Руководство иркутских колонии и СИЗО задержано по делу о пытках
В Иркутской области задержаны начальник оперативного отдела СИЗО-1 Максим Вольф и директор колонии №6 Алексей Агапов. Они проходят по делу о пытках заключенных.
«Начальник ИК-6 задержан в рамках расследование уголовного дела о противоправных деяниях со стороны осужденных в отношении [Тахиржона] Бакиева, — сообщили во ФСИН России 3 марта. — Начальник оперативного отдела СИЗО-1 задержан в связи с уголовным делом о деяниях со стороны осужденных в отношении [Кежика] Ондара».
UPD (18:18) Начальнику ИК-6 предъявлено обвинение по пункту «в» ч.3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий). Он не признал вину, уточнили в СК РФ по Иркутской области. «Решается вопрос об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу», — добавили в пресс-службе.
«Кроме того, к уголовной ответственности привлечены заместитель начальника оперативного отдела и оперуполномоченный оперативного отдела исправительной колонии №6. По ходатайству следствия судом им избрана мера пресечения в виде заключения под стражу», — сообщили в ведомстве.
В 2020 году находившийся в СИЗО-1 заключенный из Тувы Кежик Ондар попал в больницу после пыток кипятильником, который взорвался в прямой кишке мужчины. Он был одним из тех, кого перевезли в изолятор из ИК-15 после бунта.
Уголовное дело в связи с халатностью сотрудников СИЗО-1 было возбуждено по ч.2 ст. 293 УК РФ. Позже Следственный комитет объявил о деле по пункту «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий) в отношении одного из сотрудников изолятора. Также расследуется дело о насильственных действиях сексуального характера.
О возможном участии начальник оперативного отдела СИЗО-1 Максима Вольфа рассказывал и Владислав Марусов. В изоляторе из него «выбивали» признание в убийстве, по которому позже он был полностью оправдан.
Тахиржон Бакиев также подробно рассказал о пытках. Сотрудничавшие с администрацией ИК-6 заключенные оскорбляли Бакиева, когда он читал Коран. Позже они порвали книгу. После этого Бакиев ушел из отряда и попросил помощи у работников колонии. Однако вместо защиты оперуполномоченные оперативного отдела ИК-6 Ерохин и Медников связали его скотчем, затащили в отряд и отдали разработчикам, которые при оперативниках начали избивать и пытать Бакиева, рассказывали правозащитники.
Вслед за этим публично вскрылась крупная схема вероятных пыток в иркутских колониях и изоляторах. Начальник СИЗО-1 Игорь Мокеев был уволен.
В связи с насилием над заключенными ангарской ИК-15, по сведениям ФСИН России, в отношении сотрудников ГУФСИН по Иркутской области, подозреваемых, обвиняемых и осужденных возбуждено девять уголовных дел.
«В настоящее время по иркутской ситуации опрошено 1145 лиц, установлено 41 лицо, причастное к совершению насилия, установлено 75 потерпевших и примерно 90 очевидцев насилия», — заявил директор ФСИН Александр Калашников на круглом столе в Совете Федерации.
Дело о пытках в Иркутской области может стать самым крупным за всю российскую историю. Власти впервые публично признали масштабное насилие в исправительных учреждениях.