Эксперт: «Детей не обезболивают, потому что у врачей нет современных знаний»
© postnauka.ru. Наталья Савва
Многие медики не знают, как применять наркотические препараты, чтобы обезболить детей с тяжелыми заболеваниями, поэтому их не заказывают в региональные больницы и амбулаторную службу, а дети — мучаются. Об этом рассказала Тайге.инфо эксперт по паллиативной помощи детям Наталья Савва.
Какие условия должны соблюдаться, чтобы улучшить ситуацию с обезболиванием детей в России, какие наркотические препараты для этого существуют, и как может быть устроена паллиативная помощь детям, которых нельзя вылечить? С ответами на эти вопросы выступила на семинаре для врачей, организованном благотворительным фондом «Детский паллиатив» совместно с фондом «Защити жизнь», доцент кафедры паллиативной педиатрии и лазерной медицины «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», заведующая отделением паллиативной помощи на дому Московского научно-практического центра паллиативной помощи детям Наталья Савва.Обучающий семинар проводился, по словам президента фонда «Защити жизнь» Евгении Голоядовой, в связи с изменениями в законодательстве, регламентирующем процессы выписки и амбулаторной выдачи наркотических анальгетиков, и подписанием «Порядков оказания паллиативной помощи взрослому и детскому населению»
Паллиативная помощь — это всесторонняя помощь неизлечимым больным, в первую очередь облегчение боли, психологическая, социальная и духовная поддержка, цель которой — улучшить качество жизни больного и его близких. С облегчением боли (как и со всем остальным) в России до последнего времени все было плохо, но после многочисленных резонансных публикаций в СМИ, в том числе и о деле красноярского врача Алевтины Хориняк, немного сдвинулось с мертвой точки.
«Недообезболивание детей и взрослых в регионах связано с тем, что у врачей нет современных знаний. Люди не понимают, как наркотические препараты назначать, — рассказала Тайге.инфо Савва после семинара. — Соответственно, они их не заказывают, препараты эти отсутствуют, больные их не получают. Порочный круг».
Несмотря на то, что в России нет «детских» форм наркотических обезболивающих, детей можно эффективно обезболивать, благодаря наркотическим препаратам в ампулах и неинъекционным формам длительного действия. Однако из-за опиоидофобии эти препараты назначаются с большим опозданием, а неинвазивные формы практически не используются.
Есть и препараты, и нормативная база, чтобы и ребенок, и взрослый были обезболены, нет таких препон, которые нельзя преодолеть
Действующее законодательство при всем его несовершенстве позволяет обезболить всех, кто в этом нуждается. «Это абсолютно реально. Есть и препараты, и нормативная база, чтобы и ребенок, и взрослый были обезболены. Нет таких препон, которые нельзя преодолеть, надо только работать, — считает собеседница Тайги.инфо. — Есть пул врачей, которые хотят обезболить пациента, и в Новосибирске тоже, — отмечает Савва. — А есть люди, которым это не интересно, например, педиатры, которые раз в жизни видят онкологического пациента, нуждающегося в обезболивании, и считают, что для их практики это не нужно».Не только среди обывателей, но и среди специалистов все еще распространено мнение, что морфин в качестве обезболивающего может сделать из паллиативного пациента наркомана. «Это, конечно, очень мешает работать. Один из мифов — что больной станет наркоманом, другой — что морфин укорачивает жизнь. Хотя морфин назначается обычно так поздно, когда человек уже умирает, — подчеркивает собеседница Тайги.инфо. — Если морфин назначается вовремя, человек ведет очень активный образ жизни, и это наоборот удлиняет его жизнь. Если у человек опухоль, и она никуда не уходит, а только растет, и боль только усиливается, наркоманом он не станет».
Избавиться от мифов можно только регулярно обучая врачей. «Надо всех образовывать, собирать планерки, рассказывать, какие есть препараты, какие основные принципы обезболивания. Обязательно в регионе должен быть консультант по обезболиванию, — уверена Савва. — В Новосибирске есть два таких человека — Татьяна Антонова — руководитель выездной паллиативной службы благотворительного фонда „Защити жизнь“ и главный детский паллиативный врач области Александр Краснов. И одного семинара мало, как минимум, раз в год они нужны. Если есть консультант, литература, тогда врачи могут спокойно назначать препараты, по крайней мере, не отказываться от них».
Чтобы решить проблему обезболивания детей, нужно обеспечить, во-первых, наличие наркотических анальгетиков в «детских» формах во всех учреждениях России (а длительную терапию инвазивными анальгетиками признать дефектом оказания медицинской помощи), а во-вторых, упростить назначение морфина. Сейчас родственники маленьких пациентов часто вынуждены простаивать в бесконечных очередях за рецептом, причем даже не в детских, а во взрослых поликлиниках, поэтому детские поликлиники необходимо лицензировать для выписки морфина и других обезболивающих.
Как говорит Савва, за последние годы благотворительные фонды так «раскачали ситуацию, что государство тоже стало заинтересовано» в улучшении качества обезболивания: «Это хорошо, что проблема стала настолько на слуху. В любом случае, некоммерческий сектор всегда очень активен, потому что фонды смотрят на проблему через призму пациента, а врачи — через призму профессионала, и эти взгляды, к сожалению, часто не совпадают».
Свою точку зрения пациент, уверенный, что его право на обезболивание нарушено, может изложить, позвонив на специальную круглосуточную «горячую линию» Росздравнадзора. Звонки на бесплатный круглосуточный номер 8 800 500 18 35 принимаются из всех регионов России. Претензии по обезболиванию принимают в новосибирском минздраве
Подготовила Маргарита Логинова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522