GQ о новосибирском крематории: «Добро пожаловать на ВДНХ смерти»
© Андрей Шапран для GQ. Сергей Якушин
В августовском номере GQ вышел текст журналиста Егора Мостовщикова «Царь смерти» о новосибирском крематории и его основателе Сергее Якушине. 5 августа он появился на сайте журнала. Тайга.инфо перепечатывает фрагмент.
Родители всегда говорили всем, что Сергей у них «не такой, как все»: старший брат такой, сестра старшая такая, а он другой. В четыре года он стал заикой: семья поехала купаться на реку; Сергей помнит, как он лежал на песке и видел родителей, которые махали ему руками и бежали к нему из воды, потом над ним нависла огромная голова. Пришел лось, облизал Якушину лицо и ушел, а Якушин с тех пор в основном мычал. «Как сказать? — вспоминает он сегодня. — Я был худшим элементом общества, когда все знал и тянул руку в классе, меня вызывали, а я ничего не мог сказать. Все смеялись. И моя любимая девочка, Ольга Дребышевская, от смеха падала под парту. Меня унижали через заикание, меня так усмиряли. Значит, для чего-то это было дано». С заиканием Якушин справился с помощью английского — старшая сестра оканчивала иняз, и он повторял за ней изо дня в день английскую орфоэпию.Двенадцать лет проработал гидом-переводчиком, «прославлял страну и советский образ жизни». Когда ему было двадцать пять, в Санкт-Петербурге (был в гостях у старшего брата) от рака легких умер его отец. Якушин полетел в Санкт-Петербург, кремировал отца, прах привез в Новосибирск. Сегодня урна хранится в семейном склепе Якушиных. В 2004-м, через год после открытия крематория, он отправил щепотку праха отца-фронтовика в космос: папа всегда хотел там побывать. В прошлом году в той же комнате, где умер папа, от рака умер старший брат. В этом году — мама.
Работал на местном телевизионном канале, был собкором «РИА Новости» в Сибири. В середине 1980-х из журналистов ушел в обком партии в отдел пропаганды, курировал местное телевидение, радио и социологию. Организовал успешную социологическую группу в парт-ячейке накануне перестройки. «Никто же нас не учил перестраивать общество, как жить по-капиталистически. Все просто боялись этого, а обществу что-то было нужно. И вот социология давала ключи», — объясняет Якушин. Тогда же он написал свою первую диссертацию на тему «Формирование методологических установок в пропаганде».
Кабинетная работа быстро надоела. В конце 1980-х Якушин наткнулся на объявление, что «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов ищет генерального директора Сибирской ярмарки». Якушин вспомнил, как жена брата научила его повышать температуру, чтобы получить больничный: берешь градусник, задерживаешь дыхание, не дышишь сколько можно, потом вздыхаешь — и снова не дышишь, пока можешь. Тридцать семь с небольшим гарантированы. Якушин получил больничный и неделю писал в библиотеке концепцию будущего промышленных выставок, которые тогда назывались ярмарками. Заявку у него не приняли — сказали, обкомовский чиновник ничего путного придумать не может. Якушин не стал спорить и предложил просто отдать концепцию, чтобы труд зря не пропадал. Ночью того же дня ему позвонили домой и поздравили: он без конкурса получил должность.
Нужно было делать ярмарки, потому что производство в регионе было, а информации не было. Правда, денег на проведение ярмарок тоже особо не было, поэтому приходилось вертеться, как получалось. Первую ярмарку провели на стадионе «Сибирь» — собрали больше тысячи участников. Павильоны сделали из заказанных на авиационном заводе дюралюминиевых трубок и ситца, материала, которым обивают самые дешевенькие гробы. «Это было нечто грандиозное», — вспоминает Сергей Якушин. Приехали сибирские градоначальники, был хор, танцы, деревянные статуи медведей откуда-то приволокли. Сцена провалилась, но Якушин увидел в этом благое предзнаменование. А медведи сегодня стоят на территории крематория.
Сибирская ярмарка отпочковалась от ассоциации и стала самостоятельным предприятием. Якушин разбогател. Это была дикая гонка — чуть ли не каждую неделю новая выставка: медицинские, учебные, бытовые, химические, строительные, геологические, геофизические, авиационные. Якушин захватывал все больше сфер, потому что такая была логика дела. В 1993-м в Германии он попал в похоронный дом и понял, что делать дальше. Похоронная индустрия, или, как ее называют Якушин и его коллеги, похоронка, была в плачевном состоянии, и он хотел ей помочь. «Я уважал смерть, потому что боялся ее. Но когда я обратил на эту сферу внимание, я ушел от страха. Я понимал, что со смертью нельзя заигрывать, что нельзя относиться к смерти пренебрежительно, так, как к ней у нас относились, — рассказывает Якушин. — Людей хоронили как попало». Якушину хотелось, чтобы смерть была такой же красивой, как рождение ребенка, хотелось нарушить общественное табу, привнести в нее культуру, успокаивать людей: погребение, считает он, основа культуры человеческой памяти, а не нечто постыдное. Коллеги Якушина сказали ему, что он сошел с ума: «Ни один депутат во время предвыборной кампании не получил столько пинков, сколько я тогда». Выставка «Некрополь» на третий год существования переехала из Новосибирска и Санкт-Петербурга и обосновалась в Москве. Лет восемь выставка была неприбыльная, жила за счет других мероприятий Сибирской ярмарки. «Некрополь» до сих пор проходит каждую осень в павильоне №20 на ВДНХ. <...>
Сергей Якушин вообще никогда не планировал строить крематорий. Все получилось само собой, чистая мистика. На первом же «Некрополе» он познакомился с предпринимателем из Чехии Зденеком Лехнером, который хотел продавать кремационные печи. Девять лет Якушин возил Лехнера по стране, знакомил с мэрами, губернаторами, чиновниками, политиками и предлагал им купить крематорий, но то ли денег, то ли желания ни у кого так и не нашлось. В 2000 году на очередном «Некрополе» Зденек подошел к Якушину в туалете, хлопнул его по плечу и сказал: «Сергей, я решу твою проблему».
Якушин ответил: «У меня нет проблемы». А Зденек ему возразил: «Я хочу дать тебе крематорий. Оплатишь потом когда-нибудь». Это был жест отчаяния, и те печи до сих пор так и работают в новосибирском крематории. Уже много позже того разговора в туалете Якушин пообщался с астрологом, и она сказала, что печи спасли ему жизнь: согласно Плутону и Марсу, не возьми он их, его убило бы либо током из розетки, либо молнией.
Якушин подумал и решил, что Новосибирску нужен крематорий. У него уже была земля бывшей военной базы, где он собирался запустить производство сайдинга, но вместо этого начал строительство некрополя. Крематорий могли открыть еще в 2002 году, но запуск постоянно оттягивали протест общественности, шум в прессе и восемнадцать судебных исков против строительства. Якушин в результате всех победил и доказал, что крематорий никакого вреда окружающей среде не принесет. Двенадцатого июля 2003 года провели первую кремацию — кремировали Наталью Ландышеву 1915 года рождения. Она узнала о строительстве крематория из газет, сказала родным, что решила не умирать до тех пор, пока его не достроят, и попросила ее кремировать. Последними ее словами были: «Живите дружно».
Полностью текст опубликован на сайте GQ.ru
Фото Сергея Якушина — Андрей Шапран для GQ
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522