«Проектируемые Монголией плотины в бассейне Селенги располагаются вблизи активных разломов»
Одним докладов, ярко прозвучавших на общественных слушаниях по проектам монгольских ГЭС в Иркутске, стало выступление к. г.-м. н., завлаба современной геодинамики Института земной коры СО РАН Владимира Санькова. Результаты исследований, которые много лет вели сотрудники Института, показывают, что районы, где Монголия собирается построить ГЭС, остаются сейсмически нестабильными и даже опасными. Антисейсмическое усиление конструкций плотин требует больших дополнительных затрат, которые пока что никак не учтены в проектах монгольских станций. Вот как ученый прокомментировал свое выступление проекту #СпасиБайкал.
- С 1957 года, когда в Гобийском Алтае произошло Гоби-Алтайское землетрясение с магнитудой 8,1, сотрудники Института земной коры СО РАН работают на территории Монголии, исследуя последствия сильных землетрясений, активные разломы и сейсмичность. Эти работы были начаты всемирно известными учеными, тогда молодыми профессорами В.П. Солоненко, Н.А. Флоренсовым, А.А. Тресковым. За 60 лет поколениями геологов и сейсмологов в зонах разломов обнаружены многочисленные следы палеоземлетрясений, являющихся результатами быстрых подвижек по разломам. Выделение и картирование активных разломов и оценка их сейсмического потенциала, наряду с изучением современной сейсмичности, является одной из основ районирования территорий по уровню сейсмической опасности, построения карт сейсмического районирования.
Эти карты являются документом, обязательным к учету при производстве строительства промышленных или гражданских объектов.
Территория Монголии характеризуется весьма высоким уровнем современной сейсмической активности. За прошедшие немногим более 100 лет здесь произошли несколько сильных землетрясений. В начале прошлого века два сильнейших подземных толчка, последовавших одно за другим через 14 дней, сотрясли северную часть Монголии и прилегающие пространства. Это были так называемые Таннуольские землетрясения – Цэцэрлэгское (9 июля 1905 года, М=7,6) и Болнайское (23 июля 1905 года, М=8.4). Эти землетрясения связаны с активностью крупнейшего Северо-Хангайского разлома, широкая зона которого прослеживается на 700 км от Убсунурской впадины до среднего течения реки Селенги. Во время Болнайского землетрясения 1905 года вскрылся разрыв длиной более 300 км, максимальная амплитуда сдвиговых подвижек по нему достигла 8,9 метров.
Современные детальные исследования палеоземлетрясений в зоне разлома показали, что такие события происходили и в прошлом. Восточный сегмент зоны Северо-Хангайского разлома состоит из двух ветвей, по одной из которых – северной, заложена долина реки Селенги в ее верхнем течении. Проведенные нами в последние годы исследования этой ветви Северо-Хангайского разлома показали, что по отдельным составляющим ее разломам в голоцене, т.е. за последние 10-12 тысяч лет, происходили сейсмогенные смещения, суммарная амплитуда которых местами составила 20 метров.
Вторая ветвь Северо-Хангайского разлома отклоняется к юго-востоку и пересекает долину реки Орхон в нижнем ее течении. На одном из разломов этой ветви в 1967 году произошло Могодское землетрясение с магнитудой 7,8. Максимальная амплитуда сдвиговых смещений превысила тогда 2,5 метра, а длина сейсмогенного разрыва составила 45 км. Как нам удалось выяснить в последние годы, в состав описываемой ветви Северо-Хангайского разлома вместе с Могодским разломом входят несколько субпараллельных разломов, которые имеют признаки смещений в голоцене. Амплитуды накопленных голоценовых горизонтальных смещений достигают 19-22 метров!
Если считать, что во время одного палеоземлетрясения реализовывалась амплитуда смещений, равная смещению по Могодскому разлому при одноименном землетрясении, то можно полагать, что такие события на обсуждаемых разломах за последние 10 тыс. лет происходили несколько раз. Без проведения специальных работ невозможно определить период повторяемости сейсмических событий на каждом из разломов, однако даже в условиях пониженного уровня современной сейсмичности, эти разломы нужно относить к категории опасных.
Таким образом, оказывается, что проектируемые Монголией плотины на реках Селенга и Орхон, а также на реке Эгийн-Гол, располагаются в непосредственной близости от активных разломов. Как стало известно из документов и на слушаниях в Иркутске, выбор мест для строительства плотин был сделан на основе исследований, проведенных в 1970-х годах. Проведенные с тех пор исследования активных разломов и сейсмичности существенно дополнили наши знания о регионе. Так, в 1996 году, сотрудниками ИЗК СО РАН была опубликована новая карта общего сейсмического районирования территории Монголии и Юга Сибири. Ее фрагмент был опубликован в 2015 году в электронном «Экологическом атласе бассейна озера Байкал», а также в других изданиях. Уже на этой карте по результатам общего сейсмического районирования все проектируемые в бассейне Селенги гидротехнические сооружения располагаются в районах, где возможно возникновение землетрясений с интенсивностью 8-9 баллов.
Но, как мы видели, эти результаты не были учтены при планировании. Иначе разработчики не были бы так оптимистичны в вопросах стоимости строительства, ведь антисейсмическое усиление конструкций требует больших дополнительных затрат. Как указано выше, в последние годы получены новые сведения об активности движений по разломам в регионе, что может только расширить на карте контуры районов с сотрясениями высокой интенсивности. Эти данные опубликованы в открытой печати.
Определение местоположения будущих створов ГЭС и мер по усилению их устойчивости к сейсмическим воздействиям требует учета всей имеющейся информации по активным разломам. Сейсмический потенциал разломов территории возможного строительства ГЭС в Северной Монголии может оцениваться как весьма высокий, что необходимо учитывать при проектировании и реализации проектов. Важнейшей задачей для территории Монголии является подготовка новой карты общего сейсмического районирования. Это возможно при объединении усилий монгольских и российских специалистов с участие ученых других стран.