«Весну священную» и «Свадебку» Стравинского показали в Новосибирске за один вечер (фото)
© Татьяна Ломакина
Новосибирский театр оперы и балета представил свою постановку балета Игоря Стравинского «Весна священная», впервые показанный в Париже 100 лет назад. То, что тогда было воспринято как надругательство над классическим искусством, сегодня — эталон авангарда, положивший начало новой эстетике.
29 мая 1913 года публика, шокированная новой для своего времени музыкой и хореографией, освистала балет. Премьера новосибирской «Весны священной» состоялась 11 и 12 июняНовосибирская опера к концу сезона обратилась к Стравинскому дважды: один билет — две постановки произведений классика. Тридцатиминутный одноактный балет «Весна священная» следует после антракта за «Свадебкой» — концертным исполнением хорового произведения с пением и музыкой на народные тексты. У этого творения Стравинского также большой День рождения — 90 лет со дня премьеры. «Свадебка» — это эксперимент композитора с народными свадебными текстами и обрядами, перенесёнными на музыку. Инструментальный состав смелый даже для нашего времени — четыре рояля и шесть групп ударных инструментов. Музыкальный руководитель и дирижёр обеих постановок — главный дирижёр театра Айнарс Рубикис.
Что касается собственно «Весны священной», то Новосибирский оперный пошёл по тому же пути, что и многие другие крупные театры мира в этом году, пригласившие для постановок известных хореографов. В Новосибирске за эту работу взялся один из лучших танцовщиков мира и автор проекта «Короли танца» Патрик де Бана. Он наполнил балет новым содержанием, навеянным его происхождением: отец хореографа — нигериец, мать — немка. В основу переложения де Бана легла древняя нигерийская традиция принесения в жертву близнецов, которые почитаются народом Йоруба как святые, но кое-где в Чёрной Африке считаются проклятьем.
Если замысел Стравинского — принесение девушки в жертву богу весны, то история, рассказанная постановкой де Бана, заканчивается гибелью брата и сестры во имя примирения двух племён. Кроме того, немецкий постановщик усложнил первоначальную хореографию Вацлава Нижинского, предложив, по словам де Бана, более современный вариант.
Следующий премьерный показ «Свадебки» и «Весны священной» пройдёт дважды 30 июня.
Текст и фото: Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522