Снятие кандидатов в Бердске: «Новая зияющая высота нашего правового государства»
Ситуация на выборах горсовета Бердска показала, что пассивного избирательного права могут лишить любого. Как и остальных прав, но к тому времени защищать интересы людей уже будет некому, рассуждает руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур.
Избирательная комиссия Бердска Новосибирской области отказала сразу четырем кандидатам неформальной коалиции «Бердск 2021». У них были прекрасные подписи, но на каждого пришло письмо из Минюста, утверждающее, что кандидаты имеют отношение к «экстремистской организации» (в основном «штабы Навального»*), а потому не имеют права баллотироваться даже в муниципальные депутаты.
Отказ получили кандидаты Ольга Нечаева, Илья Пуховский, Сергей Косов, Вячеслав Якименко. Ранее по аналогичным мотивам получил отказ в регистрации Кирилл Левченко.
Что же ставится в вину людям, которых без суда лишили конституционного права быть избранными?
Приведу цитаты из писем Минюста в адрес областной избирательной комиссии, на основании которых был принято решение об отказе:
1. «Имеются сведения о причастности к деятельности общественного движения „штабы Навального“». Имеются сведения — прекрасная юридическая формулировка. Хорошо, что по ней пока только права баллотироваться лишают, а не в тюрьму сажают. Впрочем, еще не вечер.
2. «Принимал участие в акциях протестного характера, в том числе — инициированных штабом Навального в Новосибирске». Очень мило — «в том числе». То есть и так понятно — раз протестовал, значит в депутаты пускать нельзя. Но если еще и со штабом Навального — вообще разговора нет. Статья 31
3. Особо прекрасны формулировки в отношении Ольги Нечаевой: «Активно выражает информационную поддержку «Фонду борьбы с коррупцией»*. Что скрывается за этой жесткой формулировкой? Сколько лайков? Сколько репостов? Один лайк — это уже «активно», или нужно два репоста? Никогда не лайкали расследования ФБК? Напрягите память, может, вы уже тоже лишенец.
4. Ну и вишенка на торте: «а также оказывает консультационную и юридическую помощь лицам, задержанным за организацию и участие в несогласованных публичных мероприятиях, имевших место в январе 2021 года в Новосибирске, инициированых „штабами Навального“». Привет всем адвокатам и правозащитникам.
Но особо я бы хотел отметить отказ Сергею Косову. Косов — координатор «Городских проектов» в Новосибирске, проекта, которым занимается Максим Кац. Взаимная нелюбовь Максима Каца и некоторых соратников Навального хорошо известна. Тем не менее, и в отношении Косова дежурная фраза: «Имеются сведения о причастности к деятельности общественного движения „Штабы Навального“». А кроме того, присутствует единственное обвинение по существу — Сергею Косову выносилось предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности!
То есть, сами заподозрили его в экстремизме, сами написали предупреждение о недопустимости — и теперь на основании этого лишают права быть избранным. Аналогичное предупреждение приносили и мне, хотя в организации несанкционированных митингов я не участвовал (и даже не репостил). Но, как теперь стало ясно, это не помешает чиновнику из Минюста лишить меня права быть избранным.
И тут у меня много вопросов. Как узнать, есть у меня право баллотироваться или нет? Почему об этом сообщают только после того, как сроки выдвижения прошли и собраны подписи? Нельзя ли пораньше, чтоб без лишних хлопот? Кто и как принимает решения — кого записать в экстремисты, а кого — нет?
167911«ЕР» ПОРАЗИЛА ЖИТЕЛЕЙ В ПРАВЕ ИЗБИРАТЬСЯ
При принятии закона говорилось что-то про решение суда. А тут всего лишь письмо из Минюста за подписью какого-то чиновника. «Имеются сведения» и всё, до свидания кандидат.
Казалось бы, приняли беспредельный закон, имеющий обратную силу, позволяющий признать экстремистами любого, кто помогал «штабам Навального» — только и надо, что проштамповать решение суда. Но даже и в рамках этого беспредельного закона не могут удержаться!
Массовое снятие кандидатов на муниципальных выборах в стотысячном Бердске на основании «имеются сведения» — это новая зияющая высота нашего правового государства. Это означает, что лишить пассивного избирательного права сегодня могут просто любого. Организовать ложный донос сегодня — как раз плюнуть. А донос ведь тоже — «сведения».
«Ну и что, — скажете вы. — Подумаешь, пассивное избирательное право. Я никуда не собираюсь баллотироваться».
Но завтра, придя на участок, вы обнаружите, что не за кого голосовать. Есть «Единая Россия 1» и «Единая Россия 2». А послезавтра вас на тех же основаниях будут лишать более важных для вас прав. Но не будет уже ни независимых депутатов, ни независимых СМИ.
Можете обращаться в наш российский суд. Правда, независимых адвокатов и правозащитников тоже не будет.
Алексей Мазур
* (По версии