Суд заменят в деле кузбасских активистов из «Не будь инертным». Их обвинили в «возбуждении ненависти» к полицейским
В Кемеровской области начался суд по делу активистов движения «Не будь инертным». Мужчин начали преследовать после ролика о том, как паркующиеся у здания управления ФСБ нарушают правила дорожного движения. Один из обвиняемых больше года находится в СИЗО, а вслед за подозрениями в хулиганстве добавилось «возбуждении ненависти» в отношении правоохранительных органов.
Центральный районный суд Кемерова начал предварительные слушания по делу блогеров и создателей youtube-канала «Не будь инертным» Максима Лаврентьева, Сергея Каменского и Анатолия Садовина. Но на заседании помощник прокурора заявила отвод судья Анастасии Костенко. Подсудимые и их адвокаты это требование поддержали, сообщила Тайге.инфо защитница Лаврентьева Мария Янкина.
«Судья до рассмотрения дела по существу высказала суждение о виновности Лаврентьева, что и стало причиной отвода. Судья имела право отклонить отвод, но это бы означало, что любой приговор, который она вынесет — обвинительный или оправдательный — подлежал бы отмене», — рассказала Янкина.
В итоге судья Костенко удовлетворила ходатайство. Заседание отложено, говорится в карточке дела.
Дело «Не будь инертным»: от парковки до обвинений в экстремизме
В деле Лаврентьева есть два эпизода, произошедших в Кемерове в 2020 году. 28 апреля Лаврентьев, Каменский и Садовин готовили ролик о незаконно припаркованных автомобилях на проспекте Ленина. В том числе о машине пенсионера МВД Мирсаита Зарыпова. Лаврентьев вызвал ГИБДД, чтобы зафиксировать нарушение, а Зарыпов позвонил родственникам.
Между приехавшей группой поддержки экс-силовика и блогерами произошел конфликт. Друзья и родственники Зарыпова пытались вырвать у них видеокамеры, а его жена ударила Лаврентьева по голове, рассказывали активисты. После этого Каменский и Лаврентьев применили газовые баллончики. Выехавший к месту происшествия экипаж ППС составил протоколы на Мирсаита Зарыпова, его супругу и сына, который наехал автомобилем на Каменского и имел при себе пистолет без документов.
Как ранее рассказывала адвокат Мария Янкина, 29 апреля эксперт Кемеровского областного клинического бюро судебно-медицинской экспертизы пришел к выводу, что у Мирсаита Зарыпова воспаление правого глаза, но повреждений нет. А вот повторная экспертиза, проведенная в июне 2020 года, заключила без осмотра Зарыпова, что у него химический ожог обоих глаз первой степени. При этом в день инцидента на блогеров протоколов не составляли, но позже именно апрельский эпизод стал формальным основанием для жесткого задержания Лаврентьева (26 июня ОМОН подогнал к дому грузовик, разбил окно крюком пожарной лестницы и ворвался в квартиру).
Но еще до задержания произошел, вероятно, ключевой эпизод дела. 5 июня 2020 года «Не будь инертным» снимали парковку под знаком «Парковка запрещена, работает эвакуатор» напротив здания кемеровского УФСБ. К блогерам подошел Дмитрий Кислов. О том, что он сотрудник ФСБ, активисты в тот момент не знали. Кислов, не представившись, пытался вырвать камеру у Сергея Каменского со словами «Ты кто такой?» Кислов провел подсечку, уронил Каменского на землю, рассказывали блогеры. Подбежал Лаврентьев, спросил у Кислова: «Что ты делаешь?» Тот в ответ вырвал экшн-камеру, закрепленную на куртке Лаврентьева и начал убегать. Лаврентьев подумал, что это ограбление. и вместе с Каменским побежал за похитителем. Каменеский также снимал погоню.
Лаврентьев, как признавали авторы ролика, применил газовый баллончик, но видимого вреда Кислову это не принесло. После длительной погони нападавший еще и ударил ногой одного из авторов видео.
Позже в отделе полиции блогерам вернули камеру, которую отобрал сотрудник ФСБ, но все записи с нее были удалены. В отделе полиции Лаврентьев написал заявление о похищении, однако в возбуждении уголовного дела отказали.
«Отсутствие состава преступления подтверждено материалами дела»
Сначала Лаврентьева и Каменского подозревали только в хулиганстве с применением предметов в качестве оружия (ч. 2 ст. 213 УК). Потом появились обвинения Лаврентьева по эпизоду с чекистом Кисловым в применении насилия опасного для жизни сотрудника правоохранительных органов (ч. 2 ст. 318 УК), а также — в причинении легкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 115 УК).
А уже в 2021 году Лаврентьеву, Каменскому и Садовину предъявили обвинения в возбуждении ненависти в отношении сотрудников правоохранительных органов, совершенном группой лиц (пункт «в» ч. 2 ст. 282 УК).
Ранее адвокат Мария Янкина говорила, что считает своего подзащитного Максима Лаврентьева не виновным по всем эпизодам, ссылаясь на многочисленные видеозаписи, приобщенные к делу. По ее словам, ролики полностью подтверждают показания Лаврентьева и опровергают показания Зарыповых и Кислова. После предварительного заседания суда Янкина уточнила Тайге.инфо, что по-прежнему считает обвинения несостоятельными и будет добиваться полного оправдания подзащитного.
«Мы ознакомились с материалами дела в полном объеме и поняли, что отсутствие в действиях Максима состава преступления подтверждено даже этими материалами, которое собирал следователь, — считает Янкина. — Предварительное слушание мы заявляли, чтобы заявить ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору. В любом случае, это предварительное слушание произойдет, только уже с участием другого судьи».
В декабре 2020 года Максим Лаврентьев писал, что в кемеровском СИЗО на него оказывают психологические давление и угрожают убийством, если он не даст нужные показания. По словам Марии Янкиной, на последнем заседании Лаврентьев не жаловался ей на угрозы и условия содержания в СИЗО, где он находится больше года.
Другим участникам «Не будь инертным» суд избрал более мягкую меру пресечения: Серей Каменский — под домашним арестом, у Анатолия Садовина — подписка о невыезде.
Правозащитная организация «Мемориал"* увидела в деле Лаврентьева и Каменского «признаки политической мотивации и незаконности лишения свободы».
*(по версии Минюста, является иностранным агентом, что мы обязаны указывать по новым запретительным законам)
Андрей Новашов