Новосибирский краеведческий меняет курс
Подземная галерея, центр современного искусства, городская усадьба Новониколаевска и многие другие проекты вошли в новую концепцию развития Новосибирского государственного краеведческого музея (НГКМ). Об этом директор НГКМ Андрей Шаповалов рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту Тайги.инфо.
В 2009 году у Новосибирского государственного краеведческого музея (НГКМ) дела резко пошли в гору. А именно: в музей пошли посетители. Сами. Не в составе школьной экскурсии. Действительно, пропустить такие события, как Музейная ночь, День рождения Матильды или выставку работ Сальвадора Дали и Френсиса Гойи просто невозможно. У музея даже появилась новая концепция развития. Куда и как будет развиваться краеведческий? На вопросы Тайги.инфо отвечал директор учреждения Андрей Шаповалов.Городская усадьба Новониколаевска с конюшней и баней
Тайга.инфо: Андрей Валерьевич, расскажите, какие перемены ожидают музей?
— У музея есть три филиала: здание на Красном проспекте, на Вокзальной магистрали и на улице Ленина. Последнее — это музей «Сергей Миронович Киров в Сибири», самое проблемное место. В советское время все очень любили мемориальные музеи в память каких-нибудь героев-революционеров. Новосибирску в этом смысле не повезло: никто здесь в ссылке не был, не сидел, не погиб. Единственный революционер всесоюзного ранга в Новосибирске — Сергей Киров. Дом, где он жил, не сохранился, однако на улице Ленина, 23 нашли домик зажиточного извозчика, у которого Киров бывал. Здание 1904 года постройки — памятник регионального значения. Архитектура избушки интересна: дом двухэтажный, но один первый уровень у него находится под землей. В этом доме в
Экспозиция, конечно, была притянута за уши. Предметов, связанных с жизнью Кирова, в городе нет никаких, поэтому музей воссоздал интерьер того времени, развесил по стенам фотографии Кирова и копии документов. Во дворе посадили елочки и липы, в центре двора поставили памятник Кирову. Сейчас эта территория используется плохо. Посещаемость музея крайне низкая
Тайга.инфо: Какую же концепцию вы предлагаете реализовать?
— Мы хотим перепрофилировать музей: отказаться от Сергея Мироновича Кирова как от идеи и создать городскую усадьбу Новониколаевска с надворными постройками. Тем более, что сохранились фотографии этой усадьбы — с сараями, дровяными складами, конюшней, баней, туалетом. То, что мы хотим сделать похоже на концепцию музея-заповедника «Шушенское» в Красноярском крае. Памятник Кирову и деревья мы не тронем, все постройки будут расположены по периметру двора.
Тайга.инфо: Баня будет настоящая?
— Да, но париться там никто не будет. Это будет баня для показа, с соответствующим интерьером. Сегодня уже растет поколение, которое не очень представляет себе, что такое русская деревенская баня. Многие видят ее сауной с тремя отделениями и бассейном.
Тайга.инфо: А конюшня будет с лошадьми?
— Все хотят с лошадьми (смеется)! На самом деле, конструкция и внешний вид конюшни будет этнографичный, а внутри мы хотим сделать харчевню, музейное кафе. Идея такова: человек должен прийти в музей, узнать что-то новое, а заодно приятно провести время. Посмотреть на двор Новониколаевска, съесть блины, выпить сбитень — разве это не хорошо? Кроме того, во дворе будут проводиться специальные мероприятия: конкурс детской снежной скульптуры, этнические фестивали концерты и т.д.
Тайга.инфо: Место в центре города вас не смущает?
— В центре города зеленый и условно тихий двор — это находка. Таких маленьких музеев под открытым небом в городах практически нет! Важно, что рядом расположена гостиница «Сибирь», поэтому половина ее посетителей будут видеть этот музей из окна. Возможно, это изменит у гостей города впечатление от серого Новосибирска. Обычно деловой турист видит только театр оперы и балета, вокзал и кабак, куда его сводили партнеры.
Тайга.инфо: Какие трудности на пути воплощения идеи музея под открытым небом вы предвидите?
— Концепцию музея в таком виде я еще никому не изложил, она еще не утверждена. Музейное сообщество ее приняло, но теперь нужно одобрение департамента культуры области и наших властей. Думаю, этот проект стоит вынести на специальный совет по культурному наследию при губернаторе.
Некоторые считают, что такой музей нужен, но не в центре, а где-нибудь подальше. Я понимаю, что в центре города земля дорогая и использовать ее как попало (с точки зрения городского бизнеса музей — это и есть «как попало») нельзя. Если бы сегодня из здания выгнали музей — уже завтра здесь обосновался бы бизнес. Однако пока земля принадлежит области (площадь дома — 42 кв. м, двора — около 13 соток), музей ей владеет на условиях бессрочного пользования, стоит развиваться в культурном направлении.
Некоторые архитекторы думают, что музей не подойдет к облику улицы Ленина. Кто-то сомневается, нужно ли это горожанам. Мне бы тоже хотелось услышать от людей какое-то мнение по этому поводу. Пусть хотя бы напишут комментарий к публикации на Тайге.инфо. Только комментарий внятный: да, хорошая концепция; нет, плохая.
Тайга.инфо: По оптимистическим прогнозам, когда откроется усадьба для посетителей?
— Если бы нам в апреле дали добро, до мая мы бы прошли все согласования, к осени вчерне все было бы уже построено, а летом 2011 года работало. Конструкции типа конюшни, бани делаются очень быстро при наличии финансирования. Я думаю,
Главное, чтобы разрешили. Я не сторонник того, чтобы клянчить субсидии из областного бюджета. Конечно, я попрошу, но если не дадут, я не обижусь.
Подземная галерея в 2013 году
Тайга.инфо: Что будет со зданием на Красном проспекте?
— В ближайшие годы планируется реставрация и реконструкция в здании торгового корпуса, куда музей переехал в 1982 году. В рамках плановой реставрации уже начались работы по западному фасаду, для музея на заводе изготавливаются новые окна. Мы хотим вернуть зданию былой вид: перенести главный вход в центр здания, восстановить башенку. В связи с конструктивными изменениями трансформируется и внутреннее устройство музея: переедут экспозиционные залы, появится новая историческая экспозиция, колонный зал станет многоцелевым. Под музейные нужды будет приспособлен и подвал, который сейчас забит трубами. Если удастся правильно подвести к зданию трубы отопления, инженерные коммуникации займут не треть подвала, а одну маленькую комнату.
Если все сложится удачно, реконструкция завершится к 2013 году. На реставрационные и строительные работы деньги выделяют из областного и федерального бюджета.
Центр современного искусства: детям — мороженое, бабам — цветы
Тайга.инфо: Как изменится отдел природы на Вокзальной магистрали?
— В здание на Вокзальной магистрали, 11 отдел природы краеведческого музея переехал в
Тайга.инфо: А чем плоха прежняя?
— Концепция
Если раньше палеонтология ограничивалась четвертичным периодом (мы показывали мамонтиху Матильду и несколько других косточек), то сейчас мы выделим громадный зал под экспонаты от 60 миллионов лет назад до современной геологической эпохи — голоцена.
Знаете, какой музейный проект в 2009 году стал самым успешным? «День рождения Матильды»! Сделанный нашими руками с нашими экспонатами, он привлек больше всего посетителей (в два с половиной раза увеличилась посещаемость отдела природы), вызвал большой имиджевый отклик, принес финансовую выгоду (дальше больше, чем выставка графики Гойи и Дали). Несомненно, часть этой палеонтологической выставки мы включим в постоянную экспозицию.
Еще одна наша изюминка — коллекция камня и полезных ископаемых, которая не хуже коллекции музея геологии, куда так любят ездить гости города. Она настолько интересная, что для меня удивительно, почему мы ее не выставляли в полном объеме раньше.
Кроме того, мы хотим сделать этот филиал многоцелевым, прибавив к музею природы центр современного искусства. Это будет совместный проект с галереей «Старый город». Возможно, в будущем центр перестанет быть филиалом музея, а станет отдельной организацией с другим помещением.
Тайга.инфо: Я так понимаю, что идея родилась после выставки «Смотри! Как мы сделали искусство
— В нашем городе так: хорошая мысль витает в воздухе и тот будет молодец, кто ее осуществит в реальности. Конечно, уши растут от выставки «Смотри!», но, в принципе, об этом говорили многие. Первый ее озвучил художник Иван Дыркин еще 10 лет назад, остальные подхватили и стали понимать по-своему.
Мы разобьем здание почти пополам и сделаем новый вход: налево — музей природы, направо — центр современного искусства. Я очень надеюсь, что к сентябрю мы откроем первую выставку. Постоянной экспозиции в центре не будет, но ожидается смена двух-четырех крупных выставок в год.
Хорошая маркетинговая связка — совместить отдел природы и центр актуального искусства. Это поможет нам отойти от концепции приведенного посетителя в целом. Несчастные школьники, которых приводят экскурсоводы, пришли в музей не потому, что они хотят, а потому, что так положено. Дети вроде бы радуются, но потом с 15 до 25 лет их в музей не затащишь. «Мы уже были, там ничего не изменилось», — считают они. В результате, это потерянные для музея люди, которых вернуть очень трудно. На самом деле, дети любят все делать не с классом, а с родителями. Я считаю, что если мальчик в 10 лет ходил в музей с папой и мамой, и ему понравилось, то в 15 он уже придет туда со своей девушкой, как раз в Центр современного искусства.
Тайга.инфо: Стоит ли детям показывать неоднозначное творчество современных художников, которое не всегда понятно и взрослым?
Водить или нет детей на выставки современного искусства — дело не мое и не учителей, а родителей. Я глубоко убежден, что воспитанием детей должны заниматься родители, и не перекладывать эту ответственность на других. С одной стороны, современных детей мало что может шокировать, с другой — детям необязательно туда ходить. Ребята могут идти на природную экспозицию, а родители — на художественную. «Бабам — цветы, детям — мороженое» — это нормальный подход. Чем раньше мы будем приучать детей к многообразию культуры, тем глубже они будут ее понимать, тем больше будут ментально раскованными, тем меньше у них будет потом социальных проблем. Посещение рискованных выставок с родителями — это очень хороший способ борьбы с проблемой отцов и детей и проблемой переходного возраста. Поверьте, в современном искусстве заложен большой воспитательный потенциал.
Тайга.инфо: Какие планы у музея на ближайшие
— В перспективе на
Сейчас у нас около 700 кв. м занимает хранилище, в котором находится 213 тысяч единиц, 150 кв. м — реставрационные мастерские. Представьте, в год мы комплектуем около полутора тысяч новых единиц. Мне пришлось даже ввести драконовские ограничения на расширение коллекции. Например, мы крупного ничего не берем, так как нам просто некуда это поставить. Названные площади музею нужно минимум утроить! Это требуется уже сегодня, а нужно думать о перспективе.
Беседовала Алина Хабирова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522