«Экономика сегодня»: Монгольское нашествие на Байкал захлебывается в море бюрократии
© youtube.com
Строительство трех ГЭС на реке Селенга, которое продвигает монгольское правительство, угрожает озеру Байкал, в связи с чем эти проекты вызывают протесты экологов. В настоящее время из трех проектов самую серьезную угрозу представляет только один: Эйгин Гол.
Об этом рассказал ФБА «Экономика сегодня» Александр Колотов, руководитель организации «Плотина нет», член ассоциации «Реки без границ».«Я в конце апреля ездил в Монголию по этому вопросу, в том числе были и в офисе MINIS — проекта, в рамках которого и планируется строительство ГЭС Шурэн и ГЭС на Архоне. Я встречался с членом Великого Хурала Монголии, монгольского парламента, мы с ним обсуждали этот вопрос. Встречались с представителями партий, не представленных в парламенте и с представителями неправительственных организаций. Это был очень плотный, насыщенный визит. Я вам могу сказать свои выводы.
Этот вопрос выходит уже в политическую плоскость. Монголия, делая ставки на Саянгинские ГЭС, прежде всего, думает о собственной энергетической независимости. И эта независимость может быть обеспечена, как предполагают активисты, за счет строительства ГЭС в бассейне реки Селенги.
MINIS захлебывается в бюрократии
Что касается темпов реализации проектов, то ГЭС в рамках MINIS, которые финансируются Всемирным Банком, Шурэн и Архон вместе с водоотводным каналом, ожидают принятия решения в июле—августе этого года. Совет директоров в прошлом июле отложил принятие решения на год, в этом году должен будет еще раз вернуться к рассмотрению этого проекта и сказать, что они делают дальше. Нашли ли они нарушения в политике Всемирного банка, которые требуют проведения полномасштабного расследования, либо же они еще раз отложат принятие решения, либо же они одобрят строительство. В преддверии этого Совета директоров MINIS развил бешеную деятельность, они согласились с требованиями „Рек без границ“, в результате чего стали возможны общественные слушания по монгольским ГЭС на территории РФ.
Замечания и предложения, полученные на слушаниях, должны быть учтены в проекте, у нас есть предварительные заключения некоторых российских экспертов по этим проектам. Там есть серьезные возражениях. И после этого возможное воздействие ГЭС на Байкал снова будет обсуждаться в международном формате.
Сам проект находится на стадии подготовки проектной документации и сроки они не выдержали, пролонгировали этот этап еще на год. Таким образом, по ГЭС Шурэн и Архон очевидна позитивная динамика. Всемирный Банк прислушивается к словам экологов и заставляет Монголию вести диалог с Россией. Так что самой большой проблемой остается ГЭС на Эйгин Голе, к которой формально Всемирный Банк не имеет никакого отношения.
Китайские деньги на реке Эйгин Гол
Получается так, что та работа, которую экологи и общественники провели для предотвращения строительства ГЭС Шурэн и ГЭС на Архоне, эти проекты поддерживаются Всемирным Банком, привела к тому, что Монголия сделала ставку на ГЭС на реке Эйгин Гол, это приток Селенги, и проект этой ГЭС не финансируется Всемирным Банком и монгольский парламент еще в прошлом году одобрил взятие займа на 1 млрд долларов от китайского Эксим банка, в том числе, эти деньги пойдут и на строительство этой ГЭС.
Монголия очень неохотно говорит об этом проекте, ссылаясь на то, что это их внутренние дела, договоренность между Монголией и Китаем и России здесь не о чем беспокоиться и не нужно вмешиваться во внутренние дела Монголии и наносить ущерб ее суверенитету.
Динамика реализации проекта на Эйгин Гол настораживает. Мы видели, что уже идут активные работы по возведению инфраструктуры, строятся дороги и мост для того, чтобы можно было подогнать технику и начать возведение плотины и здания ГЭС, согласно контракту с Китаем.
У Эйгин Гола есть политическая поддержка. Считается, что эти 200–300 МВт мощности будут якобы способны гарантировать Монголии энергетическую безопасность. На мой взгляд, они выдают желаемое за действительное. В значительной степени, конечно, это следствие тарифной политики России в отношении Монголии. И сейчас, если наша российская сторона гарантирует меньший тариф, то Монголия сможет сэкономить несколько десятков миллионов в год. С другой стороны, Китай дает им миллиард долларов, говорит, что сам все построит, подключит и пожалуйста, выплачивайте на льготных условиях, и у вас будет мощная гидроэлектростанция.
Что еще скажет ЮНЕСКО
Мы, коалиция „Реки без границ“ с этим подходом категорически не согласны, потому что считаем, что, конечно же, строительство самой крупной из Селенгинских ГЭС окажет негативное влияние на Байкал. А Байкал — это объект всемирного наследия ЮНЕСКО, и по этой причине, прежде чем возводить объекты, которые могут причинить ущерб такому природному памятнику, необходимо провести консультации с Россией, как государством, на территории которого расположен объект, так и с самим комитетом по охране природного наследия ЮНЕСКО. Монголия ничего этого не сделала, и мы считаем, что когда будет очередной Съезд комитета всемирного наследия, наши представители будут ставить вопрос об этих проектах», — прокомментировал Александр Котов.
Оксана Никитина, координатор проектов по сохранению пресноводных экосистем и устойчивой гидроэнергетике WWF России отмечает, что нельзя не учитывать потенциальную опасность монгольских ГЭС для Байкала, но для того, чтобы делать точные прогнозы, необходимы дополнительные исследования, пока же говорить о пересыхании Байкала преждевременно.
«ГЭС в бассейне Селенги действительно могут оказать негативное влияние на экосистему и реки, и самого Байкала, так как Селенга — основной источник поступающей в Байкал воды. Создание плотин требует стратегической экологической оценки воздействия плотин на окружающую среду. Это необходимо для понимания потенциального воздействия гидросооружений на изменение гидрологического режима рек — изменения во времени уровней и объемов воды в них, на периодическое затопление ценных пойменных участков и дельты Селенги, на процессы, приводящие к изменению русел, мест обитания и миграции рыб и других водных организмов.
Однако сейчас говорить о пересыхании озера преждевременно. Действительно, последние 10–15 лет на реках территории, с которой Байкал получает питание, отмечена затяжная засушливая фаза, которая привела к значительным понижениям отметок озера. Что касается возможных последствий строительства гидроузлов на режим Селенги, то сначала следует провести расчеты. К примеру, одним из последствий появления новых плотин и образуемых ими водохранилищ будет увеличение площади поверхности воды — а значит, и испарения с нее. Но выводы о воздействии плотин на Байкал можно будет после проведения расчетов и экологической оценки», — прокомментировала она ФБА «Экономика сегодня».
Нина Вострова/«Экономика сегодня», 24 мая 2016 года
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522