Бурятии на выборах главы республики обещают «иркутский сценарий»
Губернаторские кампании в нескольких регионах России будут непростыми, а самая сложная — в Бурятии, утверждает Znak.com. Эксперты издания считают, что острота ситуации в Бурятии недооценена, называют врио главы Алексея Цыденова слабым кандидатом, а его вероятного соперника коммуниста Вячеслава Мархаева — сильным.
Тайга.инфо перепечатывает фрагмент текста Znak.com, вышедшего под названием ««Кандидат Кремля» — еще не гарантия легкой победы».
В этом году в единый день голосования 10 сентября в 16 регионах России пройдут выборы губернаторов (если не будет новых досрочных отставок). Znak.com разбирался, стоит ли ждать от региональных кампаний хоть каких-то интриг.
«Я думаю, в данной области победу одержит врио губернатора. И в этой области тоже. И во всех регионах победят врио…», — отвечал на многочисленные вопросы автора текста один из политтехнологов. Однако при более внимательном изучении во многих регионах обнаружились существенные «но».
Выборы главы региона 10 сентября состоятся в Калининградской, Ярославской, Кировской, Новгородской, Томской, Саратовской, Свердловской, Белгородской Рязанской областях, Севастополе, Пермском крае, Бурятии, Удмуртии, Марий Эл, Карелии, Мордовии.
Большинство экспертов и собеседников считают, что неожиданности могут быть в шести регионах — Бурятии, Севастополе, Калининградской, Ярославской областях, в Марий Эл и Карелии. Факторами, которые могут осложнить кампании для врио глав регионов, являются недовольство местных элит, возможная консолидация оппозиции вокруг главного оппонента губернатора или плохое электоральное наследие. Впрочем, все это едва ли приведет к победе альтернативных кандидатов. За последнее время такое случилось лишь однажды, на выборах в Иркутской области, где победил коммунист Сергей Левченко.
Особняком могла бы стоять Свердловская область с традиционно бурной политической жизнью. Сейчас в регионе ждут указа о назначении действующего губернатора Евгения Куйвашева врио главы региона. Одновременно о желании идти на выборы заявляет глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, есть амбиции и у зампреда фракции «Справедливая Россия» в Госдуме, свердловчанина Александра Буркова. Впрочем, пока не очень похоже, чтобы администрация президента согласовала выдвижение оппонентам Куйвашева — скорее всего, ему подберут менее заметных конкурентов.
Самая лучезарная ситуация — у белгородского губернатора Евгения Савченко. Пару месяцев назад Савченко пошел на беспрецедентный шаг. В дни, когда уходившие губернаторы давали пресс-конференции, где заявляли об уходе в отставку по согласованию с федеральным центром, Савченко внезапно дал собственную пресс-конференцию и заявил, что он-то на выборы точно идет.
«Белгородская область — образцовый регион, Савченко — образцовый губернатор. Если бы была возможность его клонировать и поставить во главе еще ряда регионов, было бы отлично», — считает политолог Виталий Иванов.
В сложных регионах губернаторы заранее обеспокоились наймом политтехнологов, рассказывает собеседник Znak.com, близкий к администрации президента. По его данным, в Ярославской области на губернатора работает агентство «ИМА Консалтинг», часто сотрудничавшее с мэрией Москвы, в Севастополе — политтехнолог Алексей Ситников, в Бурятии — агентство КРОСС, в Кировской области — компания «Полилог», в Карелии — иркутский политтехнолог Алексей Васильев, в Калининградской области — известный политконсультант Алексей Высоцкий.
Красный пояс вокруг Байкала
Самым проблемным регионом все опрошенные эксперты и источники называют Бурятию, где Вячеслава Наговицына пару месяцев назад сменил 41-летний Алексей Цыденов.
«В Бурятии против нового губернатора уже формируется единый оппозиционный фронт из местных элит, и пока его расколоть не удалось. При этом технологов, которые умели бы выравнивать межэлитные коммуникации, в команде Цыденова нет», — отмечает источник Znak.com, близкий к администрации президента. Он добавляет, что есть риск консолидации всех недовольных вокруг главы республиканского отделения КПРФ, сенатора от Иркутской области Вячеслава Мархаева. Пару дней назад Мархаев встречался с протестующими в Улан-Удэ дальнобойщиками и призвал их бороться за свои права, а заодно обвинил лично Цыденова в лоббировании системы «Платон». До этого в Совете Федерации Мархаев предложил провести расследование и проверить сведения Алексея Навального об имуществе премьер-министра Дмитрия Медведева. Спикер палаты Валентина Матвиенко выступила против.
Виталий Иванов считает, что острота ситуации в Бурятии недооценена, так как в случае, если конфликт продолжит разворачиваться, развязка возможна вплоть до повторения «иркутского сценария». По его мнению, причиной тому целый ряд факторов: плохое наследство Наговицына, общая нестабильность в регионе, сильный кандидат от КПРФ и слабый назначенец.
С ним согласен глава Политической экспертной группы Константин Калачев. Он отмечает, что, хотя Цыденов является по национальности бурятом, однако он родился в Чите, а не в Бурятии, и это имеет значение. Калачев при этом говорит, что многое зависит от серьезности намерений Мархаева.
«Для привлечения медийных и агитационных ресурсов Вячеслав Мархаев вынужден будет искать финансовую помощь за пределами региона, потому что местная деловая элита пока вряд ли готова поддержать Мархаева против „кандидата Путина“. В этой связи сенатор мог бы обратиться к иркутским бизнесменам (гарантом сделки выступил бы губернатор Левченко), но Левченко и его партнеры вряд ли настроены на экспансию. Им бы самим выжить», — считает Калачев.
Экс-глава территориального департамента управления внутренней политики администрации президента Андрей Колядин считает, что трудности Цыденова разрешимы. «Сам по себе он лично на меня производит приятное впечатление. Ему нелегко — надо и для бурятов быть бурятом, и для русских — русским, но никак не наоборот. В регионе сложные элиты. Ему надо будет со всеми выстроить взаимоотношения, но думаю, у него это получится», — считает Колядин.
Полностью материал можно почитать на сайте издания.