Новосибирский «Тангейзер»: «Сейчас такое время — палец покажи, и это будет провокацией»
© Пресс-служба НГАТОиБ. Тимофей Кулябин
![Новосибирский «Тангейзер»: «Сейчас такое время — палец покажи, и это будет провокацией» Новосибирский «Тангейзер»: «Сейчас такое время — палец покажи, и это будет провокацией»](https://tayga.info/media/images/news/119/119030/thumb.jpg)
Оперу «Тангейзер» впервые представят в новосибирском оперном театре 20 и 22 декабря. Последний раз Вагнера ставили здесь больше полувека назад. Накануне премьеры Тимофей Кулябин рассказал, зачем сделал главного героя кинорежиссером и почему не боится скучающего зрителя.
Первую и единственную полноценную постановку Рихарда Вагнера новосибирский оперный театр предпринял в 1962 году — тогда на большой сцене появился «Летучий голландец» под управлением дирижера Аллана Жоленца. «С тех пор к Вагнеру прикасались фрагментарно, крайне редко и однообразно, время от времени исполняя его музыку в симфонических и гала-концертах, — сообщается на сайте театра. — Предвестником нынешней премьеры стал юбилейный “Верди-Вагнер-гала” под управлением Айнарса Рубикиса в декабре 2013 года, в этой программе впервые прозвучала музыка из “Тангейзера”».Рубикис, музыкальный руководитель и главный дирижер НГАТОиБ, лично пригласил режиссера Тимофея Кулябина ставить Вагнера, когда побывал на его спектакле «Онегин» в «Красном факеле». На вопрос, будет ли постановка провокационной, Кулябин ответил, что «сейчас такое время в стране — палец покажи, и это будет провокацией». Он уточнил, что в спектакле не будет «ничего неоправданного»: «В первую очередь я хотел сделать эту историю доступной и понятной. В основе лежит легенда о средневековых мейстерзингерах — это, в общем, далекая от нас реальность. И для меня в этом существовало изначальное препятствие, которое надо было обойти».
Над спектаклем работают сценограф Олег Головко, художники по костюмам Галя Солодовникова и по свету Денис Солнцев — каждый постановщик в своей категории номинирован на «Золотую Маску» в 2015 году. За мультимедиа отвечает Александр Мартьянов, за дизайн — Оксана Палей. Драматург Ольга Федянина сделала новый подстрочный перевод либретто оперы. Специально для работы с солистами и хором, которым руководит Вячеслав Подъельский, из Германии приглашали оперного коуча Анну Кравцову.
«Я благодарен абсолютно всем, от директора до уборщицы, за то, что нам удалось сделать такую большую работу и дойти до Вагнера. В начале для меня это было большой аферой, — признался Рубикис. — Я никогда и никому этого не говорил, но, подходя ближе к результату, я вижу, что нам удастся. У артистов и музыкантов меняется язык и стиль игры, стиль пения, и все эти составляющие очень важны в музыке Вагнера. Я благодарен тем людям, которые работали с солистами, с хором, и наши дирижерам Белякину и Большакову. Они не отбросили коньки, а бросились в работу, не оглядываясь».
Как ранее писала Тайга.инфо, на исполнение титульной партии новосибирская опера пригласила солиста Королевского театра Копенгагена Стига Андерсена. Датчанин заявил журналистам, что участвовал примерно в десяти постановках «Тангейзера», и ни одна из них не была «настолько верна основной идее Вагнера». «Я прошу вас не обмануться современными костюмами, ибо это настоящая история об артисте, который доходит до предела разумного и вступает в сумасшествие, чтобы создать некое произведение искусства, которое редко находит понимание у общества, — призвал певец. — Очень рад работать с такими солистами, как Ирина [Чурилова], и невероятно счастлив находиться в этом театре».
![](/files/Image/DSC_0388(3).jpg)
Главным героем в новосибирской интерпретации будет не средневековый мейстерзингер, а кинорежиссер. «Мне нужно было найти в сегодняшней жизни какой-то эквивалент для певца-мейстерзингера. Для меня это некий художник, творческая личность, — пояснил Кулябин. — В большей степени я понимаю о ком? О режиссерах, и поэтому он стал у меня режиссером, но, чтобы не подставиться, я взял не театрального, а кинорежиссера». «Тангейзер» в НГАТОиБ будет, по его словам, о мученической природе творчества и грани допустимого для творца.
«Создание художественного произведения — это мучительный процесс, причем не только для художника — под раздачу могут попасть и окружающие, — заявил режиссер. — С другой стороны, это история про табу. Есть цензура и зона допустимого в обществе, а у художника этой зоны нет. Крупный художник не вписывается ни в какие рамки, да и не должен. Суть искусства — рамки разрушать».
В постановке, помимо приглашенной датской звезды, участвуют Вероника Джиоева, Ирина Чурилова, Павел Янковский, Юрий Комов, Николай Лоскуткин и молодые солисты Андрей Триллер, Сергей Кузьмин, Алексей Зеленков, Иван Гынгазов, Владимир Кучин и другие. Приглашены также латвийский тенор Андрис Людвигс, меццо-сопрано Мария Гулик и Майрам Соколова, бас Дмитрий Ульянов, известный новосибирцам по «Макбету» 2009 года.
Кроме того, постановщики рассказали, что им удалось избавиться от представления, будто Вагнер — «это нечто тяжелое, громкое, долгое». «Думаю, что если смогу увлечь содержанием, то зритель не будет скучать, независимо от того, два, три или четыре часа идет опера, — заявил Кулябин. — Драматургию определяет музыка, и Вагнер написал столько нот, сколько написал. Значит, ему это было нужно, и мы будем смотреть эту историю 3,5 часа».
Ранее Кулябин поставил в НГАТОиБ оперу «Князь Игорь» Бородина, она есть в репертуаре и сейчас. Билеты на первые показы «Тангейзера» все еще доступны на сайте театра.
Новости из рубрики:
Последние материалы
26 Сен 2023, 13:29
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
25 Сен 2023, 12:23
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
22 Сен 2023, 11:20
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
21 Сен 2023, 13:19
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
20 Сен 2023, 12:18
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522