои (ну, с художниками было значительно интереснее квасить, чем с рабочими). Щас художник никто. Я даже не знаю, какие у них щас способы зарабатывания денег.

Все эти центры современного искусства — это такие институции по арт-туризму для кураторов. Там сидят какие-то девицы, которым художники эти нафиг не нужны, и у них свои амбиции. Поэтому, что сейчас делать молодым художникам и что посоветовать этой Полине, я не знаю.

Слонов: Я же могу посоветовать хорошо выйти замуж.

Тайга.инфо: Ужас, ладно, передам. Скоро конец десятилетия, на Colta.ru проходит опрос, по аналогии с которым я хочу вас попросить назвать по одному наиболее важному явлению в культурной и общественной жизни 2019 года, а потом и всего десятилетия.

Шабуров: А вы сидите в провинции и читаете «Кольту», как модное СМИ, да? Меня как-то «Кольта» тоже просила определить самое важное культурное событие последнего времени: я написал фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Больше они у меня ничего не спрашивали.

Тайга.инфо: Ну, так все-таки?

Слонов: Я, если навскидку, пережил очарование от последней книжки Пелевина, например. Там кстати по поводу феминизма всё очень круто разложено. Если же говорить про жизнь вообще, то мне, конечно, всегда нравится какой-нибудь бред тотальный — наверное, в этом году таким бредом можно назвать всю эту экологическую тему, эту шведскую девочку.

Тайга.инфо: Грету Тунберг?

Шабуров: Ужас какой. Ну, это просто дебилизм. Я говорил тупой на Васю? Дебил. Чем она тебя может привлекать?

Слонов: А это же проекция массового сумасшествия. Это все язвы и червоточины общества в одном.

Шабуров: Нифига. Это проекция лживости того самого масс-медийного общества. Почему: я как-то раз был в жюри фестиваля социальной рекламы. Понимаете, все эти проблемы спускаются сверху! А реальных проблем никто не замечает и, главное, деньги за это не платит.

Тайга.инфо: А есть, хотите сказать, набор проблем, которые принято форсировать?

Шабуров: Конечно! Десять роликов, мол, усыновите собачку, десять роликов — усыновите кошечку, и такая же фигня с экологией. Это сверху тебе спускают всё, и вот эту девочку тоже. Экологические проблемы есть, конечно, в каждом регионе есть, но они, мягко говоря, не самые главные.

Тайга.инфо: А какие главнее?

Шабуров: Что у нас половина людей считаются второсортными. У нас чудовищное расслоение общества — дети владельцев заводов, отучившись в Англии своей, за человека тебя уже не считают! А ты тут про какую-то сумасшедшую девочку, которую показывают по телевизору.

Тайга.инфо: Ну, так мы же про феномен, а не значимость сейчас говорим, про отклик какой-то! А что для вас все-таки стало важным за год?

Шабуров: Да в культуре ничего особо, мне уже по барабану всё. Да и в политике.

Тайга.инфо: Василий, ваши итоги десятилетия?

Слонов: Пока Саша говорил, я думал об антисобытии, ведь они волнуют даже больше. Так вот я считаю, что антисобытием десятилетия было тотальное строительство православных храмов. Я считаю, что это геноцид русского народа через его святыню.

Шабуров: Слушайте, я отказываюсь принимать участие в этом интервью, пока.

Тайга.инфо: Как раз оно закончилось, как хорошо вышло!

Шабуров: Что за дебил такой сидит? Он же причем старообрядец — ты посмотри на эту бороду, — а старообрядцы все были английскими шпионами: ненавидели царя-батюшку, православную церковь и развивали рабочее движение. Ты возьми, вон, какую-нибудь Егорьевскую мануфактуру — это ж вылитый Биг Бен! Да Вася искренне ненавидит РПЦ, а я, как атеист, отношусь к ней с уважением. Если общество будет жить без идеологии, ее место займет что-то другое — гомосексуализм, например.

Тайга.инфо: Тьфу-тьфу-тьфу, не дай то бог.

Шабуров: Он работы свои делает, и знаешь, куда потом деньги девает? Брошюрки старообрядческие выпускает.

Тайга.инфо: И с вертолета сбрасывает на город?

Шабуров: Типа того, да.

Тайга.инфо: Давайте уже всё это закончим скорее. На «Кольте» тройка лидеров в разделе «искусство» прямо сейчас выглядит так: Pussy Riot, группа «Война» и Павленский. Вы с ней согласны?

Шабуров: Нет, конечно. Я взрослый человек, у меня предпочтения уже другие.

Тайга.инфо: Ну так какие?

Шабуров: Пушкин, Репин, Лев Толстой. А был кто-то еще?

Тайга.инфо: Это три героя последнего десятилетия, так?

Шабуров: Ну конечно!

Беседовал Олег Циплаков

Фото ЦК19, Михаил Конинин





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года