Кузбасские колонии уточнили иск к журналисту и правозащитникам из-за пыток
Кузбасский суд провел предварительное слушание по иску трех колоний к местным правозащитникам и журналисту за статью про пытки в учреждениях ФСИН. Представители общественников и СМИ попросили вызвать в суд восемь свидетелей.
Центральный районный суд Кемерова провел предварительное заседание по иску кузбасских исправительных колоний №5, №22, №37 о защите чести и достоинства к участникам организации «Сибирь правовая» Дмитрию Камынину, Владимиру Тараненко, журналисту Андрею Новашову и бывшим заключенным Ивану Бирюкову, Николаю Вашутину и Вячеславу Мурашкину
В июньском материале «Сибирь.Реалий» «„У нас только опущенные и вязанные“. Как в российских колониях ломают судьбы и позвоночники» правозащитники рассказали о пытках и поборах в кузбасских колониях. Учреждения ФСИН потребовали удалить фрагменты текста, которые касаются их, и опровергнуть опубликованные сведения.
На предварительном слушании сторона ответчиков попросила приобщить к материалам заключение лингвиста по тексту и вызвать в суд восемь свидетелей. Ходатайства были удовлетворены.
Представители колоний же не стали требовать проведения судебной экспертизы. Они доказывали распространение порочащих честь сведений нотариально заверенным протоколом осмотра интернет-страницы, рассказала Тайге.инфо глава юридического отдела движения «За права человека» Ольга Жукова, представлявшая одного из ответчиков.
«Сторона истца уточнила исковое заявление. Колонии №5 и №37 хотели признать опубликованные сведения недействительными и опровергнуть их. Сегодня они принесли уточнения, в которых [требования] опровержения не было», — добавила Жукова.
Но в итоге пункты об опровержении остались в уточненных исках, уточнил журналист Андрей Новашов.
В исковом заявлении администрации кузбасских ИК ссылаются на то, что слова бывших осужденных не подтверждаются «журналом о происшествиях», «информацией Мариинской прокуратуры по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях», «постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела» и объяснениями самих сотрудников.
Следующее судебное заседание пройдет 20 октября. На него должны пригласить свидетелей.
Тайга.инфо рассказывала о смерти заключенного ИК-37 Мергена Ооржака, который упоминался в тексте «Сибирь.Реалий». Сначала в СИЗО отправили четырех сотрудников колонии Константина Бекренева, Евгения Филлипов, Сергея Скорина и Ивана Ласого, затем обвинения по ч. 4 ст. 111 УК РФ (нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшее смерть) предъявили заключенному Александру Куковякину.
На сотрудников же колонии завели дело по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). По версии следствия, они не пресекли «преступные действия Куковякина». Дело с утвержденным обвинительным заключением уже поступило в Яйский районный суд.
Тайга.инфо подробно писала и о других пытках в ИК-37. В колонии, по рассказам заключенных, заставляли ходить гуськом, целый день стоять на ногах и называться животным, а также насиловали дубинками и туалетными ершиками. О жестоких издевательствах также рассказывали бывшие заключенные ИК-5.
UPD (11:00) Исправлен заголовок и лид в связи с информацией о том, что из исков не пропало требование опровержения заявлений бывших заключенных. Редакция позже расскажет об уточненных требованиях колоний.