Международный Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске: онлайн-конференция Татьяны Людмилиной
© Юлия Катковская. Татьяна Людмилина
Тайга.инфо провела онлайн-конференцию директора театра «Глобус» Татьяны Людмилиной, посвященную юбилейному X Международному Рождественскому фестивалю искусств, который пройдет в Новосибирске с 1 по 19 декабря. Читатели задавали свои вопросы в комментариях на сайте и в письмах на адрес редакции.
Слышала на днях, что Рождественский фестиваль родился в эпоху культурного вакуума. Испытывает ли он сейчас конкуренцию, когда вокруг культурное изобилие?Действительно, первый фестиваль был проведен в 1995 году, 18 лет назад, когда в Новосибирске сложилась ситуация, что большого культурного события не было. Организаторам пришла в голову идея провести в декабре крупный сибирский культурный форум, который впоследсвтии получил название «Международный Рождественский фестиваль искусств». Первый шаг всегда труден, и, конечно, всем пришлось приложить немало усилий, чтобы фестиваль приобрел тот имидж и то значение, которое он имеет сегодня. Что касается конкуренции, то я считаю, что человеком надо быть в хорошем смысле слова амбициозным и не бояться конкуренции, а уметь ее создавать.
Как вы считаете, какие перспективы у фестиваля? Он существует давно, а у всего есть запас прочности.
Вы абсолютно правы, как всему есть начало, так у всего бывает и естественное окончание. Но мне кажется, что сегодня фестиваль находится в таком состоянии, что о нем можно смело говорить в будущем времени. И внимание и интерес жителей города Новосибирска к программам, которые мы представляем, и отношение руководства области к самому факту мероприятия говорят в его пользу.
Есть ли что-то объединяющее у гастрольных спектаклей или приглашенных театров? Или общей темы у спектаклей не прослеживается, и это, скорее, театральная мозаика?
Каждый новый фестиваль в корне отличается от всех предыдущих одной-единственной позицией — как раз его программой. Поскольку нашей целью является знакомство новосибирцев с лучшими театральными коллективами и лучшими спектаклями последних лет, то, как вы понимаете, невозможно предсказать, кто из режиссеров в каком театре что будет делать через два-четыре года. И, конечно, мы составляем программу, исходя из реальной театральной ситуации в России, учитываем множество факторов, в том числе разносторонние взгляды и интересы жителей города Новосибирска. Ведь всё, что мы делаем, мы делаем для них.
Как вы думаете, какой из спектаклей фестиваля больше всего ждут новосибирцы, а какой лучше всего им запомнится?
Как организатор фестиваля, конечно же, я несу всю ответственность за программу и каждый раз делаю ее без учета своих личных пристрастий. Мне кажется, что на этом фестивале будет несколько открытий. В первую очередь, это спектакль «Соня», который, уверена, не оставит без впечатлений ни одного пришедшего посмотреть его. Во-вторых, это «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова, который сегодня представляет нам абсолютно новый современный театр. Уверена, что в прекрасном настроении зритель будет выходить после спектакля «Необыкновенный концерт» Театра кукол имени Сергея Образцова. И так я могу говорить о каждом спектакле, нужно просто прийти и посмотреть. Рекомендую каждому выбрать спектакль по своим интересам, возможность выбора существует, мы много где разместили информацию о фестивале, можно почитать.
Планируется ли что-нибудь неожиданное в рамках фестиваля, то, что не заявлено в программе?
Вы знаете, для нас самое главное — чтобы при проведении фестиваля не было никаких неожиданностей. Мы очень многое для этого делаем в период подготовки, и неожиданности нам ни к чему.
За что в фестивале вы испытываете радость? Много ли радости приносит такое масштабное событие?
Такое событие, в первую очередь, конечно, приносит большое количество хлопот и ответственности. А радость я испытываю, когда вижу счастливые лица зрителей, выходящих со спектаклей, когда читаю хорошие отзывы в средствах массовой информации о нашем фестивале, когда всё проходит так, как мы планировали...
Сколько людей поместится на читках? Сможет ли помещение всех желающих вместить? Это бесплатно?
Off-программа проходит второй раз, в нынешнем году она посвящена фестивалю «Любимовка». Читки будут проходить 13 и 14 декабря в гостевой театра «Глобус», на каждом показе бесплатно смогут присутствовать от 50 до 60 человек. Всего читок будет шесть.
Повлиял ли как-то на продажу билетов ввод зала Каца? Говорили, что мест станет больше, значит и цены на билеты будут ниже? И вообще, площадок стало больше? На ваш взгляд, достаточно ли сейчас в Новосибирске площадок для фестивалей такого уровня, ждете ли вы появления новых? Понимает ли ситуацию министерство культуры?
Знаете, сегодня Новосибирск, несмотря на свою географическую отдаленность, находится в абсолютно привилегированном положении по отношегию к запросам гастрольных коллективов. Сегодня мы можем удволетворить практически любой технический райдер и адаптировать практически любой спектакль в залах и на сценах театров города Новосибирска. Что касается введения в эксплуатацию концертного зала филармонии, это прекрасное событие, именно в этом зале мы будем открывать наш фестиваль концертом выдающегося музыканта, пианиста и дирижера Михаила Плетнева.
Для чего новосибирскому театру распыляться на огромную областную программу?
Не соглашусь с термином «распыляться», поскольку вот уже восемь лет мы проводим огромное количество мероприятий в рамках Рождественского фестиваля в районах Новосибирской области. Более того, мы вывозим туда и гастрольные театры. В нынешнем году жителям Новосибирской области представят свои спектакли Театр кукол имени Сергея Образцова и Самарский спектакль юного зрителя. Глубоко убеждена, что жители Новосибирской области имеет точно такие же права на удовлетворение своих культурных потребностей, как и жители города Новосибирска. В меру, нам доступную, мы стараемся решить эту задачу, и поэтому все творческие коллективы города Новосибирска в период фестиваля выезжают во все районы Новосибирской области. В этот раз мы покажем 145 спектаклей, концертов, выставок и других программ почти в 30 районах Новосибирской области. Кстати, не только в райцентрах, но и в отдаленных населенных пунктах.
Как удается привозить каждый раз таких звезд — Райкина, Юрского? Какую роль играет финансовый стимул? Для них это скорее благотворительность или заработок?
Рождественский фестиваль имеет сегодня такой статус, что о заработке говорить не приходится. (Улыбается.) Как, впрочем, и о благотворительности. Смею вам сказать, сегодня очень престижно принимать участие в Рождественском фестивале искусств в Новосибирске. Поэтому вот уже пятый раз за десять фестивалей к нам приезжает Константин Райкин, выдающийся актер, режиссер, театральный педагог. Именно поэтому мы практически не знаем отказа от любого творческого коллектива, который приглашаем. Не складывается иногда лишь по срокам: у кого-то гастроли, у кого-то премьеры в своих театрах, другие фестивали. Но мы не отчаиваемся и, если не получается на один фестиваль, договариваемся на другой.
Можно ли будет как-то увидеть звезд за пределами сцены?
Наша задача — это все-таки показ спектаклей. Но мы не ограничиваемся этим и регулярно проводим творческие встречи с гостями фестиваля. Нынешний не станет исключением. Более того, мы будем вести онлайн-трансляции творческих встреч. Сергей Юрский, Евгений Писарев, Константин Райкин. Следите за рекламой...(Улыбается.)
Каким образом Рождественский фестиваль встраивается в фестивальное движение России? И мира, может быть.
У нас нет цели встроиться в это движение, поскольку Рождественский фестиваль давно уже зарекомендовал себя как очень серьезный проект. Я точно могу сказать, что сегодня наш фестиваль стоит в ряду самых известных, самых престижных, самых интересных в России.
Думаете ли Вы дать звучное название своему фестивалю, а то рождественских встреч, утренников и фестивалей в стране миллион миллионов? «Зашит» ли какой религиозный смысл в название фестиваля, и как выстраиваются взаимоотношения с православной церковью?
Знаете, за все годы проведения фестиваля мы решали очень много задач, надеюсь, успешно, и никогда никому из нас не приходило в голову менять его название. Не приходит такая мысль и сейчас. Никаких вторых и третьих смыслов в названии Рожественского фестивале нет, равно как нет и взаимоотношений с православной церковью при формировании его программы.
Можно ли ещё купить билеты на спектакли фестиваля, или я уже опоздала?
Несмотря на то, что продажа билетов началась 1 октября, билеты еще купить можно. Скажу больше: учитывая вопросы и пожелания жителей Новосибирска, интересующихся театральным искусством, но не имеющих возможности купить билет, мы сделали специальный показ. 17 декабря в театре «Красный факел» пройдет спектакль «Ничья длится мнгновение» Российского академиеского молодежного театра. Все билеты на этот спектакль стоят 500 рублей, приходите. Есть билеты по доступным ценам и на спектакли других театров, нужно только поторопиться.
Вопрос про сам «Глобус». Весной читала, что театр готовит смену имиджа, оформления и некую концепцию развития. Есть какие-то данные об этом? Как театр видит свое будущее?
Будущее свое мы видим очень оптимистично. Наша главная задача — выпускать спектакли разножанровые, разноплановые, с разным режиссерским почерком и сценографическим решением. Это и есть наша главная концепция. Что касается ребрендинга, этим мы сейчас занимаемся, здесь торопиться нельзя. Думаю, что следующий сезон мы начнем в обновленном визуальном состоянии.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за интерес к нашей конференции. Мы всегда стараемся, чтобы наш фестиваль был интересным, ярким, запоминающимся событием. Надеюсь, что так случится и в этот раз. Приглашаю всех на наши спектакли и концерты, желаю новых впечатлений!
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522