«Желание приукрасить профессиональные качества»: как экс-главу района Новосибирской области преследуют за выполненную госпрограмму
Экс-главе Колыванского района Новосибирской области Виктору Аверину предъявлено окончательное обвинение в превышении полномочий из-за земельных участков. Его начали преследовать в 2020 году за сделку 2012-го. Тайга.инфо узнала подробности дела и версии сторон. Чиновник заявил о полной невиновности и обратил внимание на то, что действовал по законам. Местная прокуратура уже была замечена в двусмысленном преследовании бизнеса.
Прокуратура кратко сообщила об уголовном деле Аверина в марте 2020 года. Расследование продлилось дольше года. Экс-глава района полностью отрицает вину. Он заявил, что исполнял закон. В распоряжении редакции оказались материалы дела.
Версия обвинения
В отношении Виктора Аверина возбуждено дело по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК (превышение полномочий, повлекшее тяжкие последствия). Постановление о привлечении в качестве обвиняемого подписала замглавы Коченевского межрайонного отдела СК РФ по Новосибирской области Белова.
В 2009 году администрация района объявила аукцион на аренду 8,3 га земли под комплексную жилищную застройку. На торги заявилась только одна компания — «Новосибирскагропромдорстрой», которая принадлежит депутату заксобрания Александру Барсукову («ЕР»). Власти признали аукцион не состоявшимся и заключили пятилетний договор аренды с известной фирмой.
Отсутствие заявок на аукцион собеседники Тайги.инфо объяснили сложностью участка: овраги, несанкционрованная свалка и заброшенный карьер по добыче глины для кирпичного производства. Соответственно, арендатор был вынужден брать на себя издержки не только по проектированию квартала, в том числе, коммуникаций, и межеванию участков, но и по их выравниванию. Расходы составили около 16 млн рублей.
Одно из положений договора давало «Новосибирскагропромдорстрою» исключительное право на аренду или выкуп участков после межевания. Следствие считает, что до апреля 2012 года «Новосибирскагропромдорстрой» не построил объекты инженерной инфраструктуры и не передал их в собственность муниципалитету, тем самым нарушив одно из положений договора.
«Аверин, <…> руководствуясь чувством карьеризма и желанием приукрасить свои профессиональные качества как руководителя администрации района <…> направил в правительство Новосибирской области заявление на участие в конкурсе по отбору муниципальных образований области на 2012 год, бюджетам которых предоставляется субсидия на инженерное обустройство площадок комплексной застройки в рамках подпрограммы „Инженерное обеспечение площадок комплексной застройки Новосибирской области“ <…> с целью получения субсидии для инженерного обустройства квартала комплексной застройки по улице Лесная в Колывани», — говорится в постановлении следователя (копия имеется в распоряжении редакции).
Подпрограмма «Инженерное обеспечение площадок комплексной застройки Новосибирской области» входила в долгосрочную целевую программу «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011−2015 годы». Прямая целевая субсидия на подведение коммуникаций предполагала, что часть земельных участков в границах комплексной застройки будет бесплатно предоставлена многодетным семьям.
В апреле Аверин и Барсуков расторгли договор аренды по соглашению сторон, потому что после размежевания территории комплексной застройки на 61 земельный участок, «Новосибирскагропромдорстрой» направил в администрацию заявление о заключении договоров аренды на 45 из них, а 16 участков вернул администрации района для многодетных семей. Это было одним из условий региональной программы.
После этого компания Барсукова взяла в аренду те самые 45 участков без аукциона. Обвинение утверждает, что чиновник не имел права это делать.
Ущерб же, по версии следствия, сложился из стоимости самих участков (4,53 млн рублей) и субсидий областного и районного бюджетов на создание инженерной инфраструктуры (16 млн). Также Аверина решили обвинить в том, что с августа 2006 года по май 2019-го в администрацию района и мэрию Колывани поступило «не менее 558 заявлений» от граждан, имеющих право на бесплатную землю для индивидуального строительства, но эти обращения так и не были реализованы.
Версия Аверина
Аверин на допросе подтвердил факты сделок, но указал со ссылкой на федеральные, областные законы и постановления Верховного суда РФ, что все делал исключительно по ним. Также он подчеркнул, что по первому договору с «Новосибирскагропромдорстроем» компания должна была построить объекты инженерной инфраструктуры не к 2012 году, как уверяло следствие, а в 2014-м. Что фактически и произошло — это же подтверждается версией обвинения.
Расторжение договора в апреле 2012 года Аверин объяснил тем, что еще до этого события областное правительство приняло решение о предоставлении целевого бюджетного финансирования на строительство инфраструктуры для поселка, поэтому инвестор не должен был тратить свои деньги.
Более того, процедура напрямую описана в Земельном кодексе, где указано исключительное право арендатора на перезаключение договора. Объявление нового аукциона привело бы к тому, что «Новосибирскагропромдорстрой» просто бы потерял вложенные в подготовку участков 16 млн рублей.
«Я, как представитель органа местного самоуправления, не вправе был требовать от коммерческой организации каких-либо иных действий, кроме предусмотренных законом, для реализации „Новосибирскагропромдорстроем“ исключительного права на получение в аренду земельных участков, образованных из территории, ранее предоставленной этой же организации в аренду по результатам торгов, — отметил Аверин. — Кроме того, к апрелю 2012 года из решения конкурсной комиссии [облправительства] стало известно, что инженерные коммуникации в соответствии с проектом, полученным и оплаченным „Новосибирскагропромдорстроем“, будут построены за счет бюджетных средств в порядке целевого финансирования. При таких обстоятельствах с точки зрения принципа разумности было бессмысленно требовать строительства данных объектов [от инвестора]».
Заявление следствия о том, что до апреля 2012 года «Новосибирскагропромдорстрой» «не в полном объеме выполнил» планировку, межевание и застройку участка, Аверин назвал «ложным». Ведь весь проект оплатила сама компания, проект получил положительное заключение госэкспертизы, а время на строительство еще было (до августа 2014-го).
«Мне непонятно обвинение в части того, что после принятия правительством области долговременной целевой программы стимулирования жилищного строительства у меня возник умысел на совершение преступления, — удивился Аверин на допросе. — Постановление правительства от 31 января 2011 года, которым утверждена программа, не является преступным и не склоняло меня к совершению преступления. Оно не возлагало на меня какие-либо обязанности, поэтому у меня не могло возникнуть чувство карьеризма или желание приукрасить свои профессиональные качества. В обвинении не указано, как мои действия способствовали моей карьере или поощрению моих профессиональных качеств».
Самую важную часть обвинения — разрыв первого договора аренды и заключение договоров на размежеванные участки — Аверин прямо объяснил требованиями Земельного кодекса РФ. Без расторжения первого договора по закону просто невозможно было бы заключить новые соглашения на аренду 45 мелких участков, подчеркнул он. В то же время заключение договоров без торгов с компанией, имевшей исключительное право, тоже было обязательным условием по Земельному кодексу.
В качестве эксперта обвинение привлекло Алексея Лося. Сейчас он работает замглавы территориального управления Росимущества по Новосибирской области. Аверин указал следствию, что, во-первых, компетенции Лося не были подтверждены соответствующим специальным образованием, а, во-вторых, он не назвал некоторые нормы Земельного кодекса, которые прямо регламентировали сделки, спутал «договор №439» с постановлением властей, у которого был этот же номер. Более того, Лось даже подтвердил исключительное право арендатора на участок, если он получил его для комплексного жилищного строительства — в противном случае закон предусматривает санкции для властей и административную ответственность.
«Я бы на месте следователя задал специалисту вопрос: а если бы я отказал „Новосибирскагропромдорстрою“ в реализации его исключительного права на заключение договора аренды земельных участков, образованных из ранее предоставленного, на меня бы составили один административный протокол или 45?» — заявил Аверин на допросе.
Бывший глава района назвал показания Лося «недостоверными» и «противоречивыми».
После завершения всего проекта в положенные сроки у администрации не возникло претензий к исполнению работ. Более того, из 61 размежеванного участка 16 получили многодетные семьи бесплатно, что и было предусмотрено госпрограммой.
На обвинения в том, что 558 жителей остались без возможности получить землю, Аверин ответил, что без проекта администрация вообще бы не смогла выделить ни одного участка многодетным, потому что они были без инфраструктуры, которую невозможно было создать без средств регионального бюджета под конкретный план. А так район получил 16 участков с коммуникациями, которые и передал многодетным семьям.
«В связи с этим у меня только один вопрос: если бы я отобрал о „Новосибирскагпропромдорстроя“ земельные участки и проект под предлогом обеспечения земельными участками нуждающихся, это соответствовало бы интересам общества и государства?» — закончил свой допрос Аверин.
Более того, потерпевшим по делу названа администрация Колывани, где по исполненной госпрограмме уже была предоставлена земля нуждающимся.
Уголовное дело передано в Колыванскую районную прокуратуру для утверждения обвинительного заключения.
Ведомство уже успело отметиться скандалом в деле об исполнении другой госпрограммы — «Чистая вода». Напомним, что Колыванская прокуратура довела до суда уголовное дело в отношении крупного новосибирского подрядчика «ПСК „Развитие“» по строительству водоочистной станции в Колывани. Из материалов дела и комментариев подозреваемых следовало, что сам факт преступления, по версии обвинения, состоял в том, что компания установила «ненадлежащее» оборудование, но в судах было доказано обратное.
Более того, ущерб, если верить обвинению, составил половину стоимости станции, но она была построена в срок по проекту и заработала (подрядчик, чтобы быстрее выйти из проблемного объекта даже вложил часть собственных средств). И, несмотря на это, прокуратура через Коченевский межрайонный следственный отдел СК РФ смогла инициировать уголовного преследование бизнеса. Уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области прямо указывал на незаконные действия силовиков.
Тайга.инфо будет следить за развитием событий.
Игорь Валов