«Ленин — это домовой города»

© rulim.org
«Ленин — это домовой города»
02 Июн 2017, 13:00

Ленин для души, Ленин-панда, зацелованный Ленин, «конец» революции и коммунисты без чувства юмора. Корреспондент «Радио Свобода» поговорила с молодой художницей Маяной Насыбулловой о знаках советской культуры в Новосибирске и России.

Тайга.инфо частично перепечатывает материал «Ленин-домовой». Оригинал доступен по ссылке.

Для чего Ленин стоит посередине? Следит, чтобы трое не сообразили на троих, а двое не устроили сексуальную революцию. Сейчас этот старый анекдот про памятник Ленину на главной площади Новосибирска не кажется особенно остроумным. Но он был таким в годы, когда из зарубежных фильмов вырезали эротические сцены, а самогоноварение каралось по закону.

«Трое» это расположенные слева от Ильича фигуры рабочего, красноармейца и крестьянина с винтовками. Сиречь движущие силы революции. Справа наши современники. Девушка с пшеничным колосом и юноша с факелом, по мысли создателей монумента, символизируют преемственность поколений. Этакое пластическое воплощение песенной строчки «Есть у Революции начало, нет у Революции конца». Более того, в каких-то ста метрах находится мрачный Сквер героев революции, где над братской могилой жертв Гражданской войны в 1922 году был установлен памятник, у которого факел значимая деталь. Его сжимает пробившаяся сквозь скалу мускулистая рука. Новосибирцы эту перекличку символов легко считывают.

Скульптурную группу с десятитонным Лениным во главе установили к столетию со дня рождения вождя мирового пролетариата, в 1970 году. Отношение к монументу у горожан сразу сложилось неоднозначное. По его поводу негодовали. Хотя бы потому, что Ленин со товарищи загородил вид на памятник архитектуры Оперный театр. Сама же площадь приобрела безнадежно казенный вид. Вместе с тем скульптура стала если не предметом гордости новосибирцев, то уж точно все признали ее достопримечательностью. Впечатлили размеры памятника разросшийся вдоль двух берегов Оби, третий по величине в стране город привык гордиться своим размахом. Сработало и то, что лаконичный, выполненный в актуальном для своего времени так называемом «суровом стиле», памятник все-таки выгодно отличался от растиражированного в советской монументалистике сюжета «Ленин на броневичке».

В пяти минутах ходьбы от памятника Ленину находится арт-пространство «Арт Ель». Сейчас здесь проходит выставка, посвященная творчеству русского авангардиста Эль Лисицкого. И здесь же молодая художница Маяна Насыбуллова провела для всех желающих мастер-класс, названный «Лисицкий для души».

Сейчас я делаю одну форму для отливок, и несколько готовых форм у меня уже есть. Это какие-то цилиндры, полусферы. Вот-вот придут люди, которые хотели бы позаниматься. Они в этих формах смогут попробовать сделать гипсовые отливки, а сам гипс сделать цветным. Затем будем собирать из всех этих элементов какие-то композиции.

Ваш сегодняшний проект называется «Лисицкий для души». До этого вы нашумели серией работ «Ленин для души». Почему у вас все для души?

«Лисицкий для души» это просто игра слов, отсылка к старому проекту. Вышло так, что я стала чуть-чуть известной у нас в городе за счет работы «Ленин для души». Для узнаваемости и сегодняшний мастер-класс так назван. Ну и в принципе, разве не для души сегодня идут в «Арт Ель»? Каждый может прийти и сделать композицию для себя, то есть для души, и унести ее домой.

С Лисицким все так, спору нет. Однако я наслышана, что новосибирские коммунисты отнеслись к «Ленину для души» с большим скепсисом. Они-то как раз посчитали, что этот ваш проект вовсе не для души, что вы посягаете на святое, попросту издеваетесь над Лениным.

Наши коммунисты страдают тотальным отсутствием чувства юмора. Между тем в молодежном центре «Этаж», который расположен на улице Ленина, дом 71, недавно была выставка «71 Ленин». Меня туда позвали. Я выставила пару работ. Куратор потом сообщил, что приходили какие-то чиновники или, быть может, депутаты. Они признали, что есть место и для такого искусства.

Но то, о чем вы говорите, это была смешная история. Смешная потому что в ней смешалось и личное, и общественное. Первый раз я выставила своих Лениных в галерее 2SoMA. Эту галерею организовал вместе с большой компанией Артем Лоскутов. И одна девушка, у которой непростые с ним отношения, она журналист, оказалась на пресс-конференции у мэра. Надо сказать, что пресс-конференция вообще не имела отношения к искусству. И вот эта журналистка вдруг будто случайно вставила: «А вы знаете, что там Ленин под Гитлера раскрашен?» Естественно, мэр Анатолий Локоть говорит: «Как так, Ленина под Гитлера? Это неприемлемо». Журналисты цепляются за это, начинают раздувать, потом звонят мне: «А вы знаете, что мэр сказал про вашего Ленина? Что вы не уважаете историю». Я говорю: «Понятно. А что еще он может сказать?» Потом они пишут: «Художница ответила мэру». Вот такой случился скандал, притянутый за уши. Вообще, мне сейчас начинает казаться, что у нас в городе многое так функционирует. У нас любят «с перчинкой» немножко все преподносить.

Но ведь действительно, когда вы маленькие фигурки Ленина (стандартные бюстики чаще всего) раскрашиваете самым разным и неожиданным образом, трудно предположить, что вы испытываете по отношению к нему особенно трепетные чувства. Какую цель вы преследуете, когда превращаете Владимира Ильича то в героя комикса, то в иную историческую фигуру? Да и материал используете какой-то несерьезный. Не только гипс. Еще у вас есть силиконовый Ленин с пищалкой, как игрушка для детей самого младшего возраста. Или вот Ленин-мыло с запахом малины, что особенно трогательно. Для вас лично дедушка Ленин это кто?

Ленин для меня это домовой города. Потому что он есть в каждом городе, в каждой деревне, в каждом селе. Где бы я ни была, я везде видела хотя бы улицу Ленина или Дом Ленина. А каждый Ленин из серии «Ленин для души», которого покупают у меня, становится домовым для конкретного дома. И я никогда не задумывалась, а хорошо бы выяснить, есть ли города без Ленина и сколько их.

Боюсь, что в России такого не найдется. А в Новосибирске на главной площади Ленин просто гигантских размеров.

Более того, у нас 10 памятников Ленину по городу. И это не считая тех изображений, которые затискиваются в какие-то росписи или лепнину.

Вообще, этих знаков советской культуры очень много. Они меня просто преследуют. Я недавно в Москве была две недели. Там тоже везде серп и молот. Везде я вижу лицо Ленина. Я воспринимаю это уже как то, что это все ко мне липнет. Хотя, может быть, Новосибирск это город, где особенно чувствуется советское прошлое. Он же достаточно молодой. Архитектура такая советская. Никуда не денешься, существует принцип насмотренности. Есть вещи, которые ты больше всего видишь, и первыми считываешь. Может быть, поэтому я все время это везде вижу, что у меня такой визуальный опыт.

«Ленин-домовой», Лиля Пальвелева, «Радио Свобода», 01.06.2017





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года