Новосибирский «Тангейзер»: «Сейчас такое время — палец покажи, и это будет провокацией»
© Пресс-служба НГАТОиБ. Тимофей Кулябин
Оперу «Тангейзер» впервые представят в новосибирском оперном театре 20 и 22 декабря. Последний раз Вагнера ставили здесь больше полувека назад. Накануне премьеры Тимофей Кулябин рассказал, зачем сделал главного героя кинорежиссером и почему не боится скучающего зрителя.
Первую и единственную полноценную постановку Рихарда Вагнера новосибирский оперный театр предпринял в 1962 году — тогда на большой сцене появился «Летучий голландец» под управлением дирижера Аллана Жоленца. «С тех пор к Вагнеру прикасались фрагментарно, крайне редко и однообразно, время от времени исполняя его музыку в симфонических и гала-концертах, — сообщается на сайте театра. — Предвестником нынешней премьеры стал юбилейный “Верди-Вагнер-гала” под управлением Айнарса Рубикиса в декабре 2013 года, в этой программе впервые прозвучала музыка из “Тангейзера”».Рубикис, музыкальный руководитель и главный дирижер НГАТОиБ, лично пригласил режиссера Тимофея Кулябина ставить Вагнера, когда побывал на его спектакле «Онегин» в «Красном факеле». На вопрос, будет ли постановка провокационной, Кулябин ответил, что «сейчас такое время в стране — палец покажи, и это будет провокацией». Он уточнил, что в спектакле не будет «ничего неоправданного»: «В первую очередь я хотел сделать эту историю доступной и понятной. В основе лежит легенда о средневековых мейстерзингерах — это, в общем, далекая от нас реальность. И для меня в этом существовало изначальное препятствие, которое надо было обойти».
Айнарс Рубикис
Над спектаклем работают сценограф Олег Головко, художники по костюмам Галя Солодовникова и по свету Денис Солнцев — каждый постановщик в своей категории номинирован на «Золотую Маску» в 2015 году. За мультимедиа отвечает Александр Мартьянов, за дизайн — Оксана Палей. Драматург Ольга Федянина сделала новый подстрочный перевод либретто оперы. Специально для работы с солистами и хором, которым руководит Вячеслав Подъельский, из Германии приглашали оперного коуча Анну Кравцову.
«Я благодарен абсолютно всем, от директора до уборщицы, за то, что нам удалось сделать такую большую работу и дойти до Вагнера. В начале для меня это было большой аферой, — признался Рубикис. — Я никогда и никому этого не говорил, но, подходя ближе к результату, я вижу, что нам удастся. У артистов и музыкантов меняется язык и стиль игры, стиль пения, и все эти составляющие очень важны в музыке Вагнера. Я благодарен тем людям, которые работали с солистами, с хором, и наши дирижерам Белякину и Большакову. Они не отбросили коньки, а бросились в работу, не оглядываясь».
Как ранее писала Тайга.инфо, на исполнение титульной партии новосибирская опера пригласила солиста Королевского театра Копенгагена Стига Андерсена. Датчанин заявил журналистам, что участвовал примерно в десяти постановках «Тангейзера», и ни одна из них не была «настолько верна основной идее Вагнера». «Я прошу вас не обмануться современными костюмами, ибо это настоящая история об артисте, который доходит до предела разумного и вступает в сумасшествие, чтобы создать некое произведение искусства, которое редко находит понимание у общества, — призвал певец. — Очень рад работать с такими солистами, как Ирина [Чурилова], и невероятно счастлив находиться в этом театре».
Стиг Андерсен
Главным героем в новосибирской интерпретации будет не средневековый мейстерзингер, а кинорежиссер. «Мне нужно было найти в сегодняшней жизни какой-то эквивалент для певца-мейстерзингера. Для меня это некий художник, творческая личность, — пояснил Кулябин. — В большей степени я понимаю о ком? О режиссерах, и поэтому он стал у меня режиссером, но, чтобы не подставиться, я взял не театрального, а кинорежиссера». «Тангейзер» в НГАТОиБ будет, по его словам, о мученической природе творчества и грани допустимого для творца.
«Создание художественного произведения — это мучительный процесс, причем не только для художника — под раздачу могут попасть и окружающие, — заявил режиссер. — С другой стороны, это история про табу. Есть цензура и зона допустимого в обществе, а у художника этой зоны нет. Крупный художник не вписывается ни в какие рамки, да и не должен. Суть искусства — рамки разрушать».
В постановке, помимо приглашенной датской звезды, участвуют Вероника Джиоева, Ирина Чурилова, Павел Янковский, Юрий Комов, Николай Лоскуткин и молодые солисты Андрей Триллер, Сергей Кузьмин, Алексей Зеленков, Иван Гынгазов, Владимир Кучин и другие. Приглашены также латвийский тенор Андрис Людвигс, меццо-сопрано Мария Гулик и Майрам Соколова, бас Дмитрий Ульянов, известный новосибирцам по «Макбету» 2009 года.
Кроме того, постановщики рассказали, что им удалось избавиться от представления, будто Вагнер — «это нечто тяжелое, громкое, долгое». «Думаю, что если смогу увлечь содержанием, то зритель не будет скучать, независимо от того, два, три или четыре часа идет опера, — заявил Кулябин. — Драматургию определяет музыка, и Вагнер написал столько нот, сколько написал. Значит, ему это было нужно, и мы будем смотреть эту историю 3,5 часа».
Ранее Кулябин поставил в НГАТОиБ оперу «Князь Игорь» Бородина, она есть в репертуаре и сейчас. Билеты на первые показы «Тангейзера» все еще доступны на сайте театра.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522