«Жители Новосибирска должны знать, что в городе есть современное искусство»: директор ЦК19 о провокативности в муниципальном учреждении
Новосибирский центр современного искусства ЦК19 провел провокативную выставку «Сибирский иронический концептуализм», но ее не постигла судьба «Родины». Директор центра Инна Остроменская рассказала Тайге.инфо о спонсорских деньгах, сложностях с реформами и заявила, что современное искусство должно быть массовым.
В июле 2019 года новосибирский Городской центр изобразительных искусств (ГЦИИ) сменил название на ЦК19 и занялся современным искусством.
Тайга.инфо: В своем прежнем виде — выставочных залов — ГЦИИ просуществовал больше 10 лет. Как появился запрос на реформацию? Почему вдруг было решено, что нужно сфокусироваться на современном искусстве?
—Общественный запрос на институцию, которая работает с современной культурой, существует в городе давно. Наши учредители — департамент культуры, спорта и молодежной политики
— и лично [его глава] Анна Васильевна [Терешкова] это понимали. Мы ведь любим называть наш город культурной столицей. У нас есть, конечно, музеи — Краеведческий, Художественный, — у каждого из них свое направление. Но вот современным искусством программно в нашем городе не занимался никто.
Тайга.инфо: С каких конкретных шагов началось обновление?
— В коллектив, где многие работали не один год, были приглашены новые специалисты (некоторые — из других городов), которые заложили ценностный режим кураторских проектов и совместно с московской дизайн-студией esh gruppa разработали новую айдентику. Прежняя, помимо устаревшего дизайна, не отражала суть институции — и переформатированной, и той, в каком виде она доживала свою первую версию. Здесь проходили не только выставки, но и просветительские проекты, музыкальные события.
В ЦК19 мы зашифровали три основных смысла: центр культуры, ценность контекста и цель коммуникации. 2019 — год, когда мы и осуществили ребрендинг, чтобы закрепить дату, а также век, когда, собственно, термин «современность» и появился в мировой культуре.
Тайга.инфо: И даже 19 июля — день, когда вы в прошлом году публично представили новое название и концепцию институции.
— И это тоже. Но помимо ребрендинга и новой повестки, у нас, как у муниципального учреждения, был заранее сформированный обязательный план на год, который никто не отменял. Мы должны были успевать проводить и запланированные выставки, и продвигать новую повестку. Отправная точка в этом смысле, безусловно, «48 часов Новосибирск» (трехдневный фестиваль современного искусства, который ЦК19 совместно с Гёте-институтом и немецкими кураторами провел в сентябре 2019-го года — прим. Тайги.инфо). В нем объединились все наши смыслы: и центр культуры, и ценность контекста, и цель коммуникации. Нам интересно, чтобы новосибирцы видели международные проекты с локальным содержанием, а местные художники получили возможность выставить свои работы за рубежом. Это фестиваль идеально для этого подошел. Мероприятия проходили везде — от метро до Центрального рынка, — было множество публичных дискуссий. Что важно: события были бесплатные и доступные каждому. Это был удачный старт во всех смыслах — через этот фестиваль многие узнали наш курс.
Тайга.инфо: Вместе с большими переменами обновился и кадровый состав: за год до ребрендинга в институцию был приглашен творческий тандем куратора Петра Жеребцова и PR-директора Ангелины Бурлюк, художник Вячеслав Мизин возглавил отдел художественных проектов, да и вы стали директором примерно в то же время. Удалось ли добиться баланса в коллективе?
— Я человек абсолютно командный. Да, с одной стороны, есть реформаторы, с другой — те, кто много лет работали по одной схеме (а меняться всегда трудно). Но мне было важно, чтобы у всех одинаково горели глаза. Поэтому, когда мы впервые встретились с коллективом, я сказала, что, несмотря на привычку, не стоит воспринимать эту работу, как обыденность. Что наши сотрудники соприкасаются с произведениями искусства, общаются с художниками — занимаются тем, с чем большинство людей никогда в жизни вообще не пересекаются. Поэтому стоит ценить и гордиться такой работой. Думаю, мне удалось донести эту мысль моим коллегам, и они прониклись общей идеей нашего развития.
Тайга.инфо: Чаще директоров таких институций можно назвать «хозяйственниками»: они ведут важную бюрократическую работу, но почти не участвуют в художественном процессе. Так можно сказать и про вас? Как внутри креативного ядра ЦК19 распределяются обязанности?
— Каждый проект — отдельная история, но вообще я за то, чтобы отношения были достаточно демократичные и горизонтальные. Не в том смысле, что каждый пинком открывает дверь и делает, что хочет. Но я считаю, что творческий коллектив должен работать не как режимное предприятие: чтобы люди творили, чтобы они свободно мыслили, обстановка должна быть дружеской. Поэтому я предпочитаю, чтобы каждый проект мы обсуждали всей командой или хотя бы со мной. Видимо, это наследие моего прошлого опыта — так как я сама занималась выставками, для меня всегда необходимо понять, в чем суть. Ко мне приходит куратор, рассказывает идею выставки, мы обсуждаем концепцию, но в непосредственно творческий процесс, как сделать экспозицию — сюда я уже не лезу.
Я, конечно, это контролирую с точки зрения сроков, знакомлюсь с художниками, потому что мне самой это интересно, но, чтобы прийти и сказать: «Мне все не нравится, снимайте» — такого нет, я не считаю это правильным. Нужно доверять.
Тайга.инфо: Какие события за этот год для вас наиболее акцентные? Чем гордитесь больше всего?
— Если говорить про проекты, то здесь «Сибирский иронический концептуализм» (СИК) вне конкуренции. Там совпало много чего.
Тайга.инфо: В плане чего: охвата, огласки, сложносочиненности?
— Для меня была важна связь с хоть и недавней, но историей. Большинство представленных там автором занимаются искусством уже не первый, второй или пятый год. Они сделали уже себя имя не только в Новосибирске и России, но и за пределами страны. Собственно, выставку мы и строили по такому принципу: есть часть, где представлены классики, а есть молодое поколение. Нам было важно показать поколенческую связь. К тому же, случился настоящий синтез искусств и внутри выставки, и вокруг нее — мы провели обширную публичную программу (лекции, кураторские экскурсии) в поддержку выставки. Да и тема сама клевая — она привлекла очень большое количество зрителей: и пионеров, и пенсионеров, по выражению «Синих носов».
Тайга.инфо: И была продлена даже.
— Продлена, просуществовала полтора месяца и привлекла самую разную аудиторию. И если бы не пандемия, то была бы показана еще в нескольких городах, но мы успели доехать лишь до Красноярска.
Тайга.инфо: По нынешним меркам, СИК была довольно провокативной выставкой: критически осмысляла современную Россию, ее «скрепы», что часто вызывает общественные возмущения. Вспомнить хотя бы выставку «Родина». Неловко спрашивать, но почему она прошла так спокойно? Это говорит о ее локальности в масштабе города или Новосибирск действительно созрел, чтобы воспринимать полуголые фотографии «Синих носов» или «экстремистские» подписи на картинах Артёма Лоскутова про сожжение Москвы?
— Во-первых, кто бы что ни говорил, я считаю Новосибирск современным городом и настоящей культурной столицей. Во-вторых, думаю, мы проделали большой путь, чтобы научиться воспринимать непривычное в искусстве. Те же «Синие носы» эти семена зародили несколько лет назад. И, может быть, выросли не леса и рощи, но какой-то парк приятный точно взошел: уже не одно поколение их работы знает. Поэтому нельзя сказать, что новосибирцы увидели такое впервые. Висела же работа «Три богатыря» в 2014 году в Краеведческом музее огромным баннером — никого это ни морально, ни физически не убило.
Важно добавить опять же про публичную программу, наше нововведение прошедшего года и обязательный компонент всех кураторских проектов институции. Мы не оставляем выставки «висеть в воздухе», а всегда стараемся дать различные точки входа через публичные события. Цель — коммуникация, помните? У нас читали лекции Антонио Джеуза, Ирина Актуганова, Дмитрий Булатов и многие другие признанные эксперты, музейщики, кураторы и художники. И регулярные маленькие проекты для местных сообществ в ЦК19 есть. Будь то аудио-сессия «Эхолокация» или ридинг-группа «Разборчивые дилетанты».
Выставка «Сибирский иронический концептуализм» еще раз подтвердила свою актуальность, а нам показала, что-то, чем мы занимаемся, востребовано у горожан. Тем более, что основа СИК — это ирония и самоирония, что всегда было близко нашим людям
А говорили о провокативности, и я в том числе, не потому, что так считали (я так не считаю абсолютно), а просто видя, что происходит вокруг.
Тайга.инфо: Вот я об этом и говорю.
— Конечно, думаешь порой: боже, только бы никаких скандалов не случилось. Это столько ведь отнимает сил и времени! В никуда просто уходит.
Тайга.инфо: Как бы вы определили свою целевую аудиторию? Изменилась ли она за год после реформации?
— Раньше на многочисленные выставки местных художников, как правило, ходили приближенные художников. Есть такая негласная традиция, такая солидарность профессиональная. Плюс та ангажированная часть поклонников, которые много лет следят за творчеством конкретного художника. Случайные, «залетные» посетители — это вряд ли. Это была сформированная публика. Все изменилось благодаря фестивалю «48 часов Новосибирск». И по форме, и по содержанию он был не похож на все, что мы делали до этого. В основном была молодежь, но и та часть взрослой публики, давно к нам ходившей, тоже пришла. Для кого-то это послужило шоком — в хорошем смылся этого слово. Сказали: «Вау, теперь и такое у нас есть». Кто-то сказал: «Ужас какой, что вы творите, вот раньше было», и это тоже нормально: если все говорят, как все здорово и замечательно, я в этом ничего хорошего не вижу. Но в любом случае новосибирцы увидели, что и такое у нас может быть.
Для меня очевидно, что молодежь важна, за ней будущее, но мне, как представителю другого поколения, очень важно, чтобы сюда шли и мои ровесники тоже. И даже старше. У меня много друзей из разных сфер деятельности, и я знаю, что они открыты всему новому. Они, конечно же, придут в ЦК19, а наша задача понять, что нужно сделать, чтобы их заинтересовать.
Тайга.инфо: Будут ли какие-то архитектурные изменения? В прошлогодней презентации говорилось об обширном ремонте: новый интерьер, адаптация для малоподвижных групп населения, собственная библиотека.
— Конечно, затевая реформацию, мы понимали, что нуждаемся и в обновлении самого помещения. В то время, пока ребята занимались новой айдентикой, формулировали новые цели и задачи, параллельно был заказан дизайнерский проект. Другое дело, что учреждение мы бюджетное, поэтому, когда нам выдадут деньги, тогда мы и сможем приступить к реализации. Сейчас ведь бюджеты все подрезали, так что даже приблизительных даже дат нет. Но проект детально разработан и готов.
Концепт-мастерская «Готика». Проект интерьера ЦК19
Тайга.инфо: Министром культуры вновь назначена Наталья Ярославцева. В соцсетях, по моим наблюдениям, это назначение оценили сплошь комплементарно. А как вы восприняли ее переназначение?
— Если говорить про нашу тему, про современное искусство, то сразу приходит на ум уже упомянутая выставка «Родина», в истории с которой Наталья Васильевна тоже сказала свое веское слово в защиту современного искусства. И в недавнем интервью она заявляла о своей открытости ко всему новому. Мне нравится, что она человек неравнодушный. Она не боится высказывать свое мнение и при этом честно может сказать, мол, я в этом не особо компетентна, нежели в каком-то другом более близком мне вопросе, но я вам доверяю, и раз вы считаете, что это хорошо, пожалуйста, делайте.
Тайга.инфо: Как она относится конкретно к возникновению ЦК19 вы не знаете?
— Каждая культурная столица должна иметь свой центр современного искусства. И не просто для галочки — это прямое отражение жизни общества, тех проблем, которые в обществе существуют. И центры современного искусства повсеместно становятся главными площадками для открытой дискуссии, встреч разных поколений, открытий новых имен. Поэтому, думаю, любой руководитель культуры на любом уровне будет только рад, что есть такое место, которое объединяет людей.
Тайга.инфо: Насколько я понимаю, что, хоть вы и муниципальная институция, все проекты сделаны на привлеченные средства. Это для вас обременительно или наоборот воспринимается, как преимущество?
— Я к этому отношусь спокойно — в таком режиме существуют сейчас все. Руководство не диктует нам никаких правила: «Вот эту выставку вы делать можете, а ту не можете». А привлечь чьи-то деньги — это еще и, конечно, возможности. На том же «48 часов Новосибирск» мэрия нас, конечно, поддерживала, но все же выделить средства на весь фестиваль город не мог: есть музыкальные, художественные школы — у города масса проблем. Мы же активно работаем с фондами, гранты никто не отменял. Это дает возможность постоянно учиться. Тему фандрайзинга мы вообще пытаемся развивать очень активно. Но как нам было убедить потенциальных спонсоров года назад? Что им показать? Сейчас нам уже есть, чем гордиться: конкретные проекты, имена, премия «Серебряного лучника», номинация на «Инновацию» (российская премия по современному искусству, на которую был номинирован фестиваль «48 часов Новосибирск» — прим. Тайги.инфо). То есть за этот год мы добились определенного успеха, плюс горожане о нас узнали. Сейчас мы уже можем прийти с конкретным проектом, и будет понятно, что это взаимовыгодное предложение.
Тайга.инфо: Сотрудники ЦК19 не раз говорили, что называть институцию «музеем» некорректно — он не ведет исследовательской деятельности, не имеет архива. В то же время мы знаем примеры крупных и относительно свежих течений, например, московский концептуализм, которые уже попали в историю искусства, потому что были своевременно описаны, зафиксированы как феномен. Нет ли в планах ЦК19 задействовать еще и исследовательско-архиваторские мощности?
— Такую задачу мы, конечно, себе поставили, тем более, что после СИК это стало совсем уж очевидно. Если не мы, то кто? Чем мы хуже, чем московский концептуализм? Мы другие, но все же имеем право быть вписаны в историю. Если те же «Синие носы» уже вошли в какие-то анналы современного искусства, у молодежи таких шансов нет. И, конечно, в этом смысле архив дает больше возможности для всех, туда может попасть любой начинающий художник, если он в рамках какого-то проекта о себе заявил. У нас есть конкретные задумки, как это можно сделать именно с финансовой точки зрения, но пока что все в стадии переговоров. Думаю, скоро мы сможем анонсировать кое-что радостное по этому поводу. Это действительно очень важно для города. Я вот считаю, что жители Новосибирска должны знать, что в городе есть современное искусство. У меня такое впечатление, что многие об этом даже не подозревает, это воспринимается, как какая-то история для узкого круга избранных. А на самом деле, нам много есть, кем гордиться. Это то же самое, как с конструктивизмом. Жили-жили, ни о чем особо не задумывались, а потом, слава богу, эту тему своевременно подняли, стали делать выставки, и теперь все больше людей люди совсем по-другому смотрят на свой город. Очень важно, если тебе есть, чем гордиться за город, в котором ты живешь. Так что наша задача, чтобы современное искусством перестало быть узкоспецифическим, а стало массовым.
157310
Тайга.инфо: Насколько сильно нарушила планы пандемия?
— Очевидно, что многое подорвалось. Был план выставок, и все они были рассчитаны, конечно, на оффлайн, а не онлайн. По одному щелчку перевести выставку в цифру не удастся, да и не все художники готовы к этому (некоторые и обсуждать не хотят). Но я смотрю на это довольно оптимистично: предложила на встрече с сотрудниками посмотреть на этот период, как на возможность заняться теми делами, до которых сроду не доходили руки. Допустим, в прошлом году мы жили в каком-то безумном цейтноте — у нас каждые две недели выставки менялись, чтобы мы сумели реализовать заявленный план. В таком режиме невозможно не то, что делать что-то параллельно, а даже осознавать происходящее. Во-вторых, мы действительно улучшили свои навыки в онлайне. Хочешь не хочешь, а выхода нет, и так у всех: пропадает вот эта позиция, мол, не буду делать, чтобы не опозориться. Все в равных условиях, все вынуждены адаптироваться и учиться! И попутно все активно делятся опытом. Местные, столичные, зарубежные музеи, галереи, театры рассказывают о себе, чувствуется какая-то общность. С этой точки зрения — это уникальное время, которое я не знаю, когда еще повторится.
Тайга.инфо: Самое печальное следствие пандемии — что вы не сумели привезти в Берлин выставку современных сибирских художников?
— Пожалуй, да. Мы сами все туда собирались поехать. Но еще обиднее, конечно, за наших сибирских художников, для многих из которых это могла бы быть первая зарубежная выставка.
Тайга.инфо: Что из крупных анонсов?
— Надеюсь, в августе мы сможем открыться. Это пока самый желанный анонс. Также продолжится фестиваль «Мера хаоса», который успел открыться и тут же закрыться в марте.
Тайга.инфо: Как зритель, хочу напоследок спросить про «48 часов Новосибирск». Увидит ли город этот фестиваль еще когда-то?
— Все были в восторге. Все хотят продолжать — и зрители, и организаторы. Но ежегодным событие такого масштаба быть не может — с точки зрения и финансирования, и организации. Это нужно было видеть: все работали просто на последнем издыхании, на надрыве. Это адские объемы, которые делали, грубо говоря, 5 человек. Поэтому вместе с руководством мы сошлись на том, что фестиваль отличный, но надо делать раз в два год, как биеннале.
Тайга.инфо: Но пока точной уверенности насчет следующего года нет?
— Да какая сейчас может быть уверенность? Но лично мы готовы.
Беседовал Олег Циплаков