IRK.ru: «Китай наступает на Байкал»
После того как поток туристов из КНР в Иркутскую область возрос, в обществе вновь заговорили о китайской экспансии. В этот раз она проявилась в форме скупки земель на Байкале. На них китайцы строят гостиницы для туристов со своей родины. Некоторые наблюдатели видят в этом не просто передел местного туристического рынка, а стремление Китая прочно врасти в берега Байкала.
Тайга.инфо перепечатывает без изменений материал «IRK.ru», вышедший 22 июня под названием «Китай наступает на Байкал».
Гостиница вместо усадьбы
То, что Байкал захватывают китайцы, жители региона обсуждают в социальных сетях и провозглашают на митингах против коррупции. «Продажа Родины. Ещё один участок в Листвянке продан китайцам. Прямо на берегу Байкала, — написал 1 июня на своей странице в Facebook житель Листвянки, руководитель местного театра авторской песни Евгений Кравкль (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. авт.). — Таких, проданных кусков Родины здесь много, но я решил написать именно об этом. Он очень приметный, наглядный. Это тот самый участок, хозяева которого 15 лет назад разрешили мне использовать их забор под информационные щиты моего театра песни. Это русские люди, семейство старожилов Листвянки, владевшие усадьбой свыше ста лет. Здесь выросло несколько их поколений. Я не осуждаю эту семью. Так сложились обстоятельства. Не осталось у них дееспособных членов, способных содержать и развивать хозяйство…»
Автор поста публикует фотографии проданного участка и тёмной иномарки. Из машины, как пишет Евгений Кравкль, за расчисткой территории наблюдает «упитанный китаец» — хозяин или управляющий будущей гостиницы. В том, что на этом месте быстро вырастет отель и «сразу же заполнится шумными гостями из Поднебесной», житель Листвянки не сомневается. «Немедленно потекут от них вонючие стоки в примитивный септик и мгновенно просочатся сквозь галечно-каменный слой почвы в Лиственичный залив. Ведь канализации и очистных сооружений в посёлке до сих пор нет», — сокрушается мужчина. Он уточняет, что 15 соток на берегу Байкала проданы за 4,5 миллиона рублей.
Активно скупать землю и открывать бизнес в Листвянке и в Ольхонском районе китайцы начали, когда из-за выгодного курса доллара пошёл большой поток туристов из КНР на Байкал
Активно скупать землю и открывать бизнес в Листвянке и в Ольхонском районе китайцы начали, когда из-за выгодного курса доллара пошёл большой поток туристов из КНР на Байкал. В прошлом году Иркутскую область посетило 150 тысяч — почти на 60 % больше, чем в 2015-м. В этом сезоне аэропорт Иркутска ждёт прибавление ещё на 40—50 %.
— Но наши друзья из Поднебесной — люди очень предприимчивые, — говорит член Общественной палаты Иркутской области Елена Творогова. — Они подумали: зачем мы свои деньги будем кому-то отдавать? И поэтому в прошлом году многие наши специалисты, работающие в туристической отрасли, с ужасом обнаружили, что китайский турист пользуется не нашими туроператорами и турбазами, а норовит всё делать по-другому. Параллельно с ростом турпотока стали появляться как грибы различные китайские фирмы, которые берут на себя все организационные моменты, и деньги собирают они.
Нелегалам нет счёта
В официальной статистике показатель турпотока, пожалуй, единственная цифра, которая подтверждает нашествие китайцев на Иркутскую область. Все остальные данные говорят о том, что никакой экспансии нет. Эксперт-аналитик холдинга «Финам» Алексей Калачёв приводит в пример миграционную статистику: в 2016 году из 37,7 % прибывших в область извне 31,7 % приехали из других регионов РФ, а из-за границы — лишь около 6 %, причем почти все (5,79 %) — из государств СНГ.
— Отрицательные изменения происходят в предпринимательской структуре, — поясняет аналитик. — Эта тенденция касается и предприятий, завязанных на туризм. В области по состоянию на 1 января 2017 года действовало 759 юридических лиц в сфере туризма. При этом за год было зарегистрировано 73 новых и ликвидировано 75 юрлиц. Динамика — минус 0,26 %. Гостиницы и рестораны: 1433 юрлица, зарегистрировано 123, ликвидировано 188, динамика — минус 4,75 %. Если и происходит китайская экспансия в экономику Иркутской области, то, видимо, в каких-то нелегальных формах. Если визуально на местах наблюдается рост экспансии китайского бизнеса, то прежде всего необходимо поставить работу по его легализации и учёту. Тогда хотя бы можно будет оценить масштаб проблемы.
В Листвянке, со слов главы посёлка Александра Шамсудинова, есть три китайские гостиницы, которые зарегистрированы и платят налоги. Сколько китайцев работают «втёмную», сказать сложно. Известно только, что если раньше китайцы предпочитали оформлять гостиницы на подставных лиц из числа россиян, теперь есть случаи, когда записывают на себя.
Китайцы приобретают у жителей байкальских посёлков участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, возводят там трёхэтажные коттеджи, в которых потом принимают туристов
Нелегальные отели выстроены под видом частных жилых домов. Иностранцы имеют законное право покупать в России землю кроме сельхозугодий, китайцы приобретают у жителей байкальских посёлков участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, и, не меняя их целевого назначения, возводят там трёхэтажные коттеджи, в которых потом принимают туристов. Получается, что на бумаге это жилые дома, а по факту — коммерческие объекты. Схема взята, вероятно, из российской практики.
— Доход этих гостиниц идёт мимо бюджета посёлка, — рассказывает Александр Шамсудинов. — Но когда люди получают разрешение на строительство индивидуального жилого дома, отказать мы им по закону не можем. Я уже один суд проиграл, когда отказал в выдаче разрешения, так как понимал, что будут строить не дом, а гостиницу. Но это мои догадки, а по документам же не видно, что там будет гостиница. Человек пошёл в суд и выиграл. Но когда по факту они построят гостиницу, то тогда в суд пойду я.
Сейчас администрация Листвянки пытается в судебном порядке прекратить работу трёх нелегальных гостиниц, но не может доказать, что владельцы частных домов получают «левый» заработок.
— Наши юристы бумаги туда-сюда возят: то этой бумажки нет, то эту экспертизу подождём, — говорит Александр Шамсудинов. — А по факту доказательная база в пространстве есть: вот домик, он себя позиционирует как гостиница, там вывеска, цены на услуги. Что ещё суду надо? Но пока по факту её нет, всё — домыслы.
Русские китайцы
Не по налоговой отдаче, а по вывескам с иероглифами заметно в маленькой Листвянке присутствие китайского бизнеса. Местные жители почему-то неохотно разговаривают с журналистами на эту тему. И всё-таки нам удалось от них узнать, например, что некоторые китайцы пустили корни в нашу землю, получив российское гражданство. Их даже зовут русскими именами. Например, Николай Николаевич, или Коля Го, держит две гостиницы — одну попроще, вторую подороже. Другой русский китаец — Дима — со слов местных жителей, владеет гостиницей, конюшней и земельным участком, на котором разместился зоопарк.
У населения Листвянки отношение к китайским предпринимателям и туристам неоднозначное. Например, житель посёлка Олег не видит в их присутствии на Байкале ничего плохого.
— Они приезжают, они дают работу лётчикам, аэропорту, другим службам. Это же только лучше, — говорит он. — У меня дом перед китайской гостиницей, никаких претензий к ним не возникало пока. Это наши туристы ведут себя незаконопослушно. А китайцы приехали, попели в караоке час русские песни, «Выходила на берег Катюша», и успокоились. Наши приедут в 11 вечера и орут в это караоке до трёх ночи — вот и вся разница между ними.
У населения Листвянки отношение к китайским предпринимателям и туристам неоднозначное
Другие жители Листвянки жалуются, что новые гостиницы увеличивают нагрузку на слабую инфраструктуру, поэтому часто отключают свет. Ещё людям не нравится, что за вывоз мусора из посёлка платит местное население, а мусорят больше всего туристы, в том числе многочисленные гости из Китая. Особенно возмущает, что за свой счёт приходится убирать за нелегальными гостиницами.
— Я десятую часть муниципального бюджета трачу на вывоз мусора за всеми, — поддерживает жителей глава Листвянки. — А бюджет у меня не дотационный, денег мне никто на это не даёт. И налогов мы не получаем, и чистим за свои деньги. То есть у нас Китай себе зарабатывает деньги, а мы ещё свои вкладываем, чтобы за ними за всеми убрать. Но не только за китайцами, естественно.
Это только начало?
Растущий поток туристов из Китая стал для нас проблемой. Но её нельзя формулировать просто как захват Байкала китайцами или распродажу родных земель, ведь эта проблема многогранна и раскрывает наши недоработки, которыми воспользовались граждане КНР. Как считает руководитель гостиного двора в Ольхонском районе, активист ОНФ Марина Григорьева, ситуация указывает, например, на недостатки в работе миграционной службы, задача которой —выявлять нелегалов, и, что самое важное, на неготовность туристической инфраструктуры.
— Плюс растущего турпотока, независимо от того, китайские это граждане или другие, в том, что мы получаем более рентабельный бизнес на берегах Байкала. Огромный минус в том, что инфраструктуры под такой объём турпотока не существует, — говорит Марина Григорьева. — Экологические потери превосходят те доходы, которые мы имеем здесь и сейчас. Но не каждый бизнесмен способен понимать, что, зарабатывая сегодня десять рублей, завтра он потеряет восемь. И вот это рваческое настроение — пусть как угодно, лишь бы они деньги возили — мы никак поменять не сможем.
Нашествие китайцев обозначило и проблему гражданской сознательности, считает Марина Григорьева. Для кого-то деньги не пахнут, и они соглашаются на роли подставных лиц, на которых китайцы оформляют земли и нелегальные гостиницы. Тем самым оказывается содействие теневому бизнесу.
Инфраструктуры под такой объём турпотока не существует, экологические потери превосходят те доходы, которые мы имеем
Китай, экономике которого тесно в границах собственной страны, предпринимает попытки использовать потенциал других государств. По мнению российского координатора международной экологической коалиции «Реки без границ» Александра Колотова, туристический рынок Иркутской области — лишь один из пунктов плана по глобальному внедрению КНР в экономику региона.
— Китай объявил, что готов вложить 11 миллиардов долларов США в развитие туристической инфраструктуры на Байкале, — напоминает Александр Колотов. — И всё это — не какие-то разовые и не связанные друг с другом действия, акции и события. Это всё может рассматриваться как разные проекты одной мегапрограммы Китая «Новый шёлковый путь». 14-15 мая в Пекине на саммите «Шёлкового пути» было заявлено, что программа объединяет около 900 различных инфраструктурных проектов более чем в 60 странах мира, а общий объём финансирования, по словам китайского лидера, составляет порядка 124 миллиардов долларов США. Мы видим планомерную экспансию Китая.
Но страны, на которые нацелились китайцы, пытаются сопротивляться, рассказывает Александр Колотов, приводя в пример акции протеста в Пакистане, Шри-Ланке, Казахстане. Местное население понимает, в какую сильную зависимость попадают их страны от китайских инвестиций. Людям не нравится, что работать на площадках китайских инвестпроектов будут специалисты из КНР. И они обеспокоены, что китайские проекты могут угрожать экологии, ведь в Пекине стремительное развитие экономики уже привело к экологическому апокалипсису.