Защиту Байкала перенесли на ноябрь
Представление парламентской группы «Байкал» прошло в Иркутске с ускоренном режиме, с жалобами и без главных действующих лиц.
Межфракционная депутатская группа «Байкал», объединяющая депутатов Госдумы от регионов Прибайкалья (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край), провела в Иркутске выездное заседание. Правда, на него не прибыли два важных участника группы — представляющие Иркутскую область Сергей Тен (фракция «Единая Россия») и Михаил Щапов (фракция КПРФ), причем Тен является и главой МДГ. Председателем заседания был назначен депутат Андрей Чернышев, избранный в Госдуму от Братска и северных районов Иркутской области.
Очень важная группа
Повестка дня состояла, по сути, из двух вопросов: презентации Межфракционной группы для депутатов Законодательного собрания Иркутской области и чиновников, а также из отчета о положении дел с проектом программы «Байкал — Великое озеро великой страны». Открывая заседание, Андрей Чернышев напомнил историю межфракционной группы: первый ее состав работал в думе VI созыва, а в VII созыве группа была восстановлена лишь в июне текущего года. Председателем был избран Сергей Тен, задача группы — содействовать развитию Прибайкалья, совершенствовать законодательство об охране озера Байкал, повышать жизненный уровень жителей
Он сразу предупредил, что на все мероприятие, обставленное как исключительно важное для трех регионов событие, отведено всего полтора часа, на выступление ораторам дается не более пяти минут. Уже по этим рамкам было понятно: выступающим придется приложить исключительные усилия, чтобы потом не было мучительно больно за напрасно потраченное время.
Председатель Законодательного собрания Иркутской области Сергей Брилка поприветствовал всех присутствующих «на берегу Байкала», до которого от иркутского «Байкал Бизнес Центра», где проходило заседание, было не менее 70 км. Не откладывая дело в долгий ящик, Брилка перешел от надежд, связанных с программой «Великое озеро», к разочарованию, которое испытывают региональные власти в связи с отсутствием средств на защиту озера и ограничениями, наложенными на хозяйственную деятельность законом об охране озера. «Вокруг Байкала находятся 200 поселений, в них веками живут люди. А закон им запрещает… практически все, — с ударением на последнем слове сказал Брилка. — Мы рассчитываем на наших депутатов, на поддержку президента. Надеемся, что экологи не будут торпедировать буквально все наши предложения. Человек на Байкале жил, живет и будет жить. Желаю всем участникам совещания новых предложений, которые помогут сохранить озеро и развивать экономику».
Андрей Чернышев напомнил, что первая задача межфракционной группы — сформировать план работы на ближайший год. По предложению депутата от Забайкальского края Василины Кулиевой, в первом квартале 2018 года состоится заседание группы «Байкал» в Чите (обсуждать будут сбор и утилизацию бытовых отходов). В Бурятии выездное заседание состоится в третьем квартале 2017 года, но республиканские власти еще не определились с темой. Это и неудивительно: в сентябре пройдут выборы главы республики, исполняющему обязанности главы Алексею Цыденову приходится думать в первую очередь именно об этом.
Не место для дискуссий
Отчет о состоянии проекта «Великое озеро» был сделан с акцентом на предложения правительства Иркутской области, которое накидало федеральным властям инициатив на 139 млрд рублей, при этом настаивало на комплексном характере проекта. Министерство природных ресурсов РФ выбросило из этих предложений все, что не касается экологических проблем озера, получило в итоге программу «Уникальное озеро» — при этом сумма расходов на ликвидацию ущерба осталась примерно такой же, какую насобирали правительства регионов. А вот никаких перспектив развития экономики вокруг Байкала в ней не осталось.
Председатель клуба «Байкальские стратегии» Роман Ищенко начал свое выступление с исторической справки, охватывающей период с XVII по XXI век. В этот период Ищенко рассмотрел три волны освоения Байкальской территории: полный беспредел в рамках ресурсного подхода с момента прихода России на Байкал и до распада СССР; затем «запретительный» период, с полным запретом на всю хозяйственную деятельность. Теперь маятник вроде бы качнулся обратно. И, если не выселять людей с Байкала, то надо вернуться к экономическому освоению и найти некий путь «по канату», не свалившись ни в полный экологический экстремизм, ни в тотальное освоение всего и вся.
В качестве образца правильного подхода к использованию таких уникальных водных объектов Роман Ищенко привел совместные действия США и Канады на берегах Великих озер. Если верить докладчику, в этом регионе построена «зеленая экономика» и весь бизнес живет по таким правилам, которые ориентированы на получение прибыли на протяжении как минимум десятилетия. Складывалось ощущение, что Роман Ищенко страшно гордится работой, проделанной аналитическим центром «Байкальских стратегий», но никаких рациональных решений, кроме как «создать на базе группы „Байкал“ проектный офис и проанализировать современное законодательство», он озвучить не смог.
И.о. министра природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов рассказал, что у республики накопилось предложений и мероприятий на 370 млрд рублей, разделенных на четыре приоритета, среди которых федеральное ведомство оставило только два — все про бизнес и экономику в Минприроды РФ просто вычеркнули. «Мы считаем, что проект необходимо доработать и учесть наши предложения по
«И не надо дебат»
Тут бы участникам встречи поговорить об услышанном, выдвинуть свои идеи и предложения, но Андрей Чернышев поблагодарил докладчиков и перешел к вопросу о состоянии действующего законодательства. Невозможно было отделаться от мысли, что все происходит лишь для галочки: все, что было сказано в докладах, мало—мальски интересующиеся темой участники встречи давно уже знали из СМИ и бурных дискуссий в социальных сетях. Ничего принципиально нового не прозвучало. Выступление министра природных ресурсов Иркутской области Андрея Крючкова депутат Чернышев оборвал самым безжалостным образом, чтобы самому произнести полный штампов монолог о «росте территории водорослей», «обмелении Байкала» и «гипотетической, но реальной опасности строительства ГЭС в Монголии».
Мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев вытребовал себе семь минут вместо пяти и начал жаловаться на действия Росреестра, который не дает местным жителям возможности оформлять земли в собственность.
Мэр Байкальска Василий Темгеневский в очередной раз пожаловался на федеральное законодательство, запрещающее ему вывозить мусор и строить котельную на угле. Сам глава моногорода, известного на весь мир своим ЦБК, никаких альтернатив углю не видит. Все остальные варианты замены комбинатовской ТЭЦ, которая после остановки производства на ЦБК оказалась слишком мощной для города, по мнению Темгеневского невозможны либо по техническим причинам, либо по экологическим. «Это все должно решаться под эгидой государства. Бизнес экологическими проблемами заниматься не будет никогда», — подчеркнул Темгеневский.
Представитель регионального отделения ОНФ Марина Григорьева заявила, что федеральные законы об охране озера Байкал (в первую очередь, закон
В частности, рассказала в завершение своего выступления Григорьева, нужно разобраться с границами объекта всемирного природного наследия — ни в одном законе РФ, ни
Список продолжался и продолжался, а голос звучал так страшно, что Андрей Чернышев робко попросил заканчивать. «Мы подсчитали, что нам хватит двух вертолетов ТН БСУ, чтобы обслуживать нашу БПТ», — заявила Удеревская, нисколько не заботясь о том, поймут ли ее слушатели.
Итог мероприятия подвел Николай Николаев. Он напомнил, что 22 июня президент Владимир Путин подписал список поручений для правительств Бурятии и Иркутской области, установив срок до марта 2018 года. Николаев попросил всех присутствующих сменить тональность дискуссии: уже никого не нужно убеждать в необходимости защищать интересы природы и граждан — пришло время «работы с текстом», писать законы. Никто не будет править границы Байкальской природной территории, Россия не откажется от своих обязательств по охране объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и будет обсуждать эту тему с международными экологическими организациями. «Давайте до конца августа соберем конкретные предложения и до конца ноября публично обсудим их с участием общественных организаций», — предложил Николаев.
Выглядело все так, будто к группе спорящих школьников подошел строгий учитель и объяснил, как все будет происходить на самом деле.
Константин Зверев, Иркутск