Пренеприятнейшая ситуация для «Родины» и Юрченко: «Не надо было вообще ее убирать из государственного музея»
Говорят, в новосибирские школы стали приходить какие-то люди и с согласия учителей предлагать детям рисовать картинки против выставки «Родина». Дети выставку не видели, к слову «Родина» уже привыкли относиться хорошо и пугаются, потому что не понимают, чего от них взрослые дяди и тёти хотят.
Дяди и тёти, впрочем, сами тоже еще не видели выставку «Родина», но уже относятся к ней плохо.А еще говорят, что к одному из инициаторов приезда выставки в Новосибирск обратился в маршрутке какой-то человек, когда услышал, что тот обсуждает с кем-то по мобильному телефону это самое современное искусство. И молвил человек с улыбкой, что мы, дескать, 19 мая-то в аэропорт приедем и горло вам всем там перережем. А похож он был на одного из тех, кто 7 апреля в центре города яростно ратовал за нравственность и против Пикассо.
Я всего лишь пересказываю то, о чем говорили 12 мая в аэропорту «Северный». Но у меня мало причин сомневаться в правдивости этих историй, учитывая напряженную ситуацию, которая сложилась в Новосибирске за последние две недели, а то и больше. Скажем, днем 13 мая в центре города опять собирается яростно ратовать за нравственность, но на сей раз против «Родины», самая разношерстная публика.
Православные активисты, многодетные матери, трезвенники, антиоранжисты во главе с вожаком движения «Наш лидер Путин», кургиняновцы, евразийцы, «Народный собор» — всех очень волнует выставка современного искусства «Родина», больше проблем никаких в городе-то нет. Причем эти дяди и тёти выставку, разумеется, тоже не видели. Но мнение свое о ней имеют и хотят его высказать — в конце концов, у нас свобода слова или где.
Непонятно, конечно, пройдет этот нравственный пикет или нет. Ведь сама выставка, ранее получившая от ворот поворот в музее, вновь оказалась под угрозой. Хотя говорят, что она может еще переехать в бывшее здание «Сибирской ярмарки», и самопровозглашенным борцам за нравственность дремать ну никак нельзя — даже если полгорода боится их и считает ненормальными. Лучше бы съездили в аэропорт и посмотрели выставку сами: до 16 мая, пока решается конфликт с арендодателем, вход бесплатный.
«Газета выступила. Что сделано?»
Что же случилось с выставкой «Родина» в Новосибирске? Каким образом она, еще даже не открывшись для публики, сумела выявить и обнародовать в местном обществе столько нарывов и гнойников, что город уже называют столицей мракобесия? Почему ее выгнали из краеведческого и по-прежнему непонятно, кто несет за это ответственность, тем более, что официальных документов организаторам, по их словам, так никто и не показал?
В этой «пренеприятнейшей истории» каждый всё время говорит о чем-то своем, в худшем случае еще и сам себя потом опровергает. На чьей стороне правда, как обычно, никто не признается, и можно лишь предполагать, конструируя версию, опять же, только на основе рассказов явных и неочевидных участников.
Губернатору показали публикацию и картинки. Ну и что, что среди них были и те, что в Новосибирск не приехали, и те, что в принципе не имеют отношения к «Родине»?
Точкой отсчета для затянувшегося трагифарса стало появление анонса «Родины» вечером 25 апреля на Тайге.инфо. (Кто-то решит, что мы перегибаем палку и много на себя берем, однако повода для хвастовства или гордости тут нет.) Со словосочетанием «врагом РПЦ» в заголовке, которое возбудило условных «друзей РПЦ» сильнее иной молитвы. Стоит заметить, о том, что именно из-за «Родины» его зачислили в список «врагов РПЦ», Марат Гельман сам вспоминал в твиттере, — комментируя весеннее обострение так называемой «православной общественности» из-за новосибирской выставки Пабло Пикассо, будь она неладна. Но «друзья РПЦ» не читают твиттер Гельмана. А вот на наш сайт захаживают.Утром 26 апреля под анонсом выставки оказалось 250 комментариев, большинство из них оставили как раз «друзья РПЦ». Губернатору показали публикацию и комментарии, а еще — распечатанные из интернета картинки с выставки. Ну и что, что среди картинок были и те, что в Новосибирск не приехали, и те, что в принципе не имеют отношения к «Родине»? Интернет-то один, а губернатор не эксперт. Он и согласился, что еще одного скандала, как с Пикассо, Боливар не вынесет, и отдал устное распоряжение — демонтировать.
Министр культуры находилась где-то в отпуске, директор краеведческого музея еще не приземлился в Санкт-Петербурге, куда вылетел рано утром, а организаторы выставки продолжали устанавливать строительные леса и развешивать монументальные полотна. Никто из них о том, что выставка уже обречена, еще не подозревал. А губернатор поехал в заксобрание. Выступившие там против оскорбительной выставки парламентарии тоже ее не видели, но уже знали, что она отменена: губернатор пообщался с ними перед сессией.
И так всё красиво получилась. Законодательная власть заявила исполнительной, что люди жалуются, мол, на выставку, а исполнительная власть заверила законодательную, что сама уже всё разрулила. «Да и слава богу», — успокоились встревоженные депутаты и приняли на радостях закон о штрафах за пропаганду гомосексуализма. 500 рублей.
«Да и слава богу», — успокоились встревоженные депутаты и приняли на радостях закон о штрафах за пропаганду гомосексуализма
Организаторы выставки и директор музея узнали об отмене «Родины» от журналистов. Кто рассказал министру культуры — неизвестно. Скорее всего — ее заместитель, который мужественно признался, что это, дескать, он, а не губернатор принял решение. То самое, о котором, как о своем, говорил депутатам губернатор. В общем, захотели, наверное, как более лучше, а вышло еще хуже, чем с Пикассо.Правдоподобная версия? Стройная? Жизнеспособная? Жаль, без доказательств. Напомню, что она сконструирована из кусочков рассказов разных людей, которые могут ошибаться, врать или не хотеть говорить правду. Может быть, всё было и не так. Но главное — никто из участников истории не понимает, что
«Миллион лет до нашей эры» вместо «Родины»
12 мая в аэропорт «Северный» приехали журналисты, блогеры и прочие сочувствующие. Им рассказали, что выставка «Родина» 19 мая, скорее всего, там не откроется. Потому что бывший собственник позвонил нынешнему и сказал, что лучше не надо, иначе могут быть проблемы с властями. Координатор Сибирского центра современного искусства Сергей Самойленко провел для гостей экскурсию по выставке, показал все работы и рассказал о каждой, через раз уточняя: оскорбляются ли гости? Есть причины для беспокойства? Что с «Родиной» не так? И, кажется, все гости признали, что ничего крамольного не увидели.
Под конец экскурсии к журналистам присоединилась министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева, которая тоже объявила, что «в этой выставке ничего нет ни экстремистского, ни расистского, ни разжигания национальной розни, ни религиозной, всё соответствует Конституции и закону». Но проблема-то не в экспонатах, пояснила министр Ярославцева, а в здании аэропорта «Северный», которое его нынешний владелец решил, как она узнала, вдруг объявить аварийным.
«Если пригласить сюда большое количество людей, может быть, действительно можно устроить такую „Хромую лошадь“»
«Единственное, что удалось узнать на расстоянии, пока я ехала от министерства досюда, — здание, как они считают, находится в аварийном состоянии, — рассказала министр Ярославцева. — Я сейчас специально посмотрела, оно действительно не в очень хорошем состоянии, но я не могу сказать, насколько, и поэтому сегодня говорить, это ли основная причина, я вам не могу. Если пригласить сюда большое количество людей, может быть, действительно можно устроить такую „Хромую лошадь“. Я понимаю, что после этого события в Перми рисковать никто не будет».«А я вам скажу, Наталья Васильевна, что на Речном вокзале в Перми, когда они начинали, открывали там музей, здание было в гораздо худшем состоянии. Ничего, они привели его в порядок, постепенно, не прекращая выставок», — сказал Самойленко. По его словам, «Родиной», которая после Пермского музея современного искусства до Новосибирска еще нигде не выставлялась, уже интересуются Томск и Ярославль (чуть ли не сам губернатор Ярославской области), но главное — выставку очень ждет Красноярский музейный центр.
«И в Красноярске выставку увидят, а в Новосибирске ее не увидят, и мне очень жаль, что не увидят, — признался всем и министру Ярославцевой Сергей Самойленко, — потому что эта выставка стала бы событием для очень многих людей, и для молодых в том числе. Уверьте в этом тех, кто принимает у нас решения, Наталья Васильевна, вы же министр культуры!»
В голосе министра Ярославцевой зазвучали нотки директора в учительской на педсовете. «Так. Еще раз повторяю. Вот только, пожалуйста, я прошу вас всех. Губернатор Новосибирской области не запрещал эту выставку никогда, не запрещал, такого не было даже понятия, — заявила министр Ярославцева. — Даже если кто-то в мое отсутствие принял решение ее перенести из государственного музея по любым причинам, мы не будем сейчас выяснять. Экспертное сообщество уже высказало решение, что не надо было ее вообще убирать из государственного музея, если уже решили ее там проводить. Но решение о переносе было принято моим заместителем и одобрено руководством, значит, так тому и быть».
«Губернатор Новосибирской области не запрещал эту выставку никогда, не запрещал, такого не было даже понятия»
Случай с «Северным» другой, подчеркнула министр Ярославцева. Новосибирский Фонд поддержки современного искусства Анны Терешковой и ООО «Управляющая компания «Красный проспект», с которой Терешкова заключала договор аренды, — это две частные организации, и «уж тут-то по закону никто запретить не может». «Я хочу сказать, что это, конечно, ситуация пренеприятнейшая, и еще не знаю, какой может быть выход, — сказала министр Ярославцева. — Думаю, что бизнес-сообщество как-то решит этот вопрос и еще какую-нибудь площадку предложит».А почему нельзя вернуться в государственный музей, раз уж даже экспертное сообщество решило, что произошла ошибка? «А вы знаете, там дело в том, что в краеведческом музее уже начала делаться выставка на 19 мая, типа „Миллион лет до нашей эры“, и так же тоже нельзя менять, — посетовала министр Ярославцева. — Она, кстати, у нас и была в планах, но вот с идеей выставки „Родина“ ребята когда пришли, она показалась нам интересной на „Ночь в музее“, поэтому всё-таки краеведческий музей рассматривался как площадка».
Министр Ярославцева повторила, что собственники «очень испугались наплыва большого народу, что здание не выдержит». «Наталья Васильевна, да ну это отговорка, я это здание излазил вдоль и поперек, знаю здесь все конструкции, здание вполне выдержит выставку», — устало сообщил художник Вячеслав Мизин, которому пришлось сначала монтировать «Родину» в музее, потом срочно ее разбирать и устанавливать всё в аэропорту. Министр Ярославцева покачала головой и предложила Мизину смотреть на вещи трезво. На вопрос, какие перспективы у выставки в Новосибирске, она ответила: «Никаких. Пока не знаю. Я не могу судить».
При этом член правительства Новосибирской области не сомневается, что некое давление на владельца здания, как говорят Мизин, Самойленко и Терешкова, вполне могло быть оказано. «Абсолютно точно я вам гарантирую, что давление губернатор не оказывал, мэр точно не оказывал, министерство культуры точно не оказывало». А кто же? Собственники могли испугаться скандальной реакции на «Родину», спровоцированную СМИ, в которых «ложь с первой секунды тиражировалась».
«Вот представьте, у вас плачет сейчас ребенок, у него температура высокая. Вы, что, будете выяснять, ел ли он мороженое, тетя ему дала или дядя это мороженое?»
«И сегодня мы получаем результат, что владелец, может быть, услышав, что происходит вокруг, сказал: „Слушайте, да такой скандал, зачем мне это надо“. Даже не зная, про что эта выставка, как к ней губернатор относится. Ведь у каждого бизнесмена сегодня, ну вы сами понимаете, всегда есть к чему прикопаться, — напомнила министр Ярославцева. — Поэтому он скажет: „Да зачем мне эти проблемы, я уйду лучше в песок“. Так вот теперь я хочу задать один простой вопрос — Новосибирск у нас свободный город или ситуация такая, что можно нажать на каждого, и он спрячет голову в песок?»Я спросил, знает ли она, когда именно было принято решение отказать выставке «Родина» в площадях госучреждения. «Что сейчас это комментировать? — не поняла министр Ярославцева. — Вот представьте, у вас плачет сейчас ребенок, у него температура высокая. Вы, что, будете сейчас выяснять, ел ли он мороженое, тетя ему дала или дядя это мороженое? Сейчас-то совсем другая ситуация, давайте будем выяснять этот вопрос».
«Губернатор Юрченко врёт»
А к министру культуры вообще осталось много вопросов. Почему, скажем, ее заместитель Игорь Решетников в официальном комментарии утверждал, что директор краеведческого музея Андрей Шаповалов решение разместить у себя «Родину» принимал самостоятельно, если это опровергают и организаторы, и сама министр Ярославцева? Почему она сказала в недавнем интервью, что губернатор перед сессией заксобрания «уже знал, что творческое сообщество, учитывая резонанс, который выставка могла бы вызвать, те неоднозначные реакции публики, уже приняло решение о переносе выставки на другую площадку»? Что это за «творческое сообщество»? Решетников? Шаповалов? Кубанов с Умербаевым? «Что сейчас это комментировать?»
«Губернатор отвергает то, чего не понимает, при этом судит обо всем с позиции своего опыта зрителя искусства, явно небогатого»
Но больше вопросов в связи с выставкой «Родина» по-прежнему возникает к губернатору Новосибирской области Василию Юрченко. Например, 12 мая Марат Гельман в интервью «Газете.Ru» признался, что лично встречался с ним. Почему пресс-служба губернатора не сообщила ничего об этой встрече? Специально уточнил у Гельмана в твитттере, когда она состоялась. По его словам, это произошло 2 мая. В тот же день, кстати, Гельман объявил, что выставка «Родина», которую выгнали из краеведческого музея, откроется в городском аэропорту. И добавил, что это заслуга Анны Терешковой и еще одного человека, фамилию которого Гельман сможет назвать не раньше 19 мая: «К тому времени он перестанет быть официальным лицом». Кто этот человек? Ярославцева? Шаповалов? Решетников?Точно не Юрченко. «Я попросил о встрече с новосибирским губернатором, разговор был долгий и оставил у меня тяжелое впечатление. Мне его позиция кажется невежественной, — признался Гельман. — Он отвергает то, чего не понимает, при этом судит обо всем с позиции своего опыта зрителя искусства, явно небогатого. Очень странно — он же не может быть экспертом во всем? В медицине, образовании он тоже принимает решения в силу своего разумения?» Наверное, поэтому пресс-служба Юрченко ничего не сообщала.
А здесь надо понимать, что Марат Гельман, вообще-то, не просто современное искусство коллекционирует и выставками «мракобесов» раздражает. Что бы кто о нем ни думал, его слово имеет в обществе и, кстати, власти определенный вес, который нельзя не учитывать. То есть мнение Марата Александровича о Василии Алексеевиче последнему должно быть, по идее, интереснее, чем мнение его же назначенцев Марины Вячеславовны или Виктора Ивановича, которые уверяли его через СМИ, что «Юрченко стал настоящим политиком». Если помните, будущий вице-губернатор Козодой этому постулату целое свое интервью в «Новой Сибири» посвятил.
После 26 апреля сам губернатор ситуацию никак не комментировал. Чтобы «обозначить свою позицию по данному вопросу», ему понадобилось две с половиной недели. 12 мая в блоге Василия Юрченко появилась запись: «Я не определял и не собираюсь определять художественную ценность работ, представленных на этой выставке. Я не эксперт в этой сфере. Могу высказаться совершенно определенно только по одному поводу: если эта выставка вызывает значительные разногласия в гражданском обществе — она не должна размещаться на площадях государственного музея. Пусть ее дальнейшую судьбу и форму проведения определят частные лица, заинтересованные в ее организации».
Я бы лично на месте гостей «Интерры» тоже бойкотировал
форум и демонстративно отказался ехать в город, где запрещают художественные выставки
Странно видеть, как «настоящий политик» Василий Юрченко принимает одно «здравое политическое решение» за другим. Как резонно заметил руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур, сначала новосибирский губернатор настроил против себя пенсионеров, а теперь вот взялся за интеллигенцию. А дальше-то что?
Наконец, самое занятное во всей этой нелепой истории. Говорят, Марата Гельмана после того, как «Родина» в Новосибирске состоится, собирались еще пригласить в качестве VIP-гостя на международный инновационный форум «Интерра». Который пройдет в сентябре, и которым областные власти, как известно, дорожат и гордятся. А теперь они уже, видимо, Гельмана не позовут. Если сделают вид, что ничего не было, и пригласят, он наверняка не приедет и правильно сделает.
И я бы лично, вот честно, на месте всех остальных гостей «Интерры» тоже бойкотировал этот прекрасный форум и демонстративно отказался ехать в город, где хотят штрафовать за пропаганду гомосексуализма и запрещают художественные выставки, однако дают добро на безумные пикеты в защиту нравственности и закрывают глаза на сталинобусы.
Хотя осенью в Новосибирске, стоит признать, всё-таки иной раз бывает очень хорошо.
Текст: Кирилл Логинов
Видео: Кристина Фарберова