Сергей Красильников: «Уничтожение человеческого потенциала — на совести сталинского режима»
© sbras.info. Сергей Красильников
Разговор историков Сергея Красильникова и Константина Морозова об изучении советского прошлого, «сталинской шинели», из которой мы не выросли, трагедии деревни и истощении народа, новосибирской «Книге памяти» спецпереселенцев, роли суда над КПСС в развитии исторической науки и многом другом.
В годовщину амнистии, объявленной Советским правительством 27 мая 1953 года и позволившей начать освобождение из лагерей политических заключенных, что отчасти подвело черту под сталинским режимом, Тайга.инфо публикует беседу доктора исторических наук Константина Морозова с профессором Новосибирского госуниверситета Сергееем Красильниковым. Их разговор, напечатанныйСергей Красильников — исследователь проблем социокультурного развития, динамики социальной структуры постреволюционного общества, истории советского крестьянства
Полная версия разговора доступна на сайте gefter.ru, Тайга.инфо публикует выдержки из него.
— То, что из всей крестьянской проблематики твой выбор упал как раз на раскрестьянивание и на спецпереселение крестьянства, надо полагать, это имело связь с семейной историей, ты это делал достаточно сознательно?
— Да, конечно, потому что в 1988 году я опубликовал в газете «Советская Сибирь» (это был орган Новосибирского обкома КПСС и облисполкома) статью под названием «Корни или щепки», это потом стало названием одной из моих книг, которую я в соавторстве с коллегами написал. Это была первая публикация в региональной новосибирской прессе, где я поставил вопрос о судьбе ссыльного крестьянства и дал фотографию, ту, которую потом тоже стали часто использовать: баржа, на которой перевозили крестьян, высланных в Нарымский край, и от этого получился очень интересный сухой остаток.
Корреспондент, который эту публикацию устраивал и давал ей жизнь, замечательный журналист Ролен Нотман, конечно, рисковал в известной мере. Но получилось так, что на нее стали поступать в газету отклики, причем диаметрально противоположные — одни всколыхнулись, потому что их это касалось напрямую, а другие, правоверные и ортодоксальные, инвективы писали, и мне Нотман передал связку из 70 писем.
И дальше я двигался вполне нормальным исследовательским путем. С
Поэтому здесь совершенно очевидно, что я, как историк, оказался не просто один на один с архивными документами, но и одновременно, скажем, мама, мои родственники и так далее стали вспоминать эти вещи. Буквально можно было перейти улицу, и в соседнем доме мне тоже рассказывали про то, как они пережили эту крестьянскую ссылку. Одним словом, у меня это все в общем соединилось очень органично.
— Воспринимал ли ты эту работу как своего рода свой долг по установлению исторической справедливости в отношении в том числе и своих родственников, и миллионов других?
— Да, скажем, сотен тысяч, потому что Нарымская ссылка в
— Но можно же говорить шире, можно же говорить не только о Нарымской ссылке, в конечном счете это касается всей крестьянской ссылки.
— Я и до сих пор считаю, что эта миссия до конца не выполнена. Но есть та Книга памяти, которую мы в конце концов сделали вместе с томским «Мемориалом», в основе которой лежал очень простой принцип: крестьянские семьи, высланные в
Правда, параллельно со мной в Коми работала группа Рогачева и других, которые стали издавать серию «Покаяние», включая данные о высланных крестьянских семьях в республику Коми. А я начинал это все в Сибири делать и потом по моим стопам уже стали работать омичи и красноярцы, то есть, используя уже опыт, который был у меня, соседние регионы тоже стали в Книги памяти включать и формировать эти крестьянские тома. Так что здесь в общем эта миссия в известной мере делалась и работа еще дальше будет продолжаться.
— У меня вопрос, коли мы говорим о крестьянстве и репрессиях против крестьянства, я не могу не спросить о том, как ты оцениваешь судьбу советского крестьянства, как ты относишься к всегда очень популярным советским мифологемам, которые сейчас все активнее повторяют, о том, что коллективизация была необходимой ценой за обеспечение строительства социализма, что она была необходима для будущей победы, для того, чтобы подвести необходимую продовольственную базу под будущую победу в Великой Отечественной войне? Как ты относишься к этим аргументам? А с другой стороны, как ты вообще оцениваешь раскрестьянивание крестьянства в судьбах России? Какой урон нанесло оно нашему обществу?
— На мой взгляд, мы, то есть
То, что называется коллективизацией и репрессивным раскрестьяниванием, было колоссальным уроном и колоссальной трагедией для всего народа
И с этой точки зрения я остаюсь совершеннейшим сторонником Виктора Петровича, я считаю, что то, что называется коллективизацией и репрессивным раскрестьяниванием, это, конечно, было колоссальным уроном и колоссальной трагедией для всего народа с разных позиций, с разной точки зрения, и тот результат, который был получен, это огосударствление или создание такого государственного сектора в аграрной экономике, который позволил: а) снабдить города, б) снабдить армию и, соответственно, в) получить ресурсы для вывоза на экспорт.Если брать эти три составляющие величины, то в данном случае многие выражают точку зрения о том, что без проведения огосударствления (тяжелое для произношения слово), или государственного контроля над сельским хозяйством и крестьянством в такой жесткой террористической форме (а я использую именно термин «террористическая форма», потому что иначе победить крестьянство сталинскому режиму было невозможно), решить проблему достижения экономической мощи страны, ее обороноспособности, было невозможно. Но есть и другая точка зрения, альтернативная высказанной выше. Она состоит в том, что это террористическое исполнение такой в общем достаточно важной экономической задачи, имело колоссальную цену и издержки, которые совершенно необязательны были с точки зрения решения задач, как их называют, форсированной модернизации страны.
Еще в конце
Но тем не менее на втором этапе войны даже имеющегося потенциала хватило для того, чтобы победить Германию в войне. И дальше Гордон и Клопов спрашивают: вполне возможно, что можно было осуществлять ту же самую модернизацию экономики без таких, будем так говорить, жертв и последствий, связанных с крестьянством, интеллигенцией и другими слоями общества, которые имели место в
— Я бы здесь даже добавил, что если учитывать, скажем, ослабление потенциала Красной армии за счет репрессий высшего командного состава в
—
— Война против крестьянства, коллективизация.
— Совершенно верно. То есть то, что мы называем привычным, расхожим словом «коллективизация», на самом деле это было террористическое покорение деревни. И, в сущности говоря, голод — это практически прямое следствие тех катастрофических изменений, которые произошли с крестьянством. Да, в известной мере, конечно, голод, порожденный сталинской политикой в деревне, еще был усугублен и сопротивлением крестьянства и нежеланием его работать в новых условиях, которые были предложены колхозной системой. Но с любой точки зрения голод и потеря страной в демографическом потенциале шесть — восемь миллионов, они, вообще говоря, ни с какой точки зрения не оправданы, коль скоро это происходило в отсутствие Большой внешней войны. И второе — это массовое беженство из деревни. За период между переписями
Но если войны, то какой? А здесь мы можем тогда привести аргумент в пользу того, что это была реальная режимная война против крестьянства как основной части населения страны, потому что иначе ничем не объяснить, например, массовое беженство из деревни от своего труда, от своего быта и образа жизни, предположим, тех же восьми примерно миллионов человек, которые, наверное, частью и в голодоморе исчезли. И никто до сих пор, кстати, не исследовал феномен беженства из деревни именно как социальный процесс, к чему он привел.
— Даже непривычно применение этого термина применительно к деревне, потому что беженство связано с войнами и с революциями как таковыми, и хочется инстинктивно тебя поправить и говорить не беженство, а бегство.
— Вполне возможно. Я пытаюсь найти эквивалент, я это явление называл одно время квазигражданской войной, то есть как новое издание гражданской войны. Только это была не прямая гражданская война, потому в ней не было прямого вооруженного столкновения двух сил, что имело место в гражданской войне, там не было регулярных частей с одной стороны и регулярных частей с другой. Но я это называю
— Но вооруженное сопротивление части крестьянства тоже имело место.
— Оно имело место, но оно, мне кажется, носило спровоцированный характер, потому что это был ответ на действия власти, первопричиной была провокация власти в государственном масштабе, на
— Я думаю, что здесь можно
— Возвращаясь вообще к проблеме «власть — крестьянство», «город — деревня», мы задаемся вопросом не только о том, что это было, но и к каким последствиям привела политика в деревне в начале
Соответственно, такой подрыв основной производственной базы, который произошел в результате проведения государственной политики в деревне, он действительно не был ликвидирован даже за 10 лет последующих, если сравнивать, например, тот же самый уровень потребления и жизни крестьян
С окончанием войны в деревне самыми усиленно циркулируемыми слухами были те, что после войны распустят колхозы и вновь откроются церкви
Спасением были личные подсобные хозяйства, которые разрешили иметь колхозникам, и благодаря этому около 20% производимой сельскохозяйственной продукции в концеТо есть это медленный процесс органичного кооперирования крестьян и втягивания их в производственные кооперативы через промежуточные формы. Данный процесс в
— Можно только удивляться тому, как эти преступления, совершенные режимом и лично Сталиным, продолжают миллионы людей ставить в заслугу Сталину. И я не могу не спросить о двух вещах:
— Мне кажется, здесь фундаментальная причина, если уже переводить это на более теоретический уровень, — а вообще произошел ли переход от традиционного общества к более современному? Мое глубокое убеждение, что как раз сталинский режим был выразителем именно того, что в традиционном обществе и возник и сложился и эволюционировал режим такого типа как сталинский, прежде всего с опорой на традиционное сознание, массовое и коллективное. Ведь парадокс заключался в том, что в
И, собственно говоря, еще социальные психологи говорили даже в
Мы остались традиционной страной, где главным и основным является зависимость от государства и от чиновников. На философском уровне мы остались подданными, но не гражданами
И вот почему второй всплеск десталинизации был связан с тем, что тогда вышла на поверхность крестьянская депортация, этническая депортация, религиозные гонения и так далее. Постоянно прокручиваем схему о том, что мы не в состоянии, грубо говоря, провести то, что мы называем десталинизацией. Но тогда надо признаться, что эта самая система подчинения власти и ее сакрализация укоренена в толще массового сознания. Соответственно, мыИ вот почему сегодня есть интерес, в общем говоря, к Сталину как к личности и в том числе к его деяниям? И хотя, конечно, очень сильно утрированный, но смысл примерно такой — Сталин олицетворял сильное государство, которого боялись другие, то есть которого боялись окружающие, и была очень великая держава, которая играла роль в мировой политике, и так далее. Да это же чисто традиционный взгляд. Почему мы должны быть особой страной, а может быть, смысл XX века заключался в том, чтобы мы были нормальной страной? Не с
— Нормальную европейскую страну.
— Конечно, не азиатскую, да, конечно, европейскую, где существовал бы приоритет тех институтов, начиная от права и закона, и кончая просто бережным сохранением того народонаселения, которое теперь определяется термином «человеческий капитал». И если мы этим термином «человеческий капитал» начнем пользоваться и разработаем методику его измерения, то мы увидим, что сталинский режим, вообще говоря, уничтожил и нанес урон «человеческому капиталу» абсолютно в не меньшей степени, чем нацистский режим.
Я думаю, в
Однако здесь тоже не надо питать иллюзий, ибо в позднеимперский период был народный монархизм,
— Мы снова фактически видим сталинскую шинель в немножко другом пошиве, в другом фасоне, но это все та же узнаваемая сталинская шинель со всеми вытекающими достаточно печальными последствиями.
— Дело, еще раз хочу сказать, не только в системе власти, а дело в том, что сама социальная среда в
— Сюда же можно добавить и термин «царистские иллюзии», который все время воспроизводит то, что Хрущев не
— В данном случае я сделал бы поправку, потому что сталинская бюрократия тоже ведь имела уровень потребления и доступ к благам, достаточно серьезно отличающийся от остальных страт советского общества. Да и между, скажем, бюрократией, номенклатурой и основной массой, которая была очень сильно выровнена этим нивелированным уровнем жизни, существовали также инфраструктурно привилегированные группы, которые быстро размножались, например, торговые работники, связанные с распределительной системой. А у них были свои близкие и родственники, так что счет тем, кто находился на «кормлении», исчислялся миллионами. Это совершенно паразитическая вещь, но тем не менее она существовала многие десятилетия и нельзя сказать, что разворовывания страны, вообще говоря, при Сталине не происходило. При Сталине происходило перераспределение ресурсов в пользу, безусловно, правящей элиты или номенклатуры и при этом немалая часть ее потреблялась этим «вторым» эшелоном, который назывался
— Я бы еще добавил, что Сталиным были запущены процессы, которые уже через много лет после него завершились абсолютной деградацией партийной номенклатуры и
— Я бы еще к этому добавил следующее: ведь еще один из признаков того, что мы в известной мере из сталинской шинели не смогли вырасти, когда в нее попали, а сталинская шинель — это своего рода некоторая оболочка или метафора традиционного общества с его традиционным сознанием, которое отрицало альтернативность, состязательность и так далее. Обрати внимание, что советский режим первое, что сделал, он уничтожил партийность как таковую, то есть он уничтожил основу для существования различных партий, течений и движений.
— Он уничтожил и все политические свободы, включая свободу слова.
— Совершенно верно. И с этой точки зрения получаем еще один аргумент в пользу того, что мы остались глубоко традиционным обществом, даже войдя в XXI век, ибо сейчас партийность существует в
— По вполне понятным причинам. И как специалист по одной из социалистических партий, которые конкурировали с большевиками, по партии эсеров, я могу тебе сказать, что этот процесс совершенно не случаен. К
— Еще и другие примеры, ведь помимо
— Не говоря о том, что был развязан настоящий террор против интеллигенции, против любых носителей
— Да, это был, вообще говоря, очень интересный опыт пассионарного вовлечения историков и архивистов в политику, потому что в
Для достижения этой цели нужен был эмпирический материал, и тогда была создана группа из историков и архивистов, примерно в составе около 20 человек, которая работала на базе тогда уже возникшего Росархива. Эта группа как раз формировала эмпирическую доказательную базу, которая давала аргументы для выступлений соратников Ельцина в Конституционном Суде (М. Полторанин, С. Шахрай и др.) И летом, и частично осенью
В благодатные 90-е мы сделали максимум для того, чтобы архивные документы были раскрыты и опубликованы
Этим руководил Михаил Полторанин, тогдашний министр печати и средств массовой информации, он был координатором всей этой работы, а собственно говоря, Шахрай и другие были юристами, которые обеспечивали правовую сторону этих слушаний. Мы обеспечивали доказательную базу, и нам разрешали делать запросы в любые архивы, начиная от архива Политбюро, кончая архивами госбезопасности и так далее. И на этой волне подготовки и слушаний в КС нам удалось сформировать весьма обширную документальную коллекцию, которая представляла собой документы из разных архивов, как я уже говорил, самого высшего уровня и самой большой ведомственной закрытости, включая и дипломатический архив, и архивы спецслужб и Министерства обороны. Мы, собственно говоря, стремились расширить зону поиска и не только, например, конкретно запрашивать по заданиям группы Полторанина те или иные документы и по запросам их получать, но еще добавляя туда собственные запросы.Тогда удалось как раз очень многое получить из Центрального архива спецслужб, то есть тогда это было уже не КГБ, а Федеральная служба контрразведки, и кроме того из архива делопроизводства Политбюро, куда мы тоже практически делали запросы на те постановления, указы и директивы, о которых мы знали, что они очень сильно засекречены и что в советское время они никогда не публиковались, и нам удалось эту работу «продвинуть». Мы сформировали очень значительный корпус документов, которые потом оформили в качестве коллекции, и это стал фонд 89 в нынешнем РГАНИ (я не знаю, там сохранилась эта нумерация или нет). Затем на протяжении первых примерно лет пяти документы просто выдавались исследователям, и они могли ими пользоваться.
Но затем определенную часть документов, конечно, изъяли, потому что в этой коллекции оказались, например, документы о финансировании зарубежных компартий в разные годы, предположим, сведения об оборонной промышленности и так далее, в том числе связанные с деятельностью спецслужб, например, годовые отчеты о деятельности госбезопасности за разные годы. Так что в дальнейшем произошло купирование этой коллекции, и определенная часть документов теперь просто недоступна, но именно тогда появились экземпляры пакта Молотова — Риббентропа от первоисточника, из этих закрытых сверхсекретных конвертов, предназначенных только для первых лиц страны, тогда появились документы по Катыни, которые сопровождались записками Берии, потом записками Шелепина и других.
Одним словом, многие самые острые, дискуссионные моменты, к которым историки хотели получить доступ, к неким ключевым документам, оказались в определенной степени раскрыты. Это был своего рода тоже прорыв, потому что, например, тот же Виктор Петрович Данилов считал, что очень важно опубликовать директивные документы о репрессиях в отношении крестьянства. И потом, когда некоторую брешь пробили, то дальше уже источники, связанные с крестьянской тематикой, с системой спецпоселений, с репрессиями в деревне
— Как ты оцениваешь в своих профессиональных областях (их спектр достаточно широк) проделанную
— Я бы сказал примерно таким образом, что наиболее плодотворная работа, скажем, по выявлению, работа с эмпирическим материалом — это, конечно, благодатные
— Ты обрати внимание, в какой диссонанс входит твоя формулировка «благодатные
— Нет, я считаю, что для историков это было благодатное время по двум причинам. Первая —
— По целым направлениям, включая историю политических партий, включая Гражданскую войну, включая историю крестьянства.
— Совершенно верно. В этом смысле я считаю, что как раз
А дальше — то богатство, которым надо распорядиться в условиях наступившего ныне дефицита доступа к источникам. Формируется ситуация, когда вновь стали возрождать нормативные требования к государственной политике памяти, а это стало происходить в 2009–10 годах.
Теперь уже наступила совершенно другая полоса, в которой как раз государственной политике памяти нужны очень простые и прозрачные мифы, которые бы укрепляли именно
Но факт остается фактом: там, где государственная политика памяти начинает окостеневать и затвердевать и становится нормативной, то там, конечно, уже простор для собственно исторического профессионального поиска затруднен, он минимален. Я считаю, что
«Право на „первородство“: историк против конъюнктуры», «Гефтер»
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522