«Папа не участвует в демонизации Путина, потому что хочет избежать самоубийства Европы»

© kremlin.ru. Владимир Путин и Папа Франциск в Ватикане
«Папа не участвует в демонизации Путина, потому что хочет избежать самоубийства Европы»
24 Июн 2015, 07:25

Папа Франциск назвал столкновение на Украине «холодной войной», вызвав гнев грекокатоликов и восхищение православных. Тайга.инфо публикует авторский перевод из итальянской Tempi — об оси Кремль-Ватикан, «коварных попытках прозелитизма», опасности дестабилизации России и роли Святого престола.

Перевод текста Родольфо Казадеи для Тайги.инфо выполнен Яной Тунгушпаевой. Полная версия материала доступна на сайте издания.

Злые языки говорят, что Франциск — Папа, который хочет угодить господствующему мнению. Звучит странно, учитывая, что Папа в короткие сроки согласился дать аудиенцию главе самого демонизируемого в настоящий момент государства, обвиняемому в агрессии против страны-соседа и в аннексии чужих территорий и подозреваемому в политических убийствах на родине. Президенту, считающемуся тираном, несмотря на широкое народное признание, которым он обязан осторожному отношению к СМИ и нежелательным журналистам и активной государственной пропаганде. Главе государства, членство которого в Большой восьмерке — снова ставшей Большой семеркой, как во времена Холодной войны — приостановлено и против которого Евросоюз и США ввели экономические санкции. И к тому же гомофобу.

Человека, который сегодня принимает в своем доме Владимира Путина, трудно счесть плывущим по течению и боящимся критики. Кроме того, он, несомненно, знает, чего хочет и имеет ясное представление о международной ситуации. И о том, что нужно и чего не нужно делать, чтобы развивать ее в правильном направлении. А правильное направление с точки зрения Церкви — это путь мира и справедливости.

Тем не менее, многие, в открытую ли, за спиной ли, обвиняют Франциска в оппортунизме и цинизме из-за хороших отношений с Россией и Путиным. Газета La Repubblica даже говорит об «оси Кремль-Ватикан». Главный сторонник Ватикана в Америке Джон Л. Аллен-младший пишет о «неожиданно сильном партнерстве». Ватикан ни разу открыто не осудил аннексию Крыма и не заявлял о военной агрессии России против Украины. Папа ограничился словами о «братоубийственной войне», приведя в ярость украинскую грекокатолическую епископскую конференцию.

В информационной заметке, которую передал журналистам отец Федерико Ломбарди после встречи 10 июня, сказано, что Франциск просил Путина направить усилия на установление мира и на выполнение Минских соглашений (которые русские на словах поддерживают, но которые незаметно, под разными предлогами, стремятся саботировать). Но Франциск подчеркнул также, что необходимо «обеспечить доступ к гуманитарной помощи». Вопрос этот очень волнует российского президента: Киев не впускает в страну гуманитарную помощь из Москвы, объясняя это тем, что гуманитарный конвой может провезти оружие для повстанцев и для сражающихся на их стороне русских добровольцев.

Россия, изолированная от Запада, должна пробить возникшую стену, и ничто не может способствовать этому больше, чем визит всеми приветствуемого Папы Римского

Оппортунизм и цинизм Франциска, вероятно, заключаются в следующем: Папа пытается воспользоваться слабостью Путина на международной политической арене и слабостью патриотического духа православной Церкви для сближения и начала сотрудничества с Московским патриархатом. Об этом сотрудничестве мечтали и пытались добиться Папы после Второго Ватиканского собора, но результаты были незначительными или даже отрицательными. И ради этого он жертвует интересами ставших жертвами агрессии украинцев, в первую очередь украинских грекокатоликов. Сначала Пимен, потом Алексий, а до вчерашнего дня Кирилл всегда смотрели на приглашения к диалогу с Римом как на коварные попытки прозелитизма и покушение на независимость Русской православной церкви. Но сегодня Россия, изолированная от Запада, должна пробить возникшую стену и реабилитироваться, и ничто не может способствовать этому больше, чем визит на русскую землю всеми приветствуемого Папы Римского.

В то же время Кирилл и его окружение поражены и восхищены решительностью, с которой Франциск настаивает на том, что нельзя принимать линию грекокатолических церковных властей, которые во время визита ad Limina Apostolorum (обязательный визит епископов в Ватикан, который должен совершаться каждые пять лет) устами архиепископа Святослава Шевчука объявили, что «Украина стала жертвой открытой агрессии страны-соседа. Она переживает ужасы войны, которые были навязаны ей извне, а не являются следствием внутреннего гражданского конфликта».

Папа во время Генеральной аудиенции 4 февраля сказал обратное: «Ситуация ухудшается и противостояние сторон усиливается. Помолимся, прежде всего, за жертв, и попросим у Господа, чтобы братоубийственное насилие как можно скорее прекратилось. [...] Братья и сестры, мне больно и печально слышать слова „победа“ и „поражение“. Это неправильные слова; единственное правильное слово это „мир“. Я думаю о вас, украинские братья и сестры... Подумайте, это война между христианами! Вы приняли одно и то же крещение! Вы, христиане, боретесь друг против друга! Подумайте об этом».

Мученики с царских времен

Украинцев же — сторонников правительства из разных Церквей возмущает именно позиция Папы, который как бы ставит в один ряд агрессоров и жертв агрессии, и говорит о несуществующей, с их точки зрения, «братоубийственной войне». Церковь, называемая «униатской», заслуживает самого большого восхищения и самого глубокого уважения. Это Церковь-мученица, преследуемая и угнетаемая, как во времена царской власти, так и при Сталине. После Второй мировой войны Православная церковь Москвы, которая никогда не признавала Брестскую унию 1595 года, приведшую к возникновению современной Грекокатолической церкви, открыто поддерживала эти преследования. В 1946 году по инициативе Сталина состоялся Львовский собор, который отменил Брестскую унию и передал униатские храмы Православной церкви. Эти храмы до сих пор не возвращены. Сотни священников и девять епископов были арестованы и отправлены в лагеря, а некоторые убиты.

Во время протестов на Майдане Грекокатолическая церковь действовала в духе экуменизма, считая, что сближение с Европой даст Украине больше прав, независимость и суверенитет

Во время протестов на Евромайдане Грекокатолическая церковь действовала в духе экуменизма, необычного для тех, кто знает религиозно-политическую историю этой страны, считая, как и многие другие, что сближение с Европой даст Украине больше прав, большую справедливость, независимость и суверенитет. Шестнадцать месяцев спустя после бегства президента Януковича и конца старого режима от этих обещаний мало что осталось, и проблема не только во вмешательстве России.

В последние месяцы были убиты или покончили жизнь самоубийством при странных обстоятельствах украинские журналисты и политики, имевшие пророссийскую позицию. С февраля находится в тюрьме Руслан Коцаба, украинский журналист, который в видеообращении к президенту Порошенко выразил протест против мобилизации и объявил, что предпочитает получить пять лет тюрьмы за уклонение от призыва в армию тому, что его отправят убивать «моих сограждан, живущих на востоке». Коцаба — грекокатолик. Международная амнистия объявила его узником совести. В рейтинге свободы печати, который ежегодно составляется организацией «Репортеры без границ» Россия занимает 152 место среди 180 государств. Украина немного выше — 129 место.

В Одессе, на берегу Черного моря, обстановка напряженная — нападения на ассоциации и учреждения, поддерживающие правительство, аресты десятков местных жителей, отличающихся пророссийскими взглядами. В мае прошлого года в Одессе сорок два пророссийских активиста сгорели в здании Дома профсоюзов, осажденном сторонниками враждебной фракции. Сейчас правительство решило назначить новым губернатором Михаила Саакашвили, экс-президента Грузии, который тщетно пытался включить свою страну в НАТО и который в 2008 г. инициировал военные действия в пытавшейся отделиться Южной Осетии, нарушив тем самым перемирие 1992 года, обеспечиваемое русскими.

Москва отреагировала, началась русско-грузинская война, которая продлилась шесть дней. Погибли почти тысяча человек, в основном гражданских, осетин и грузин. Комиссия Евросоюза доложила, что действия Грузии не были оправданы. Результатом стало отделение Южной Осетии, признанное всего четырьмя странами ООН (среди них, конечно же, Россия). На момент атаки в Грузии действовала американская военная миссия из восьмисот человек.

О какой независимости речь?

Назначение грузинского экс-президента, несомненно, провокационный акт в отношении Москвы. Но Саакашвили не первый иностранец, приглашенный в правительство Украины после того как от власти были отстранены русофилы: в составе правительства, утвержденного в декабре прошлого года, — американка Наталья Яресько, министр финансов и бывшая служащая Государственного Департамента США; литовец Айварас Абромавичус, банкир и партнер американского финансиста Джорджа Сороса, который сейчас занимает пост министра экономического развития; грузин Александр Квиташвили, министр здравоохранения, уже занимавший аналогичную должность у себя на родине, когда президентом был Саакашвили.

В целом, для тех, кто хотел видеть Украину более независимой и более правовой, картина нерадостная. А то, что война носит братоубийственный характер, не мог бы отрицать ни один объективный наблюдатель. И, тем не менее, украинские Церкви сейчас призывают исключительно к сопротивлению внешней агрессии. В одном из обращений Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, включающего все основные религии, озаглавленного «О долге помощи в защите Родины», читаем: «Призываем всех верующих, в соответствии с их религиозными убеждениями и с их возможностями, участвовать в защите Родины. Ради общей победы, кто-то пусть идет на войну, кто-то служит военным капелланом, кто-то санитаром; нужно оказывать поддержку семьям военных, пострадавшим жителям Донбасса и эвакуированным».

Дестабилизировать Россию, прикрываясь целью подтолкнуть ее к демократии — самое худшее, что можно сделать, это может нанести урон всей Европе

Франциску такая постановка вопроса не нравится, и он не преминул напомнить об этом в тексте, переданном грекокатолическим епископам и епископам латинского обряда, прибывшим в Рим с визитом ad Limina Apostolorum. «Вы полноправные граждане своей страны, и поэтому имеете право выражать, как и все, свое мнение о ее судьбах. Не в смысле ведения конкретной политической деятельности, но в смысле напоминания о ценностях, которые составляют основу украинского общества и утверждения этих ценностей настойчивым поиском согласия и общего блага, перед лицом серьезных сложностей».

Причины такой позиции Святого Престола

Причины такой осторожности понять несложно. Оскорбительно думать, что речь идет только о попытке воспользоваться обстоятельствами, чтобы добиться экуменического успеха. И речь идет не только о том, что Россия объективно является союзником, как в вопросе защиты христианских меньшинств на Ближнем Востоке (Москва выполняет эту роль еще со времен монархии, ее успехи не всегда были блестящими, но не были и хуже, чем у Соединенных Штатов, политическая линия которых ведет к исчезновению христианского присутствия в регионе), так и в вопросе ЛГБТ, гендерной идеологии и технологизации человеческой природы.

Главы государства уходят, а Россия остается, и Россия — это всегда Россия, как попытались объяснить ученые-реалисты, такие как Джон Миршаймер и Лучо Караччоло западной общественности, которой англосаксонские политические, экономические интересы манипулируют не более, чем русской общественностью манипулирует путинская националистическая пропаганда. Демонизация авторитарных лидеров не принесла демократию туда, где ее не было, но стала причиной катастроф: в Ираке, в Ливии и в Сирии. Дестабилизировать Россию, прикрываясь целью подтолкнуть ее к демократии — самое худшее, что можно сделать, это может нанести урон всей Европе.

Папа, продолжая линию, которой все последнее столетье придерживался Святой Престол, делает все возможное вместе со всей Ватиканской дипломатией, чтобы найти решение, учитывающее законные интересы всех. В 1914 году Бенедикт XV не присоединился к одной из воюющих сторон, но предостерег их от «бессмысленного кровопролития» и от «самоубийства цивилизованной Европы». Франциск пытается избежать именно этого.

Rodolfo Casadei, Perché il Papa non partecipa alla demonizzazione di Putin? Perché vuole evitare il «suicidio dell’Europa civile», Tempi.it




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года