Адвоката заперли в колонии, чтобы вывести из дела о пытках заключенного в Иркутске
Следователь вывел адвоката Дмитрия Дмитриева из дела о пытках заключенного Тахиржона Бакиева в иркутской ИК-6. Это было организовано, как считает юрист, обманным путем. Его завели в колонию под предлогом встречи с подзащитным, но допросили в качестве свидетеля после того, как отобрали всю технику.
Дмитрий Дмитриев подал жалобу в Федеральную палату адвокатов на постановление Следственного комитета о принудительном отводе из уголовного дела Тахиржона Бакиева и препятствовании профессиональной деятельности. Об этом Тайге. инфо сообщил сам адвокат.
Защитник представляет интересы заключенного, которого в январе 2021 года избивали и насиловали в иркутской ИК-6. Уголовное дело по ст. 132 (насильственные действия сексуального характера) ведет следователь 3-го отдела СК РФ по Иркутской области Ольга Ковалева.
В апреле следователь признала Дмитриева как представителя потерпевшего. Но она отказалась знакомить его с протоколам следственных действий, говорится в жалобе адвоката.
Утром 4 июня Ковалева позвонила Дмитриеву и попросила приехать в ИК-6 якобы для присутствия при допросе Бакиева.
«Ковалева достоверно знала о том, что допрос не состоится и таковой не планировался. В действительности планировался мой допрос на территории исправительной колонии», — говорится в жалобе Дмитриева (копия имеется в распоряжении редакции).
Следователь изготовила, как утверждает адвокат, подложный документ для его прохода на режимную территорию ИК-6. В рапорте сотрудницы СК на имя начальника колонии говорилось об участии Дмитриева «в следственных действиях с Бакиевым».
«Используя свои должностные полномочия следователя СКР, Ковалева путем обмана проводила меня на режимную территорию ИК-6, где мне пришлось сдать средства связи и быть лишенным свободы передвижения», — отметил адвокат.
Ковалева завела Дмитриева в кабинет оперативника, где без согласия направила на него видеокамеру и «приступила к допросу в качестве свидетеля». Адвокат не мог покинуть кабинет оперативников из-за отсутствия свободы передвижения в колонии и «был фактически задержан следователем».
«Я никаких заявлений на имя начальника ИК-6 о своем намерении посетить учреждение 4 июня не писал. Посещать кого-либо из заключенных в данный день не был намерен. О своем намерении допросить меня в качестве свидетеля следователем Ковалевой мне не сообщалось», — говорится в адвокатской жалобе.
В ответ на возражения Дмитриева о невозможности допроса следователь начала заполнять протокол следственного действия и спрашивать об обстоятельствах адвокатского опроса Бакиева и передаче копий процессуальных документов по делу посторонним (при том, что следователь так и не ознакомила Дмитриева ни с одним протоколом). Затем защитнику вручили повестку для повторного допроса уже 7 июня.
«Следователь Ковалева вынесла постановление об отводе меня от участия в деле. Тем самым лишила меня права осуществлять свою профессиональную деятельность», — отметил Дмитрий Дмитриев в обращении.
В действиях следователя СК адвокат усматривает признаки превышения полномочий, служебного подлога, незаконного задержания и принуждения к даче показаний (ст. 286, 292, 301, 302 УК).
Ранее руководителя проекта «Сибирь без пыток» Святослава Хроменкова привлекли в качестве свидетеля по уголовным делам о пытках заключенных Кежика Ондара, Тахиржона Бакиева и Евгения Юрченко в иркутских СИЗО-1 и ИК-6.
По предположению Хроменкова, правозащитников умышленно «выводят» из уголовных дел, так как в статусе свидетеля они не смогут оказывать юридическую помощь своим подзащитным.
Дело Бакиева
Тахиржона Бакиева пытали в ИК-6. Разработчики оскорбляли его, когда он читал Коран. Позже они порвали книгу, писала Тайга.инфо.
Бакиев попросил помощи у администрации колонии, но вместо нее оперативники колонии Ерохин и Медников связали его скотчем, затащили в отряд и отдали разработчикам, которые начали избивать и пытать мужчину, говорила его жена. Пострадавшего избивали доской и насиловали шваброй.
Мужчину нашли под нарами только после того, как информацию о пытках передали в службу собственной безопасности ФСИН и Генпрокуратуру. Всё происходило уже во время московской проверки из-за насилия над Кежиком Ондаром, и только поэтому, как считают наблюдатели, был задержан начальник ИК-6 Алексей Агапов.
Уголовное дело возбуждено не только по насильственным действиям сексуального характера, но и по ч. 3 ст. 286 УК (превышение полномочий с тяжкими последствиями). Помимо Агапова и заключенных-разработчиков по делу проходят оперативники по фамилиям Ерохин и Медников.
Интересно, что Агапова не стали заключать под стражу. Следователь просил отправить начальника колонии в СИЗО, потому что тот пытался фальсифицировать протокол осмотра места изнасилования Бакиева, но суд ограничился домашним арестом. Облсуд в апелляции не принял во внимание слова Бакиева о том, что он опасается за свою жизнь, поскольку начальник колонии «имеет связи не только в правоохранительных органах, но и в преступном мире».