«СМ Номер один» о спорах вокруг иркутского герба: Бабра поменяют на тигра?
© babr.ru
Вице-губернатор Приангарья предложила создать движение по возвращению изображенному на иркутском гербе бабру его истинного облика. Она также отметила, что памятник бабру в Иркутске выглядит «неэстетично» и вообще повернут хвостом к церкви. Тайга.инфо перепечатывает заметку из газеты «СМ Номер один».
Пожалуй, ни одно из животных, изображенных на гербах сибирских городов, не имеет такой драматичной истории, как иркутский бабр. Казалось бы, герб — это как флаг, такой же геральдический символ, не подлежащий никаким изменениям. Между тем символ нашего края неоднократно менялся, к тому же с ним связано столько странных историй, легенд и слухов, что он вполне мог бы стать темой художественного романа.Недавно вокруг иркутского символа опять возникла дискуссия. В некоторых СМИ появилась информация, что заместитель губернатора Лариса Забродская предложила журналистам создать общественное движение, дабы вернуть символу Иркутска его первоначальный облик. Напомним, изначально на гербе Иркутска был изображен тигр, которого в нашем краю называли бабром. В XIX веке при очередном утверждении герба Иркутской губернии в Санкт-Петербургскую геральдию пришло «с места» описание герба со словом «бабр» вместо «тигр», что фактически означает одно и то же, но питерский чиновник, не зная о таком животном, в описании «исправил» «а» на «о». Таким образом, получилось «бобр, несущий в зубах соболя». Сибирского тигра тут же «обобрили» — у него появился большой бобровый хвост и перепончатые задние лапы. И хотя ошибка в описании затем была исправлена и символом города по-прежнему называли бабра, на гербе так и остался мифический, не существующий зверь.
Питерский чиновник «исправил» «а» на «о», и получился «бобр, несущий в зубах соболя». Сибирского тигра тут же «обобрили» — у него появился большой бобровый хвост и перепончатые задние лапы
Стоит отметить, что долгое время у иркутской общественности вызывал беспокойство еще один факт: на областном гербе бабр бежит вправо, а на иркутском — влево. Вообще, по канонам геральдики считается, что животное, изображенное на щите рыцаря (где обычно был изображен герб), для устрашающего эффекта должно бежать на врага. Если щит в левой руке, то зверь должен бежать справа налево. Однако при Екатерине Второй, вероятно, по ошибке был утвержден вариант герба, где бабр убегает от врага, то есть бежит влево. С годами эту ошибку удалось исправить только на гербе города.Предложение заместителя губернатора незамедлительно вызвало бурные споры и полемику в Интернете. Некоторые иркутяне поддерживают идею создания общественного движения по возвращению исторического облика бабру. В частности, известный дизайнер Леонид Бутаков, говоря об иркутском геральдическом символе, называет его «герб бюрократических ошибок» и считает, что он может негативно отразиться на будущем Иркутской области.
— Происхождение изображений животных на гербах всегда было связано с определенным политическим или духовным вектором развития той или иной территории. По большому счету зверь, изображенный на гербе, имеет огромное влияние на людей на ментальном, подсознательном уровне и в конечном счете влияет на развитие страны или региона. Например, на гербе Британской империи изображены корона и львы, и, как известно Англия долгое время, так же как царь зверей лев, была сильной державой с многочисленными колониями. Можно вспомнить советский герб или фашистскую символику. В этих знаковых вещах четко прослеживается идеология, которая задала странам определенный политический курс. У нас, когда казаки пришли осваивать иркутские земли, своим символом они выбрали тигра, потому что на ментальном уровне этот сильный хищник помогал им побеждать. Вначале он изображен был на воеводской печати, а потом появился и на иркутском гербе, — рассказывает Леонид Бутаков.
По его словам, то, что на иркутском гербе мифическое животное, говорит о том, что будущее у Иркутской области может быть непредсказуемым и, возможно, не самым лучшим, поскольку нынешний исторический период символизирует существо, которого не существует в природе, нечто мифическое и несуразное.
— В такой сфере, как геральдика, всегда должны быть определенность и ясность. В 2004 году я решил провести голосование на фестивале дизайна среди художников, чтобы они ответили на вопрос, устраивает ли их мифический бабр или они хотят, чтобы на гербе был какой-то реальный зверь. Большинство проголосовало за то, чтобы на иркутском гербе было изображено существующее в природе животное, к примеру, тигр, — говорит дизайнер. — Я считаю, что к геральдике нужно относиться серьезно, иначе мы можем дойти до абсурда и изобразить на гербе, например, сибирского бурозуба из анекдота или чубуку из «Звездных войн» (видимо, Бутаков имел в виду Чубакку, — прим. Тайге.инфо).
Примечательно, что споры о том, насколько отвечает исторической достоверности символ нашего края, особенно разгорелись с появлением бронзового бабра. Власти города решили, что это будет образ, максимально приближенный к геральдическому, что-то среднее между бобром и тигром. Однако некоторые представители общественности выступали за установку первоначального зверя, того, что был на гербе до ошибки питерского чиновника, а скульпторы предлагали эскизы бабра-тигра. Например, знаменитый Даши Намдаков представил вариант символа города, напоминающий больше тигра, чем современного геральдического зверя. Эскиз Намдакова депутаты не одобрили, сославшись на то, что он не похож на того бабра, что изображен на современном гербе.
— Мне кажется, город совершил большую ошибку, отказавшись от эскиза бабра Даши Намдакова, — говорит политолог Сергей Шмидт. — То же самое, если бы жители Флоренции отказались от скульптуры Микеланджело, потому что его Давид голый. А ведь работа Намдакова, знаменитого на весь мир, прославила бы наш город. Когда шло обсуждение вариантов скульптуры, я был противником того бабра, что сейчас стоит в
В обсуждении, кто же лучше, тигр или бабр, есть немало тех, кто считает, что современный бабр — это тоже история, насчитывающая не одну сотню лет, а значит, он уже имеет исторический облик. Поэтому менять его не нужно. К тому же многие иркутяне считают изображение на гербе мифического зверя оригинальной особенностью нашего города. Ведь такой необычный герб в России есть только у Иркутска, что делает наш город привлекательным для туристов.
— Зачем нам на гербе тигр? Это животное уже изображено на многих российских гербах, например, в Приморском крае, — продолжает Сергей Шмидт. — Я считаю, что Иркутску не нужно менять облик символа города, напротив — его можно сделать своеобразным брендом. Я всегда шучу: если в Москве есть Царь-пушка, которая не стреляет, и Царь-колокол, который не звонит, то почему на гербе Иркутска не может быть несуществующего зверя? К тому же иркутский бабр создан по законам постмодернизма. Здесь и эклектика, то есть соединение несовместимого — он вроде не тигр, но и не бобер, — и фантазия. Так что у нас самый необычный и современный герб.
«Я всегда шучу: если в Москве есть Царь-пушка, которая не стреляет, и Царь-колокол, который не звонит, почему на гербе Иркутска не может быть несуществующего зверя?»
Иркутский скульптор Лев Сериков говорит, что в городе уже предпринимались попытки изменить внешний облик бабра. К примеру, в преддверии масштабного празднования— Я считаю, что создавать общественное движение по возвращению исторического облика бабру — совершенно бессмысленное занятие. Я считаю, что у нас в регионе много других, более важных проблем, которые нужно решать, а менять животное на гербе — это не самый актуальный вопрос, — говорит Лев Сериков.
Согласен с мнением скульптора и известный общественный деятель, историк и антиквар Сергей Снарский. Вообще, по его словам, изменение геральдики — процесс сложный, и решаются такие вопросы не у нас, а в Москве.
— Если говорить об исторической достоверности, то нынешнее изображение бабра уже давно вошло в историю, учебники, геральдику страны; люди к нему привыкли. Поэтому я считаю, что менять его не нужно. Мало того, считаю, что властям нужно пресекать любые попытки искажения иркутского символа, а законодательному собранию — принять закон, запрещающий иную трактовку образа бабра, отличающуюся от изображения на гербе, — говорит Сергей Снарский. — Я считаю, что нужно прекратить обсуждение образа бабра. Ведь геральдика — дело серьезное, государственного значения, а все эти дискуссии могут привести не к самым лучшим последствиям. В этом вопросе, мне кажется, нужен здоровый консерватизм.
Мария Туманова,
«СМ Номер один»,
№ 23 от 13 июня 2013
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522