«Потери при строительстве ГЭС в Монголии могут перевесить выгоды от сомнительно «дешевой» электроэнергии»
Результаты исследований, которые много лет вели научные сотрудники Института земной коры СО РАН, показывают, что районы, где Монголия собирается построить ГЭС, остаются сейсмически нестабильными и опасными. Более того, проблемы с водой за счет строительства станций также решить не удастся – испарение с поверхности водохранилищ приведет к ускоренному опустыниванию Монголии. Проект #СпасиБайкал предлагает вам выдержки из публикаций д. г.-м. н. Константина Леви, заведующего лабораторией кайонозоя ИЗК СО РАН, а также к. г.-м. н. Андрея Мирошниченко – старшего научного сотрудника лаборатории современной геодинамики ИЗК СО РАН. Их совместная работа «Картографическое моделирование каскада водохранилищ в бассейне реки Селенги (Монголия). Предварительные результаты» опубликована в «Известиях ИГУ».
«Размышления на тему строительства гидроэнергетических сооружений в бассейне реки Селенги на территории Монголии бродили в умах монгольского правительства уже в 1960-х годах, но до реализации этих идей дело так и не дошло. В 2011 году эта идея получила новое рождение, вылившееся в различные общественные слушания и предварительные оценки вероятных экологических последствий для реки Селенги и озера Байкал. При этом, однако, забыли, а Международная экологическая коалиция «Реки без границ» напомнила, что «Монголия не выполнила заключенные в 2005-2008 годы договоренности с Россией о создании совместной концепции управления охраны бассейна реки Селенги и об участии российских специалистов в оценке воздействий в ходе создания технико-экономического обоснования (ТЭО) ГЭС в бассейне реки Селенги, которая является крупнейшим притоком Байкала. Как показало российско-монгольское совещание 30-31 марта 2015 года в Улан-Баторе, монгольская сторона явно не будет разрабатывать ТЭО и ОВОС плотин в бассейне Селенги в продуктивном взаимодействии с российской стороной».
Кроме того, в комментариях к решению ЮНЕСКО сказано: «Монгольские специалисты при своих расчетах строительства брали за основу результаты максимально водных годов. Получалось так, что и приток Селенги в Байкал почти не уменьшится, а если и сократится, то только на период заполнения водохранилищ – на два-три года. А потом восстановит вековой статус-кво». Кроме того, в планах правительства Монголии – создание комплекса не только гидроэнергетических, но и мелиорационных сооружений, для переброски воды северных рек в гобийские аймаки. Представляется, что эта идея вообще недостаточно продумана. Подобные идеи о «развороте рек» Западной Сибири в Среднюю Азию разрабатывались в СССР в 1950-х годах, но, к счастью, в середине 1980-х от них отказались. Но вот в Монголии – опять об этом вспомнили.
Качество обсуждений проблемы строительства ГЭС в Монголии упирается в противоречивые сведения о местах их возведения (нам не даются географические координаты плотин) и о морфометрических показателях искусственных водоемов. Поэтому при картографическом моделировании по трем известным проектам ГЭС в Монголии – Эгийн-гол, Шурэн и Орхон мы разместили проектируемые плотины в наиболее рациональных, по нашему мнению, местах. В основу были положены привязки сооружений, которые упоминались в открытых публикациях.
Уровенный режим озерных водоемов во многом зависит от погодно-климатических изменений и обычно контролируется инструментальными наблюдениями. К сожалению, уровнемерные данные имеются для ограниченного числа природных водоемов, и поэтому в качестве косвенной характеристики погодно-климатических изменений во времени могут служить данные дендрохронологии. Прирост древесины зависит от степени влажности атмосферы, объема выпадающих атмосферных осадков, концентрации СО2 в атмосфере и инсоляции земной поверхности, т.е. почти от тех же причин, которые определяют высоту стояния уровней водоемов.
К сожалению, в случае искусственных водоемов планируемых к строительству гидротехнических сооружений в бассейне реки Селенги, уровнемерные данные нам не удалось найти. Поэтому для оценки природной обстановки в окрестностях возможных гидротехнических сооружений был выполнен анализ радиального прироста древесины близ акваторий естественных озер. И, например, анализ радиального прироста древесины близ озера Сангийн-Далай-нуур, располагающегося западнее водосборного бассейна водохранилища ГЭС Эгийн-гол, а также близ озера Тэрхийн-Цагаан-нуур (оно расположено юго-западнее), показал устойчивую тенденцию к ухудшению погодно-климатических условий произрастания древостоев, ведущего к опустыниванию территорий. Те же самые тенденция мы выявили и в окрестностях Орхона.
Если же посмотреть на данные о среднегодовом количестве атмосферных осадков и испаряемости с поверхности озер, расположенных в бассейне Селенги и окрестностях проектируемых ГЭС, то можно увидеть: только бассейн Байкала находится в более или менее благоприятных условиях, остальные же существуют в условиях полупустыни или пустыни. Отрицательные балансы между объемами атмосферных осадков и испаряемостью ведут к устойчивому снижению уровней водоемов в Монголии.
Растительность в бассейне Селенги представлена смесью горной, степной и пустынной с включениями сибирской тайги. Таежные ландшафты при движении с севера на юг последовательно сменяются «таежная→степная→пустынная», что согласуется с последовательным изменением в том же направлении степени опустынивания. Монгольская флора образует экосистемы: таежную (5% площади страны), лесную (10%), степную (52%) и пустынную (32%). Залесенность – величина, отражающая отношение всей лесопокрытой площади (на землях лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса) к площади муниципального образования (района или аймака). На территории Монголии средняя залесенность составляет 11,5% и колеблется от 0,75 (аймак Уверхангай) до 35% (аймак Дархан). За последнее десятилетие отмечается уменьшение залесенности по причине опустынивания. В целом вся территория Монголии входит в градацию «высоких рисков» опустынивания и обезвоживания.
Подводя итог данному исследованию, стоит выделить следующие факторы, определяющие возможные негативные последствия строительства гидротехнических сооружений в бассейне реки Селенги в Монголии.
Первое. Погодно-климатические условия современной Монголии таковы, что процессы опустынивания идут в грандиозных масштабах со скоростью 3,6 тыс. кв. км в год. За счет строительства искусственных водоемов испаряемость с их поверхности суммарной площадью почти 598 кв. км многократно усилится, а это прямая дорога к прогрессирующему опустыниванию. Кроме того, это приведет к искусственному сведению и без того малых лесных угодий и уничтожению богатых травой выпасов животных.
Второе. Из-за слабой «прочности» почвенно-растительного слоя здесь начнут происходить оползни, сплывы, обвалы и сели в период прохождения ливневых дождей. Однако первичной опасностью развития экзогеодинамических процессов является сама эксплуатация ГЭС, связанная с сезонным «повышением – понижением» уровня воды в искусственных водоемах, определяющим интенсивность разрушения берегов водохранилищ и их заиливание.
Третье. Геолого-тектонические опасности – территория Монголии в целом относится к высокосейсмичным регионам. За прошедшие немногим более 100 лет здесь произошли три мощных землетрясения – Болнайское (1905 год, с магнитудой 7,6), Гоби-Алтайское (1957 год, 8,1) и Могодское (1967 год, 7,8). По результатам общего сейсмического районирования все проектируемые в бассейне Селенги гидротехнические сооружения располагаются в районах, где возможно возникновение землетрясений с интенсивностью 8–9 баллов. Это приведет к многократному увеличению стоимости сооружений. Отметим попутно, что Иркутская ГЭС расположена на территории с интенсивностью 7–8 баллов, а построена из предположения возникновения землетрясений интенсивностью 8–9 бал-лов. При этом усиление интенсивности землетрясений на один балл ведет к многократному увеличению стоимости реализации проекта.
Упомянутые выше условия будут препятствовать нормальному функционированию гидроэнергетических сооружений, и, вероятно, в процессе проектирования водохранилища на реках в бассейне реке Селенги придется внимательно проработать технологии защиты прилегающих территорий от негативного техногенного воздействия. Принятие окончательных решений остается за правительством Республики Монголия, но, на наш взгляд, потери могут перевесить резоны получения от этого сомнительно «дешевой» электроэнергии.